Гьянгдзе, тибетский город-крепость
Город-форпост Гьянгдзе (Гьянце) расположен на высоте 3950 м, в 254 км на юго-запад от Лхасы. Город стоит на стратегически важной дороге, соединяющей Тибет и Китай с Индией и Бутаном. Два перевала, которые предстоит преодолеть — Кампа-ла (4800 м) и Каро-ла (5017 м) — это самые живописные перевалы Тибета.
Гьянце — это провинциальный городок из нескольких улочек, сохраняющий еще кое-где настоящий тибетский колорит. Достопримечательность Китая, уникальная крепость (Dzong), находящаяся в городе (XIV в.), сдерживала здесь в 1904 г. отряды английских войск, рвавшихся к столице Тибета. Прекрасно сохранившиеся стены в несколько километров и теперь окружают весь город. Можно осмотреть форт на 150-метровой скале.
Монастырь Пелкор Чходе, духовный центр Гьянце
Монастырь Пелкор Чходе издревле считался духовным центром Гьянгдзе. Он был основан в 1418 г. под руководством Кхедрупа Чже, одного из учеников мастера Цонкапы, и было закончено спустя 7 лет. Множество статуй и фресок внутри сохранились с тех пор в оригинальном виде. Пелкор Чходе сначала представлял собой комплекс зданий, в котором проживало 3333 монаха. Сегодня многие из дворов пустуют, а действующие строения принадлежат монахам школы Гелугпа, хотя монастырь открыт и для представителей других направлений буддизма.
Монастырь Пелкор Чходе представлял собой комплекс из 15 монастырей трех разных традиций, что само по себе является редкостью для тибетского буддизма. Главное здание — большой белый 5-этажный субурган с 20-ю комнатами, называется «Гоман». У входа вместо обычных росписей расположены фигуры Четырех Охраняющих Королей: слева с мечом — Вирудхака, правитель неба роста, охраняющий юг, так как его страна находится на южной стороне горы Меру. Справа со ступой в руке — Вирупакша, правитель неба метаморфоз, охраняющий запад.
Другие две статуи: слева — Вайшравана, правитель неба, оберегающего простых людей от травм; Вайшравана охраняет север. Справа — Дхритараштра, правитель неба сильного королевства, охраняющий восток.
В монастыре также можно увидеть искусно вышитое полотно с основными буддийскими символами: раковина (символ вести о просветлении Будды и о возможности каждого реализовать природу Будды), зонтик (символ защиты от препятствий), колесо закона (символизирует Дхарму — учение, слово Будды), знамя (символ победы Дхармы над неведением), бесконечный узел (символ вечности и взаимозависимости всех явлений во Вселенной), рыбы (символ преодоления океана сансары и достижения нирваны), лотос (символ святой любви и святого сострадания) и драгоценный сосуд (символ долгой жизни и здоровья).
На нижнем этаже много фигур разнообразных эманаций и манифестаций гневных божеств. Один из больших залов монастыря посвящён дхьяни-буддам. Перед глазами паломников, совершающих обход вокруг центральной статуи, по очереди предстают Будды пяти элементов. Первым — рождённый из драгоценности, Ратнасамбхава, Будда южного направления, телом жёлтый или золотой, олицетворяющий элемент земли. В левой руке Ратнасамбхавы находится драгоценность, исполняющая задуманное. Правая рука развёрнута ладонью наружу в варада-мудре (жесте даяния блага, что символизирует щедрость). Ратнасамбхава символизирует непредвзятость в оценке явлений и уравновешенность, щедрость, богатство (материальное и духовное) и доброту.
Непоколебимый или бесстрастный Акшобхья, будда восточного направления, имеет тело синего цвета и символизирует элемент воды. Правой рукой Акшобхья касается земли, в левой руке он держит ваджру, символ своего семейства. Также Акшобхья олицетворяет «знание зеркала», являющееся чистым сознанием. В этом зеркале возникают и отражаются все возможные формы и образы, но само зеркало остаётся незамутнённым, и ничто не может повлиять на его чистую природу. «Знание зеркала» — понимание иллюзорности и пустотности всех явлений.
Будда безграничного света, Амитабха представляет элемент огня и западное направление. Огонь не только обжигает, но и дарит тепло, поддерживающее нашу жизнь, и свет, озаряющий нам дорогу. Тело Амитабхи красного цвета, руки сложены в медитативной дхьяна-мудре, на которой покоится лотос, символизирующий очищение от привязанностей. Амитабха олицетворяет способность различать и признавать многообразие вещей в единстве. У будд и бодхисаттв такое знание проявляется как мудрость, позволяющая им понимать точку зрения различных живых существ, чтобы помочь каждому отдельному существу выбрать тот способ, который наилучшим образом соответствует его характеру и склонностям.
На севере мандалы находится Будда безошибочного достижения, Амогхасиддхи, телом зелёный и символизирующий элемент воздуха. Зелёный цвет ассоциируется с юными силами и неуёмной энергией природы. Он предполагает свободу и пространство для самовыражения и расширения сферы влияния. В левой руке Амогхасиддхи находится двойная крестообразная ваджра, а правая рука сложена у груди в мудре защиты и благословения. В Амогхасиддхи воплощено «знание свершения действия». Осознав природу реальности, её единство и многообразие, человек должен быть готов перейти к действиям, опирающимся на это знание.
В центре зала — статуя четырёхликого Будды Вайрочаны, озаряющего, лучезарного и сияющего во всех направлениях. Вайрочана символизирует центр мандалы мироздания и элемент эфира или пространства. Тело Вайрочаны белого цвета, что олицетворяет собой чистоту и пустотную сущность пробужденного ума. Руки Будды сложены на уровне сердца в жесте учения: пальцы сомкнуты в окружность, символизирующую колесо дхармы.
В Вайрочане воплощены совокупность времени и пространства и всеобъемлющее знание, он символизирует неразрушимое тело всех будд. Вайрочана дарит миру свет и наставления Будды Шакьямуни во всех направлениях.
Между статуями дхьяни-будд расположены статуи божеств относящихся к практикам тантрического божества Сарвавид.
К основной часовне ведет подъем из главного молитвенного зала. Центральная фигура внутри часовни — это Шакьямуни, по обе стороны которого расположены Будды Манджушри и Майтрейя. Будда Шакьямуни изображён сидящим в лотосе. Его левая рука лежит на бедре с ладонью, развернутой вверх, и поддерживает горшок монаха для подаяний пищи, а правая рука касается у правого колена земли. Внизу видны статуи Цонкапы и его учеников. По сторонам — портреты Далай Ламы XIII, последнего Панчен Ламы X и нынешнего Панчен Ламы, избранного китайцами. Местонахождение тибетского мальчика, признанного воплощением Панчен Ламы, уже много лет неизвестно.
Статуи Бодхисаттв расположены вдоль стен. Очень почитаема паломниками статуя защитника Ваджрапани. Бодхисаттва Ваджрапани, «держащий ваджру», является манифестацией будды Акшобхьи и символизирует силу просветлённого ума. Чаще всего Ваджрапани можно увидеть изображённым в гневном аспекте. Бодхисаттва с телом тёмно-синего цвета стоит с широко расставленными ногами, в правой руке он держит ваджру, а левая рука подтянута к груди в жесте подчинения вредоносных энергий. Пространство вокруг него всегда пылает. Ваджрапани носит тигровую шкуру вокруг талии, символ великого мудреца-махасиддхи. На голове – корона, во лбу – око мудрости, а на шее Ваджрапани помимо ожерелья можно разглядеть змею.
Бодхисаттву сострадания и бесконечной любви Авалокитешвару можно встретить в форме тысячью руками и одиннадцатью лицами. По легенде, бодхисаттва дал клятву, что «ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью», но когда осознал, насколько трудна и, возможно, даже непосильна данная задача, его голова не выдержала и раскололась на несколько кусков. Будда Амитабха и Ваджрапани придали телу Авалокитешвары новую форму: тысячи рук с глазом в центре каждой ладони смогут дотянуться до всех живых существ. Руки характеризуют просветлённые действия, а глаза являются символом мудрости. В два ряда над центральной головой расположены ещё шесть — красного, белого и зелёного цветов. Выше — голова Ваджрапани синего цвета, а на самом верху — маленькая голова красного цвета, принадлежащая Амитабхе.
На верхних этажах находятся несколько интересных помещений с выразительными яркими фресками. Если идти вверх по ступенькам, то в первой часовне слева находится трехмерная мандала и рисунки махасидх на стенах. Другие часовни посвящены Будде Майтрейя (по-тибетски Джампа), Цонкапе и 16-ти архатам.
Вокруг монастыря расположены здания 18-ти учебных буддийских дацанов. Так называют духовные буддийские учреждения, в которых обучаются молодые монахи. Всего же в Пелкор Чходе проживают теперь около сотни монахов.
Кумбум, пагода ста тысяч Будд
Одним из самых примечательных сооружений в Тибете является ступа Кумбум, строительство которой началось спустя пару лет после соседнего монастыря Пелхор Чходе. Это самая большая многоцветная ступа Центрального Тибета, высота которой составляет 32 метра. Она была создана по заказу одного из первых принцев города и является наиболее сохранившейся достопримечательностью города.
Это типичная выполненная в непальском стиле ступа, символизирующая поклонение основным первоэлементам мироздания: Земля — Вода — Воздух — Огонь — Эфир. Коническое шестиэтажное тело ступы опоясано снизу доверху спиралью своеобразного балкона-корридора. С него возможно войти в помещения многочисленных келий на каждом этаже. Келий всего 78, и в совокупности в них имеются 100 000 самых разнообразных образов Будды: скульптур, рисунков, фресок. Ниже мы более подробно расскажем о содержащихся в стенах ступы образах.
В начале перед нами предстает Маричи — одно из воплощений Тары, богиня солнечного света и рассвета, супруга Хаягривы.
В ступе в том же святилище на лотосовом троне — Маричи в форме с двумя руками. Правая рука в мудре высшего даяния протянута вперед, левая рука обычно держит сосуд с нектаром у пояса, но у конкретно этой статуи Маричи левая рука сложена в мудру. Изображения и статуи в Кумбум часто могут отличаться от тех, что можно встретить в других храмах и монастырях Тибета, не стоит забывать, что рисовали фрески и возводили статуи выходцы из непальской народности невари.
Бхутадамара — одна из форм бодхисаттвы силы Ваджрапани. В этой форме у него 6 рук.
На стене комнаты — привычное и наиболее часто встречаемое изображение Ваджрапани в форме с двумя руками, в правой бодхисаттва держит ваджру. Мудра левой руки отличается от статуи в Пелхор Чходе, хотя строили храм и ступу в одно и то же время. Пространство вокруг Ваджрапани всегда пылает.
Ситатапатра, «разгоняющая, рассеивающая» — ещё одно из воплощений богини-защитницы Тары. Богиня держит белый зонт и защищает все проявления бытия. В мирной форме Ситатапатру изображают с одним лицом и двумя руками, но статуя в Кумбум имеет шесть рук и три головы. Её окружают четыре гневных женских божества — Апараджита, Махачанда, Махаджавала и Махакала.
Разные изображения Ситатапатры украшают стены святилища.
Следующее святилище носит название Сукхавати, что означает «земля блаженства», место на западе, где пребывает будда Амитабха. В комнате восседает на лотосовом троне гигантская статуя Амитабхи в форме будды Амитаюс, божества долгой жизни.
Парнашабари — один из аспектов гневной богини Палдэн Лхамо. У Парнашабари тело жёлтого цвета, шесть рук и три головы; богиня стоит в необычной позе с согнутой левой ногой. Талию богини украшает пояс из свежих листьев.
Хаягрива, «с лошадиной шеей» — йидам и дхармапала, защитник учения, гневный аспект будды Амитабхи. Гнев Хаягривы направлен на причины страдания и возникает из сочувствия, которое он испытывает ко всем страдающим существам. Можно встретить разные формы Хаягривы, где он изображён с шестью головами, три из которых лошадиные, с шестью или восемью руками. У статуи Хаягривы в Кумбум в форме дхармапалы — одна антропоморфная голова, и небольшая голова лошади помещена в волосы над короной.
Ачала, «недвижимый» — гневное божество-защитник, держащее в правой руке меч.
Грахаматрика — «мать всех планет», трёхликая шестирукая богиня, главные руки её сложены в мудре обучения дхарме.
Дипанкара, Будда прошлого, поднимает правую руку в мудре бесстрашия. Как и Шакьямуни, Дипанкара родился в царской семье, но однажды покинул стены дворца и, практикуя аскетизм, обрёл просветление под деревом пиппхали.
Богиня богатства, процветания и изобилия Васудхара изображена в мирной форме с левой рукой, сложенной в мудре бесстрашия. Правая рука сложена в мудру, дарующую благо. Васудхара находится в окружении четырёх женских божеств, чьи руки так же сложены в упомянутые выше мудры.
На противоположной стене богиня держит на руках Вайшравану, бога богатства.
Четырёхрукий Махабала, «обладающий великой силой», держит длинный посох в одной из своих рук. По сторонам — небольшие статуи бодхисаттв Падмапани (одна из ипостасей Авалокитешвары) и Ваджрапани.
Красно-коричневое женское божество Дхваджагра с тремя головами и четыремя руками.
Следующее большое святилище носит название «Тушита» — чистая обитель будды будущего Майтрейи. Большая статуя Майтрейи возвышается над паломниками.
Вайшравана (Дзамбала), «яснослышащий», бог богатства, восседает на снежном льве. На левой руке Вайшраваны сидит мангуст, изрыгающий драгоценности. Статую недавно заново покрасили.
Редко встречаемая форма бодхисаттвы мудрости Манджушри, когда он восседает на льве, а руки сложены в мудру обучения дхарме. На стенах вокруг — изображения шестнадцати архатов будды Шакьямуни.
Авалокитешвара (Ченрези) — бодхисаттва сострадания. В двух руках у груди Авалокитешвара держит драгоценность, исполняющую задуманное, в двух других руках у него хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Все Далай Ламы считаются воплощениями Авалокитешвары. Слева и справа — бодхисаттвы Шадакшари и Манидхарин.
Зелёная Тара — богиня-защитница, одна из главных форм богини Тары. К ней часто обращаются за покровительством тибетцы, напевая мантру «Ом таре туттаре туре соха». Правая нога богини спускается вниз с лотоса и символизирует готовность прийти на помощь, левая нога находится в состоянии покоя.
На стенах помимо Зелёной Тары изображена двадцать одна форма богини Тары.
Авалокитешвара Амогхапаша — редко встречаемая и мало известная форма бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары с серебряным телом и золотым лицом. Статую окружают бодхисаттвы Бхрикути, Хаягрива, Экаджати и Шадакшари.
Чёрный Хаягрива в гневной форме стоит ногами на двух трупах.
Курукулла, «рождённая от Тары» — гневное женское божество с телом красного цвета и четыремя руками. В главных руках дакини держит лук и стрелу. Курукулла — покровительница магии, любви, чародейства и целительства.
Данная форма бодхисаттвы мудрости Манджушри называется «игривый король».
Ваджравидарана своим видом напоминает Ваджрапани. Он держит в руках тантрические атрибуты: в правой — двойную ваджру, в левой — колокольчик. Стоит Ваджравидарана на двух трупах, а рядом с ним находятся женские божества Сарасвати и Ваджратара.
Махамуни — эзотерическая форма будды Шакьямуни с восемью руками.
Белая Тара сидит в позе лотоса на троне. У неё семь глаз: ещё по одному глазу находится в центрах ладоней и ступней, и третий глаз, глаз мудрости, находится во лбу. Правая рука сложена в мудре дарения блага, левая — в мудре проповедующего учения. В левой же руке Белая Тара держит цветок лотоса.
Следующее святилище снова посвящено бодхисаттве силы Ваджрапани. В статуе воплощена форма Ваджрапани, именуемая Дрозанг, что означает «хорошее перерождение».
На стенах тоже изображены формы Ваджрапани.
Ваджрасаттва, «алмазная душа, душа молнии» дарует сиддхи ясновидения сокровенной внутренней действительности. Правая рука держит ваджру у сердца, а левая у бедра – серебряный колокольчик.
Ещё одна комната посвящена будде долгой жизни, Амитаюс. Будда сидит в медитативной позе и держит в руках сосуд с нектаром бессмертия.
Джваланаларка — гневное женское божество с двойной ваджрой в правой руке и колокольчиком в левой.
Джваланала, «горящий огнём» — гневное мужское божество в сопровождении двух женских божеств.
Четырёхликий Вайрочана — дхьяни-будда центра мироздания, символизирующий элемент эфира или пространства, в сопровождении Ваджрасаттвы и Ваджрараги.
Ратнасамбхава — дхьяни-будда южного направления, телом жёлтый (или золотой), символизирующий элемент земли.
Необычная форма шестиголового Манджушри, бодхисаттвы мудрости.
Бодхичитта Ваджра в сопровождении Ваджравады и Ваджрадхармы.
Шакьясимха — «тот, кто действует в нижних мирах», вместе с Ваджрасаттвой и Самантабхадрой, бодхисаттвой, символизирующим чувство обоняния.
Амогхасиддхи — дхьяни-будда северного направления, телом зелёный и символизирующий элемент воздуха.
Серебряный четырёхликий Вайрочана — дхьяни-будда центра мироздания.
Ещё одна статуя будды Амитаюс с сосудом, содержащим нектар бессмертия.
Будда Дхармадхарараджа — «король тех, кто поддерживает дхарму».
Центральная статуя красного бодхисаттвы олицетворяет форму всех будд, руки сложены в мудре обучения дхарме.
Буддасурья, «солнечный будда», держит в руках открытый рот.
Акшобхья, дхьяни-будда восточного направления, имеет тело синего цвета и символизирует элемент воды.
Ступа увенчана золотым навершием. Оно возвышается, подобно короне, над четырьмя изображениями глаз, которые смотрят во все четыре стороны света. Что касается статуй, то большая их часть была повреждена во время Китайской Культурной Революции, но сейчас восстановлена.
Китай, карта расположения Гьянгдзе