Кусейр-Амра, «Красный замок» Омейядов

Кусейр-Амра – крепость в северо-восточной Иордании (ее название также произносят как «Кусайр-Амра» и «Каср-Амра»), в 85 км восточнее Аммана. Замок Кусейр-Амра являет собой образец ранней исламской архитектуры и является национальным символом Иордании. Арабы называют его «Красным замком», так как строительным материалом для постройки дворца послужил красный песчаник. Крепость знаменита фресками, сохранившимися на ее стенах со Средних веков. Сегодня находится в частично руинированном состоянии; около замка ведутся раскопки. В 1985 году объект был включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кусейр-Амра, загородная резиденция халифов

Кусейр-Амра была построена в период между 723 и 743 гг. на закате эпохи правления династии Омейядов на территории современной Иордании, а в прошлом – Великой Сирии, экономического и политического центра халифата. Косвенным доказательством времени строительства служит сохранившаяся до наших дней надпись на стене: «О, Аллах, сделай аль-Валида ибн-Язида добродетельным!». Другие части надписи доказывают, что именно Валид ибн-Язид «заказал» постройку этой крепости, причем в ту пору, когда еще являлся принцем – наследником престола (а это – как раз период с 723 по 743 гг.); в 743 году он взошел на престол под именем Валида II. Другие исследователи считают, что она немного старше, и датируют крепость примерно 710 годом; в этом случае упоминающийся в надписи принц позже стал правителем Валидом I.

Кусейр-Амра использовалась не только как оборонительное укрепление, но и в качестве резиденции халифов из династии Омейядов; здесь они порой скрывались от столичной суеты. Сохранившиеся постройки замка представляют собой остатки обширного комплекса, занимавшего площадь в 25 га. Он был окружен каменной стеной, от которой уцелели лишь фундаменты; по-видимому, здесь какое-то время размещался постоянный гарнизон. В юго-восточной части ансамбля располагался колодец глубиной 40 м, рядом с которым найдены остатки водоподъемного механизма и дамбы.

Замок, а точнее – маленький дворец, представляет собой двухэтажное сооружение из известняка и базальта, разделенное на две части – в одной располагались жилые покои, во второй – баня (хаммам). Наиболее выдающаяся особенность Кусейр-Амры – обилие фресок, которыми расписаны внутренние стены помещений. Они представляют собой уникальное явление в арабском искусстве.

Кусейр-Амра, достопримечательности

Древняя резиденция халифов Кусейр-Амра была богато украшена, в том числе резьбой по камню и фресками, которые изображают знаки зодиака, музыкантов, танцовщиц, ремесленников, верблюдов, сценки охоты и мн. др. Фрески напоминают изображения Древней Греции, Рима, Византии (некоторые ученые предполагают, что для росписи стен были приглашены именно византийские художники). Изображен на них и сам принц, по чьему приказу была возведена крепость.

Судя по фрескам Каср-Амры, когда-то в этой ныне пустынной местности можно было охотиться на газелей, львов, зайцев, ланей и другую живность. Некоторые из изображенных животных характерны скорее для Персии, что позволило исследователям предположить, что в создании фресок Каср-Амры принимали участие также и персидские художники.

Особый интерес вызывают фрески, изображающие дровосеков, пилящих деревья, каменщика и горшечника, занятых своим ремеслом, по которым можно судить об орудиях труда и костюмах простых людей того времени.

Фреска, известная как «Шесть царей», изображает халифа и пять других правителей различных государств, в числе которых – Родриго (Родерих), последний король вестготской Испании, правивший очень короткое время – в 710–711 гг. – и погибший в сражении с арабами. Возможно, именно этим периодом следует датировать фреску, а может быть, и всю постройку. Смысл изображения долгое время был неясен, пока реставраторы в конце 1970-х гг. не обнаружили при расчистке фрески греческое слово «NHKH» – «победа». Очевидно, роспись была призвана изображать торжество халифа над поверженными врагами.

Все помещения бани также расписаны фресками. Раздевалка украшена забавными сценками с изображениями животных, играющих на музыкальных инструментах.

Некоторые образы весьма неоднозначны и вызывают споры: например, изображение ангела, пристально смотрящего вниз на какую-то закутанную фигуру, в которой угадываются очертания человека. Предполагалось, что это сцена смерти или погребения, однако после расчистки фрески исследователи склонны предполагать, что под покровом скрывается любовная пара. Три лика на потолке, как считается, изображают три стадии человеческой жизни, однако местные жители-христиане уверены, что центральная из этих фигур – Иисус Христос.

Ценны фрески не только своей древностью, но и тем, что в исламе запрещено изображать любых живых существ – как людей, так и животных, и во многих местах такие изображения были попросту уничтожены. Редкая по сюжетам и тщательности исполнения живопись Кусейр-Амры делает этот памятник интересным образцом арабского раннесредневекового искусства.

Иордания, карта расположения Кусейр-Амры

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика