Всего в 70 километрах от Рима, рядом с городком Бомарцо (Bomarzo) расположен невероятный парк. Создатель парка герцог Франческо Орсини, заложивший его в 1556 году, стремился создать видимость заколдованного загадочного места и называл парк «Священным лесом» (Il Sacro Bosco). Современники окрестили этот сад «Парком монстров«, (Parco dei Mostri).
Этот парк действительно не похож ни на что… Он не напоминает сады того времени в Италии и в других странах. Он не имеет ничего общего с садами и парками предыдущих и последующих времен. Эта достопримечательность Италии абсолютно уникальна! Подобные этому парку, но гораздо более поздние Будда парк и Сала Кеоку, о которых можно прочитать в этом обзоре, можно встретить сейчас лишь на другом конце света, в Лаосе.
Сейчас, запущенный и заросший, Парк Монстров превратился в настоящий лес, который пугает и восторгает одновременно. Бродя по дорожкам, первое что замечаешь, это отсутствие структуры, композиции парка. Создается впечатление, что скульптуры просто раскиданы по парку в совершенно произвольной форме. Они словно являются продолжением густого старого леса, каменные фигуры зловеще выглядывают из ветвей и в тревожной тишине, которая окутывает парк, кажется что это живые существа притаились в зелени.
Франческо Орсини принадлежал к очень знатному роду — одних только римских пап в его роду было пять, не считая кардиналов. Герцог, только что переживший жестокую войну, где был убит его близкий друг, а он сам провел в плену 2 года, вернулся домой, где вскоре потерял при несчастном случае свою жену, Джулию Фарнезе.
Мучаясь от горя, принц захотел создать шокирующий “дом чудес” и нанял архитектора Пирро Лигорио, чтобы тот помог ему сделать это. Лигорио был широко уважаемым архитектором и художником, который ранее завершил собор Святого Петра в Ватикане после смерти Микеланджело, а также Villa d’Este в Тиволи. Этот парк должен был стать необычной, но интересной работой для него.
Архитектор наполнил парк причудливыми и завораживающими скульптурами, понять смысл которых порой помогают лишь сопроводительные надписи. Первой нас встречает Голова Протея, сына Нептуна. На ней – земной шар, его венчает замок Орсини, что символизирует власть Орсини над миром.
Далее мы видим огромную статую Битва Титанов. Здесь Геркулес разрывает Какоса, хитрого вора, крадущего у бедных людей быков. Скульптура олицетворяет борьбу добра и зла. Другие скульптуры изображают слона, раздирающего человека, собак, атакующих дракона, женщину с неестественно раздвинутыми ногами…
Каменный грот, где можно укрыться от летней жары – это голова Орко, королевы Преисподней. Рот – вход, а язык – стол. У этой пасти есть удивительное свойство, любой звук, произнесенный здесь, разносится по всему парку.
Очень необычное сооружение в парке – падающий двухэтажный дом. Он стоит с наклоном к линии горизонта. Попадая внутрь, человек испытывает странные ощущения, у него начинает кружиться голова, он словно теряет ориентацию в пространстве. Некоторые историки утверждают, что изначально дом не был наклонным, а стал таким в результате оползня.
В самой верхней точке парка раскинулось открытое пространство. Отсюда открываются захватывающие виды на окрестности. Здесь стоит храм, посвященный Джулии Фарнезе, сооружение, на котором отдыхает глаз. После огромных статуй со свирепыми или печальными лицами здание храма особенно радует своей лаконичностью, гармонией и красотой.
Наследники Орсини не имели средств и возможностей культивировать Священный лес, и парк стал зарастать, приобрел зловещий вид. Появились легенды о злых духах, обитающих в этих местах. Парк в Бомарцо стали называть парком монстров. В 1645 г. Бомарцо был продан семье Ланте, а потом перешел к Боргезе. И та и другая фамилии достаточно известны. Уже в наше время владельцем парка стал Джованни Беттини, который занялся ландшафтным дизайном, провел реставрацию и открыл его для посещения. Многое в парке сделано благодаря его покойной жене Тине Беттини.
Сейчас к парку вернулась былая известность. Причудливый каменный зверинец Сакро Боско очень любил Сальвадор Дали. Он был настолько вдохновлен, что по скульптурам парка написал в 1946 году картину «Искушение святого Антония» . Жан Кокто был также поклонником парка. Парку посвящали свои картины другие художники, снимали документальные фильмы, писали эссе и оперы.
Италия, карта расположения Священного леса