Остров Пасхи, занимающий 117 кв. км. — одно из наиболее уединенных мест обитания (наряду с архипелагом Тристан-да-Кунья): он расположен в Тихом океане на расстоянии более 3700 км. от ближайшего континента (Южная Америка) и в 2600 км от ближайшего обитаемого острова (Питкэрн). Первоначальное название острова Пасхи — Рапа-Нуи, что в переводе означает «Большой Рапа». Существует гипотеза, согласно которой подобное название было придумано для различения острова Пасхи и острова Рапа, расположенного на расстоянии в 650 км.
История открытия острова Пасхи
Затерянный посреди Тихого океана, остров Пасхи был обнаружен в 1722 г., когда к его берегам прибыли корабли экспедиции под руководством голландского мореплавателя Якоба Роггевена (1659-1729). Тогда он сотрудничал с Вест-Индской компанией (1621-1791 гг.), одной из самых могущественных торговых организаций. В 1721 г. по ее заданию Роггевен отправился в путешествие для поиска легендарного южного материка.
Упоминания о нем сохранились в работах древних ученых, в том числе и Клавдия Птолемея (ок. 87-165), и мореходы не одно столетие путешествовали по просторам Тихого и Атлантического океанов, не теряя надежды обнаружить несуществующие земли. Конечно, Якоб Роггевен так и не нашел то, что искал, но в ходе плавания в Тихом океане было обнаружено несколько небольших островов, среди которых был и остров Пасхи. Кстати, название ему дали именно голландцы: согласно традиции новые земли назывались в честь религиозных праздников. Экспедиция Роггевена достигла острова в день Воскресения Христова (Пасхи), отсюда и появилось название острова.
Открытые островные земли вовсе не были необитаемыми: голландских путешественников встретили полинезийцы. Интересно, что местные жители ничуть не удивились прибытию пришельцев из Голландии и оказались людьми приветливыми и отзывчивыми. И по сей день неизвестно, когда этот народ прибыл на остров Пасхи, но, судя по результатам археологических раскопок, ко времени обнаружения острова полинезийцы населяли его уже на протяжении многих веков.
Тур Хейердал (1914-2002) с особенным энтузиазмом занимался изучением вопроса о происхождении этого народа. Чтобы доказать свою теорию о заселении острова людьми из Нового Света, он и несколько его единомышленников отправились в путешествие через Тихий океан на бальсовом плоту «Кон-Тики». Эксперимент удался, но ученым его результаты показались не слишком убедительными.
После того как Якоб Роггевен покинул остров, иностранные корабли нечасто появлялись у местных берегов. В 1770 г. Испания формально аннексировала (насильственно присоединила) территории острова из-за их близости к американским колониям государства, но на практике испанцы так и не установили здесь свою власть, а вскоре и вовсе забыли об острове. В 1774 г. остров Пасхи гостеприимно принял экспедицию Джеймса Кука, только что совершившую изматывающее двухгодичное путешествие к Южному полюсу в поисках все того же южного материка.
В 1862 г. на острове высадились мореплаватели из Перу, и намерения их были далеко не мирными. Это были работорговцы, искавшие людей для работы на плантациях. Уехали они не с пустыми руками: примерно половина населения острова Пасхи была увезена в рабство. Хотя властям Франции и Таити удалось прекратить работорговлю в Перу путем определенных соглашений, лишь пятнадцать полинезийцев вернулись домой, принеся с собой на родину оспу. Несмотря на активную миссионерскую деятельность на острове, численность местного населения сокращалась, а традиции предков утрачивались. В 1888 г. на волне колонизации Чили аннексировала остров Пасхи.
В настоящее время остров Пасхи по-прежнему остается территорией Чили: его земли включены в состав области Вальпараисо. Он имеет вулканическое происхождение: через разлом на границе тектонических плит на дне океана происходили выбросы лавы, которая в конечном итоге и сформировала новый остров. Судя по сохранившимся частичкам пыльцы и орехам, земли некогда были покрыты густой растительностью, но по неизвестным причинам лес сильно поредел, а от былого многообразия растительности остались только археологические свидетельства. Среди основных причин обеднения местной природы ученые указывают активную вырубку леса и перенаселенность острова. Замкнутая система флоры и фауны острова Пасхи была нарушена, что привело к экологической катастрофе.
Загадочные статуи моаи
Самая известная и загадочная достопримечательность острова Пасхи статуи, так называемые моаи, большинство из которых сделаны из вулканической породы. История моаи долгое время складывалась по кусочкам из рассказов потомков полинезийцев, сохранившихся записей путешественников и результатов археологических раскопок.
На сегодняшний день известно, что памятники ставились в честь вождей и других уважаемых предков и иногда служили надгробиями. Они отличаются некой унифицированностью: черты лиц схожи, без ярких отличительных признаков.
Предполагается, что моаи создавались еще при жизни вождей, а после их смерти в пустые глазницы статуй вставлялись коралловые глаза, символизировавшие воплощение покойного в созданном памятнике. Своеобразной мастерской для их создания был кратер Рано Рараку, в котором до наших дней сохранились незавершенные или поврежденные моаи.
Высота большинства идолов составляет от пяти до семи метров, более же поздние изваяния доходили и до 10, и до 12 метров. Туф, или, как его еще называют, пемза, из которого они сделаны, по структуре напоминает губку и легко крошится даже при легком на него воздействии. так что средний вес моаи не превышает 5 тонн. Каменные аху — платформы-постаменты: достигали 150 м. в длину и 3 м. в высоту, и состояли из кусков весом до 10 т.
Еще Якоб Роггевен и Джеймс Кук задавались вопросом, как местные жители, не имея никаких механических приспособлений, могли поднять столь громоздкие изваяния и установить их на постаменты на достаточно далеком расстоянии от каменоломни. Сами полинезийцы, отвечая на этот вопрос, часто ссылались на легенду, согласно которой моаи оживали и сами передвигались в пространстве. Ученые же со временем пришли к выводу, что для перемещения статуй использовались деревянные сани, а проведенные на острове опыты доказали, что перевозка почти десятитонного груза таким образом была вполне возможна.
К концу XVIII в. многие моаи были свергнуты с постаментов и разбиты. Иногда это объясняется тем, что общество полинезийцев имело строгую иерархию и было разделено на несколько кланов. Статуи вождей принадлежали разным кланам, и, когда в кризисный для народа период между слоями общества разразилась война, моаи начали целенаправленно уничтожаться. Именно поэтому ко времени прибытия Джеймса Кука в 1774 году многие изваяния оказались поваленными.
В последний раз стоящие истуканы видели в 1830 г. Тогда на остров заходила французская эскадра. С тех пор оригинальных, то есть установленных самими жителями острова, статуй никто больше не видел. Все, что существует на острове сегодня, было восстановлено в XX веке. Последняя реставрация пятнадцати моаи, расположенных между вулканом Рано Рараку и полуостровом Поике, произошла относительно недавно — с 1992 по 1995 г. Причем занимались восстановительными работами японцы.
Статистика по моаи такова. Общее количество моаи — 887. Количество моаи, которые установлены на постаменты аху — 288 (32 процента от общего количества), прочие истуканы по шею погружены в осадочные породы, накопившиеся на острове за долгую историю этого кусочка земли. Многие статуи увенчаны так называемым «пукао» (в переводе — «пучок волос»), своеобразными «шляпами» на головах, представляющими собой огромные каменные цилиндры высотой до 2 м и диаметром до 2,7 м. Они водружались на уже законченные статуи. Но почему их не высекали сразу? Как это делалось технически? Какой в этом кроется смысл? Ответов на эти вопросы до сих пор нет.
Количество моаи, которые стоят на склонах вулкана Рано Рараку (Rano Raraku), где находился карьер по высечению моаи — 397 (45 процентов от общего количества). Количество моаи, которые лежат разбросанными по всему острову — 92 (10 процентов от общего количества). моаи имеют разную высоту — от 4 до 20 метров. Самые большие из них стоят одиноко на склоне вулкана Рано Рараку.
Самый большой моаи по прозвищу «El Gigante» имеет высоту 21,6 метра. Он находится в карьере Рано Рараку и весит приблизительно 145-165 тонн. Самый большой моаи, стоящий на постаменте, расположен на аху Те Пито Кура (Ahu Te Pito Kura). Он имеет прозвище Паро (Paro), его рост около 10 метров, а вес — около 80 тонн.
Странный культ Рапа-Нуи
До второй половины XIX века на острове существовал культ человека-птицы. Этот странный, уникальный для всей Полинезии, обряд был посвящен Макемаке — верховному божеству островитян. Избранный становился его земным воплощением. Причем, что интересно, выборы проходили регулярно, раз в год. При этом самое активное участие в них принимали слуги или воины. Именно от них зависело, станет ли их хозяин, глава семейного клана, Тангата-ману, или человеком-птицей.
Именно этому обряду обязан своим возникновением главный культовый центр — скальный поселок Оронго на самом большом вулкане Рано-Као в западной оконечности острова. Хотя, может быть, Оронго существовал задолго до возникновения культа Тангата-ману. Предания сообщают, что наследник легендарного Хоту Матуа, первого вождя прибывшего на остров, родился именно здесь. В свою очередь, его потомки через сотни лет сами давали сигнал к началу ежегодного состязания.
Весной на небольшие островки Моту-Као-Као, Моту-Ити и Моту-Нуи, расположенные недалеко от берега, прилетали посланники бога Макемаке — черные морские ласточки. Тот воин, который первым находил первое яйцо этих птиц и доставлял его вплавь своему господину, получал в награду семь прекрасных женщин. Ну а хозяин становился вождем, или, вернее, человеком-птицей, получая всеобщее уважение, почет и привилегии. Последняя церемония Тангата-ману прошла в 60-х годах XIX века. После катастрофического пиратского рейда перуанцев 1862 года, когда пираты забрали в рабство все мужское население острова, выбирать человека-птицу стало некому и не из кого.
Более двух с половиной столетий тайна острова Пасхи остается нераскрытой. Большинство теорий об истории и развитии острова Пасхи строится на устных преданиях. Происходит это потому, что никто до сих пор не может понять, что же начертано в письменных источниках — знаменитых табличках «ко хау моту мо ронгоронго», что в переводе приблизительно означает — рукопись для декламации.
Большая часть их была уничтожена христианскими миссионерами, но и те, что сохранились, могли бы, наверное, пролить свет на историю этого таинственного острова. И хотя ученый мир не раз бывал взбудоражен сообщениями о том, что древние письмена наконец-то расшифрованы, при тщательной проверке все это оказывалось не слишком точной интерпретацией устных фактов и сказаний.
Достопримечательности острова Пасхи
- Моаи;
- Деревня Оронго;
- Окрестности вулкана Рано-Рараку;
- Аху Те Лито Кура, или «Пуп Земли» (место расположения самой крупной статуи);
- Антропологический музей Себастьяна Энглера;
- Национальный парк Рапа-Нуи;
- Озеро Рано Кау.