Священная роща Осун, расположенная в ближайших окрестностях нигерийского города Ошогбо, представляет собой остаток огромного древнего пралеса, покрывавшего некогда всю территорию Южной Нигерии. Африканцы почитают эту рощу как местожительство Осун, богини изобилия в пантеоне народа йоруба. Вся роща и берега протекающей через нее реки буквально усеяны всевозможными святилищами, алтарями, скульптурами и различными символами, посвященными Осун и другим божествам йоруба. Эта священная роща, давно превратившаяся в своеобразный символ национальной идентичности йоруба, является, вероятно, одной из последних в наследии этой древней культуры. Ее существование свидетельствует о бытовавшей когда-то и широко распространенной в этих местах практике почитания священных рощ. Священная роща Осун-Ошогбо занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Африке.
Лес шестнадцати светильников
Город Ошогбо существует по крайней мере с XVIII столетия. Он известен своими мастерами народного декоративно-прикладного искусства, и прежде всего деревянной скульптуры, а также как центр традиционной религии народа йоруба. В числе ее божеств наиболее популярна речная богиня Осун, подательница изобилия. Протянувшаяся вдоль обоих берегов священная роща Осун – один из последних священных лесов йоруба. В соответствии с религией этого народа лес – местожительство духов и сверхъестественных существ.
Под сенью священного леса устроено несколько святилищ, посвященных богине Осун. А обилие всевозможных алтарей, фетишей, вотивных приношений, статуй и священных символов превращает рощу в настоящий заповедник африканского искусства под открытым небом, причем в сочетании с цветущей флорой и бегающей и ползающей фауной – ведь это самый настоящий лес, а не мемориальный музей!
Художественное оформление святилищ и храмов, наполненное глубокой сакральной символикой, – обычная практика в религии йоруба. Обычно декором покрывают двери, дверные косяки и зачастую – стены святилища. Помимо этого, существует множество предметов, в символической форме представляющих образы богов и богинь, которым поклонялись местные жители. Например, символами богини Осун служат маленькие горшки для воды («ору»), латунь («иде») и бусы («илеке»); символом Ифа, божества мудрости и тайного знания, является поднос для гаданий («опон ифа»), украшенный различными эмблемами.
Боги йоруба
Осун Лакокан – «супруг» богини Осун. Это – первое божество, которому необходимо поклониться и принести жертвы, прежде чем приблизиться к святилищу богини. У Осун Лакокан есть своя собственная жрица.
На берегу реки в священной роще располагается Агбала Осун – большое огороженное пространство, в пределах которого находится святилище богини Осун («Иле Осун»). Сам берег внутри ограды также считается священным. Здесь совершаются главные ритуалы ежегодного праздника, посвященного богине Осун. Первая часть двора открыта для всех желающих.
Другая часть доступна лишь для посвященных, а третья, представляющая собой святая святых, – только для верховных жрецов и жриц. Поблизости расположено еще одно священное место, куда доступ простым смертным закрыт: здесь ученики жрецов-ифа проходят посвящение в жрецы. В пределах рощи Осун есть еще много других святилищ и ритуальных участков.
Священная роща издавна служит местом проведения ежегодного праздника, зародившегося много лет назад. Расположенный в священной роще храм богини Осун на самом деле представляет собой дворец Ларойе, ставшего первым атаоджа (королем) Ошогбо. Стоящий в пойме реки Осун, он часто страдал от наводнений. По совету жрецов-ифа Ларойе перенес поселение на верхнюю речную террасу. Здесь он построил второй дворец, ныне известный как Иледи Оунтото. Этот дворец теперь также является храмом. Здесь правящий король по традиции поклоняется своему предку.
Нигерия, фото Осун-Ошогбо
Нигерия, карта Осун-Ошогбо