Равный Тадж-Махалу: Ранакпур, город джайнистских храмов

Комплекс джайнистских храмов в Ранакпуре, расположенный в 60 км на север от Удайпура, является самым большим в Индии комплексом этого рода, и отличается мраморной отделкой, равной более известным святилищам Дилвара в Маунт Абу и храмам в Шатрунджайе недалеко от Палитаны в Гуджарате. Однако, в отличие от последних двух мест на вершине холма, это священное место затеряно на дне лесистой долины. Эта земля, расположенная глубоко среди холмов гряды Аравалли, была первоначально подарена в пятнадцатом веке джайнской общине Раной Кумбха, индуистским правителем Мевара.

Храм Ранакпура, так же как и другой красивый и популярный раджастанский храм Дилвара, а также храм Солнца в местечке Модхера (Гуджарат), и некоторые другие храмы западной Индии построен в стиле храмовой архитектуры Соланки, и является уникальной архитектурной достопримечательностью Индии.

Благодаря своему изолированному положению Ранакпур всегда находился вдали от туристических маршрутов, но если вы путешествуете между Джодхпуром и Удайпуром, это прекрасное место, где можно прервать поездку. Небольшая группа гостиниц, рассчитанная на сотни джайнских паломников, которые ежедневно проходят здесь, обеспечивает выбор жилья.

Джайнистский храм Чатурмукха Адинатх (Chaturmukha Adinath Mandir) — место силы, расположенное в уединенной долине святой горы Мадри, является самым крупным и самым совершенным храмом в Ранакпуре. Он был построен в XV веке и посвящен первому святому-тиртханкару («строителю брода») Адинатху. О нем говорили как о «мирной гавани», как о празднике пещер и коридоров из белого мрамора. Его считают произведением искусства, равным Тадж-Махалу, и одним из важнейших джайнистских храмов в загадочной Индии.

Строительство мистического храма началось в 1390 г. и завершилось через пятьдесят лет. Храм представляет собой великолепное трехэтажное сооружение с изображением исторических сюжетов на потолках и куполах, чья крыша увенчана пятью большими шикхарами, и поддерживаемое 1444 резными колоннами, из которых ни одна не повторяет другую.

Несмотря на прошедшие столетия, храм сохранился практически в идеальном состоянии. Храм имеет одинаковые фасады со всех 4 сторон, символизируя власть Адинатха над пространством и временем.

В нем до сих пор проводятся службы, поэтому здесь часто можно встретить священнослужителей-шветамбаров, белоснежные одежды которых прекрасно гармонируют со стенами. В отличие от шветамбаров, представители другого направления в джайнизме, дигамбары, или «одетые в небо» — ходят голыми, подобно индуистским нага-садху.

В основном помещении, Габхаре, расположены 4 огромных мраморных изображения Бхагавана Адинатха, лица которых обращены к четырем сторонам света. В храме также находятся 76 храмов с меньшими куполами, 4 Рангамандапы (зала собраний), 4 Махадхар Прасада (основных храма) и несколько Девакуликас (второстепенных храмов). Все 84 составные части ансамбля представляют 84 лакха (цикла) рождения и смерти, предшествующих вечному спасению.

В главном святилище расположены два 108 килограммовых колокола, издающие глубокий и медитативный звук. В храме также установлены 84 статуи прошлых тиртханкар с потрясающими глазами. Джайны верят, что энергия Бога может струиться через глаза его изображений.

Неповторимые геометрические орнаменты  покрывают все конструкции храма: купола, колонны, потолки и святилища. Скульптура представлена не только тиртханкарами и джайнскими святыми. Танцующие и играющие на музыкальных инструментах небесные женщины помещены на отдельные храмовые конструкции.

К северу от храма находятся мистическое место — дерево Райян и сохранившиеся на мраморной плите следы ног Бхагавана Ришебхадеванда из Шатрунджайи, которые напоминают о его жизни и проповедях. Это важное место паломничества джайнов.

Этот загадочный храм был создан усилиями четырех преданных последователей учения: Ачарьи Сомасундарсуриджи, Дхарана-шаха, священника Рана Кумбхи и талантливого архитектора Депаки, для которого возведение Ранакпура было, прежде всего, духовным актом, а не средством для заработка. Сложная трехуровневая конструкция мандира, состоящая из кажущегося хаотичного нагромождения куполов и шикхар, наглядно показывает духовное совершенство Депаки, выраженное архитектурным ремеслом.

Святой Храм доступен и открыт для всех постоянно, в стенах монашеских келий разрешается ночлег для всех нуждающихся. Каждый год сюда приезжают тысячи поклонников искусства и паломников со всего мира.

Два меньших храма, посвященных Паршванатху и Неминатху приютились поблизости среди деревьев; скульптура внутри них отличается таким же высоким стандартом. Также на территории комплекса находится современный индуистский храм, посвященный Сурье, резные скульптуры внутри которого изображают мчащиеся колесницы, управляемые солнечными божествами.

Индия, карта расположения Ранакпура

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика