Пунакха: Дворец счастья, буддийский Фрейд и священные фаллосы

Город Пунакха, бывший до 1955 года столицей Бутана, ныне является административным центром одноименного дзонхага (округа). Сейчас же город используется в качестве зимней резиденции верховного духовенства страны. Город был построен вокруг крепости XVII века Пунакха-дзонг, имеющей богатую историю и большое культурное значение.

вид на пунакха-дзонг

Вообще, для Тибета и прилегающих к нему буддийских территорий, характерна одна архитектурная особенность – укрепленная крепость, в которой обычно размещается администрация и монастырь. Такая архитектура называется дзонг. Чаще всего дзонги можно увидеть в горах, где скалы создают для них естественную защиту.

дзонг бутана

Такие комплексы сочетают в себе массивные стены и башни, внутри которых находятся внутренние дворы, административные здания, храмы, а также жилье для монахов. Прежде всего дзонги используются как монастыри, университеты, культурные центры, военные укрепления и центры управления. Эта архитектура присуща и Бутану, и одним из основных в стране является Пунакха-дзонг. Также из подобных монастырей можно выделить удивительный Такцанг-лакханг в Бутане, а также расположенные в Ладакхе монастыри Ки Гомпа и Фугтал Гомпа. Кроме того, к культурным достопримечательностям Тибета можно отнести практикующийся там необычный и шокирующий обычай джхатор, или небесное погребение.

горный монастырь пунакха дзонг

Пунакха-дзонг, «Дворец великого счастья»

ландшафт пунакха дзонг

Пунакха-дзонг является основным зданием в одноименном городке, который еще с давних времен имеет большое культурное и историческое значение. Полное название крепости звучит как «Пунтанг-Дечен-Пхотранг-Дзонг», что в переводе означает «Дворец великого счастья». Сегодня Пунакха-дзонг является вторым по возрасту и вторым по размеру дзонгом в королевстве, а также одним из самых величественных сооружений на просторах Тибета.

вид на пунакха дзонг

Со стороны монастырь смотрится, как грозная и неприступная крепость. Частично так и есть, ведь пути отхода в случае наступления опасности здесь продуманны очень толково. Даже вполне добротный мост, который нужно пройти, чтобы попасть в крепость, легко подлежит самоуничтожению.

мостик пунакха дзонг

переход пунакха дзонг

перила моста к пунакха дзонгу

Однако, такой неприступный для людей форт оказался легкой добычей в руках природы. Именно вследствие буйства стихии Пунакха-дзонг не единожды страдал от разрушений и опять восстанавливался. Пожары, наводнение, схождение горной породы – и все равно трудолюбивые монахи восстанавливали бутанскую святыню.

башни дзонга

Пунакха-дзонг расположен в живописном месте, на слиянии двух рек: Пхо-Чу (что значит «отец») и Мо-Чу («мать»), в долине Пунакха-Вангду. Особый колорит монастырь обретает весной, когда вокруг его стен начинает цвести сиреневым цветом жакаранда, род растений семейства бегониевые.

пунакха дзонг

Пунакха-дзонг был построен в первой половине XVII века (ориентировочно в 1637-1638 гг.) монахом, царем и основателем Бутана Нгавангом Намгьялом. Он был первым, кто смог объединить страну, придать королевству собственную государственность и культуру, отделив ее от тибетской.

Также интересно:  Кафедральный собор в Роскилле, королевский некрополь Дании

огни дзонга

В 1639 году на территории монастыря была возведена часовня для размещения оружия, которое жители Бутана отобрали во время битвы с тибетцами. Также Намгьял основал здесь монашеский орден, состоящий из 600 человек.

буддийские монахи

обряды в пунакха дзонге

В 1907 году Пунакха-дзонг был местом коронации первого короля Бутана Угьена Вангчука, основателя королевской династии, правящей по сей день. Тремя годами спустя в монастыре было подписано заключение мира с Великобританией, согласно которому королевство получило полную автономию и невмешательство Англии во внутренние дела, положившее начало периоду полной «изоляции» Бутана, от внешнего мира.

фестиваль пунакха дзонг

ритуальные танцы тибета

Из интересных событий, происходящих в монастыре, также стоит отметить королевскую свадьбу. 13 октября 2011 года Пунакха-дзонг стал местом проведения свадебной церемонии пятого (нынешнего) короля Бутана Джигме Кхесара Намгьяла Вангчука с его избранницей Джецуной Пема.

король бутана

Пунакха-дзонг является частью одного из главных подразделений школы тибетского буддизма Кагью. Главное здание имеет шесть этажей в высоту и содержит центральную башню. Дзонг находится на высоте 1200 метров над уровнем моря. При строительстве были использованы природные материалы: камни, древесина и уплотненная земля. В длину монастырь достигает 180 метров, в ширину 72 метра.

стены пунакха дзонга

Высота крепости составляет около 20 м. Монолитные отвесные стены только добавляют сооружению помпезности и величественности. К самому монастырю ведут два ряда ступенек, преодолев которые вы попадаете в чудный внутренний дворик, также известный в буддизме как доч. К слову, в Пунакха-дзонге их насчитывается целых три.

внутренний двор дзонга

Один из них предназначен для административных функций. Именно в этом дворике располагается чортен – сооружение религиозного характера, которое обязательно венчает дерево Бодхи. Второй двор находится в распоряжении монахов. Здесь расположены жилые комнаты, а от административной части они отделены ютсом – небольшой башенкой-храмом.

храм дзонга

Третий доч – это святая святых монастыря. Он отведен исключительно под духовные нужды. Здесь находится главный храм Пунакха-дзонга, в котором хранятся все древние артефакты и святыни, а также мавзолей, где хранится бальзамированное тело Нгаванга Намгьяла.. Что характерно, вход сюда открыт только двум хранителям – самому королю и главному монаху Бутана.

внутри пунакха дзонга

Буддийские храмы, как правило, отличаются обилием различной настенной живописи, имеющей религиозное или символическое значение.

колесо мироздания

живопись пунакха дзонга

картины пунакха-дзонг

Обычно это снимать запрещено, но на входе в Пунакха-дзонг картины расположены не внутри храма, а на улице, поэтому снимать их не возбраняется.

барельефы пунакха-дзонг

символы пунакха дзонг

Особенно любопытна картина с четырьмя зверями. Это знаменитая в Бутане история «4 друзей» — слона, обезьяны, кролика и птицы. По легенде в индийском Варанаси 4 зверя поспорили кому принадлежит дерево, с помощью которого они все питались. Слон заявил, что он увидел дерево первым, а обезьяна сказала, что на дереве нет фруктов, потому что она их съела задолго до того, как слон увидел его.

Также интересно:  Античный Эпидавр: Камни, впитавшие историю

картина со зверями

Кролик сказал, что он ел листья этого дерева, когда оно было ещё маленьким кустиком, а птичка сказала, что дерево вообще бы не выросло, если бы она в клюве не перенесла семена на это место. В финале истории все животные приняли аргументы друг друга и стали жить в мире и гармонии. Эта история, как и всё в буддизме, очень символична. Слон представляет наше тело, обезьянка наш беспокойный ум, кролик — наши эмоции, а птичка — нашу душу.

пунакха-дзонг ночью

Храм Плодородия и «святой сумасшедший»

чими лакханг

Храм Чими-лакханг (Храм Плодородия) находится на расстоянии 20 километров от Пунакхи рядом с деревней Сопсокха. Этот необычный храм Бутана связывают с именем Другпы Кюнле, буддийского учителя Махамудры и персонажа бутанского фольклора, «Священного Сумасброда» и «буддийского Фрейда«.

другпа кюнле

Сам себя лама гордо называл «сумасшедшим драконом» (Кюнга Легпа), но для мира остался известен под именем Другпа Кюнле, что переводится как «святой юродивый«. Его непристойные рассказы и фривольные стихи знают во всем Бутане и далеко за его пределами, а события его жизни стали легендарными.

дракон и фаллос

Другпа Кюнле считают реинкарнацией Сарахи, одного из 84 буддистских махасиддх Индии. Он родился в 1455 году, году деревянной свиньи, в поселке Ралунг в Западном Тибете. Говорят, еще в юные годы он достиг мастерства в духовных практиках и изучении древних писаний. Однако в возрасте 25 лет он покинул монастырь Ралунг, чтобы вести жизнь странника, проповедуя и смело разоблачая пороки общества.

бутанский лингам

Другпа Кюнле был кем-то вроде экзорциста, обличавшего фальшивую мораль, предубеждения относительно секса и ханжество. Некоторые считают его средневековым буддийским Фрейдом.

фаллос на стене дома

Лама обладал острым умом, проницательностью и чувствительностью к фальши и ханжеству, ритуалам, религиозному и показному невежеству, а также всевозможным тибетским фетишам, с чем беспощадно боролся и высмеивал. Другпа Кюнле известен благодаря сумасшедшим методам, приводящим учеников (преимущественно женщин) к просветлению — используя неожиданные приёмы, затрагивая сексуальность, нередко заманивая женщин через развратные действия, применяя грубые шутки и тонкие магические методы, он приводил учеников к парадоксальному пониманию буддийского учения. Не останавливаясь ни на каких табу, он демонстрировал внутреннюю сущность запретов, страхов и заблуждений, прикрытых показным благочестием.

дворики бутанцев

За недюжинные успехи в деле несения света буддийского учения на кончике своего фаллоса он получил титул «святой 5000 женщин». За учение он помимо удовольствия взимал в виде платы чанг — тибетское пиво.

Также интересно:  Остров погибших кукол

дома бутана

Другпа Кюнле большую часть жизни прожил в Бутане, и бутанцы всегда считали его своим героем, хотя тибетское имя Друкпа указывает скорее на принадлежность к религиозной школе Другпа Кагью. С помощью своей «огненной ваджры» Другпа Кюнле одолел множество местных демонов, чему служат подтверждением многочисленные легенды, предания и байки.

магазин в бутане

Так, согласно одной из легенд, местность, где проживал святой, повадился терроризировать дракон-демон. Не сробев, лама, подобно Георгию Победоносцу, вышел на бой с чудовищем. Используя фаллос вместо копья, он удачным выпадом загнал его в пасть дракону, вызвав асфиксию и тем самым победив демона.

настенная живопись

Другая легенда рассказывает о злых духах, которые вселились в стаю собак и мучили животных до тех пор, пока Святой Сумасшедший не отлупил всю стаю своим прибором, тем самым изгнав демонов.

картинки бутана

Третий миф связан непосредственно с храмом Чими-лакханг и повествует о стерегущей перевал Дочула (Dochula Pass) страшной демонице.
Перевал находится в 30 км. от столицы Бутана, города Тимпху на важной дороге, ведущей в Пунакху. Перевал имеет большое значение для жителей страны, поскольку соединяет ее центральную часть с восточной.

магазин сувениров

При помощи своей «огненной ваджры бесконечной мудрости » Другпа Кюнле подчинил демоницу, превратив ее в черную собаку. На месте битвы с демоницей он построил ступу, приговаривая «чи мед», что в переводе означает «нет собаки». Позднее, в XV в., двоюродный брат Другпы Кюнле построил здесь храм, получивший известность как храм Чими-лакханг. Название храма переводится, как «Храм, в котором нет собаки».

здания бутана

Другпа Кюнле начал традицию рисовать фаллосы на стенах и крышах домов, укоренив в народе поверье, что изображение фаллоса отгоняет злых духов и отводит сглаз. Ныне изображение фаллоса гордо украшает почти все дома прилегающей к храму деревни, а также является статьей дохода для многочисленных сувенирных лавок.

сувенирные фаллосы

Сам же Чими-лакханг прославился, как храм плодородия, в котором бесплодные женщины могут обрести надежду на рождение ребенка. Это поверье настолько сильное, что сюда приезжают женщины даже из таких далеких стран как США и Япония. Процедура выглядит следующим образом: настоятель благословляет женщину фаллосом Другпы Кюнле, выполненным из дерева и слоновой кости, легонько ударяя ее по голове реликвией. после чего ей разрешается остаться в монастыре на ночь. Такое благословение называется ванг.

дом богатого бутанца

Также беременные приходят в монастырь, чтобы узнать имя будущего ребенка, для этого они тянут наугад из кипы бамбуковых дощечек, расположенных у алтаря, на которых написаны различные женские и мужские имена.

обзор пунакха дзонга

монастырь крепость бутана

Бутан, карта города Пунакха

 

Похожие статьи

Добавить комментарий