Кафедральный собор Нотр-Дам в Турне: Пять колоколен Бельгии

«Если у вас есть время на посещение лишь одного собора в Бельгии, то этим собором должен стать Нотр-Дам де Турне», — говорят бельгийцы. Кафедральный собор в Турне действительно является самой роскошной церковной постройкой Бельгии. Это внушительное сооружение — яркий пример синтеза двух главных архитектурных стилей средневековой Европы: романского и готического. Собор является епископской резиденцией (католическое епископство Турне). Нотр-Дам в Турне, наряду с такими шедеврами средневековой европейской архитектуры, как Бургосский собор в Испании, соборы в немецких городах Аахен, Кельн и Шпайер, Шартрский, Амьенский, Реймсский, Руанский, Буржский соборы во Франции, а также удивительные Пизанский собор и миланский Дуомо в Италии, входит в число прекраснейших культовых сооружений в Европе. Включён в 2000 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

панорама собора в турне

Собор Нотр-Дам в Турне, история возведения

История собора в Турне — городе с двухтысячелетней историей — берет свое начало в эпоху раннего Средневековья. Его основание связано с крещением короля франков Хлодвига, принявшего христианство в 496 году. По преданию, именно он основал церковь в Турне. В последующие века ее неоднократно перестраивали.

шпили собора в турне

В 1146 году Турне стал центром епископства. Естественно, что для епископской кафедры потребовалась более представительная и вместительная церковь. За основу были взяты самые крупные и известные постройки той поры — имперские соборы в Шпайере и Вормсе (Германия).

площадь перед собором в турне

Первый этап строительства продолжался с 1146 по 1171 год. В это время был сооружен обширный романский неф. Первоначально перекрытие его было плоским, и лишь много позже, в XIX столетии, его заменили своды, а западный фасад украсило большое круглое окно-роза.

Также интересно:  Символ мироздания: Статуя Будды в Лэшане и гора Эмэйшань

окно в виде розы

В 1175 году собор был освящен, однако работы по его расширению продолжались. К 1198 году были завершены трансепты. Здесь на архитекторов уже повлиял новый готический стиль, заимствованный, судя по всему, у построек Рейнской области. К этому же переходному — от романского стиля к готике — типу относятся и пять монументальных, квадратных в плане башен, возведенных в 1150—1250-х годах (первоначально их было семь). В конце 1500-х годов все башни получили завершения в виде четырехгранных шатров, увенчанных коваными крестами. Центральная башня ниже и шире остальных, но она заканчивается более высоким шатром и потому смотрится выше других, хотя все пять башен равновелики — высота каждой составляет 81 м. Обступив собор со всех сторон, они придают ему крайне своеобразный силуэт. Местные жители в просторечии так и называют свой храм: «Les cinq clochers» — «Пять колоколен».

пять колоколен

В 1242 году только что законченная восточная часть церкви была уничтожена пожаром, и ее сменил новый хор, выстроенный в духе чистой французской готики, по образцам соборов в Амьене и Суассоне. Его строительство заняло восемьдесят лет — с 1242 по 1325 год. Хор получился громадный: 58 м в длину и 47 м в высоту. Он на 14 м выше, чем неф, и лишь на 9 м короче его (длина нефа — 67 м), так что зрительно выглядит главной частью всего сооружения.

фасад собора в турне

Собор в Турне, архитектура и интерьер

Собор Нотр-Дам в Турне, объединивший в себе архитектурные традиции Рейнской земли, Нормандии и Иль-де-Франс, стал одной из самых значительных средневековых построек к северу от Сены, предтечей необъятных соборов эпохи высокой готики. Собор в Турне стал и своеобразным «законодателем моды» в средневековой скульптуре Бельгии и Нидерландов. Его замечательное скульптурное убранство, выполненное из голубовато-серого известняка, вызвало к жизни множество подражаний. Среди восхитительных работ, украшающих порталы, выделяется композиция «Мадонна с Младенцем» (ок. 1310—1320 гг.) на западном фасаде. Перед собором установлена скульптурная композиция, изображающая бредущих паломников.

Также интересно:  Замки Луары, часть 23: Брезе, подземный великан "Долины троглодитов"

статуи паломников

Великолепный амвон, законченный к 1572 году, отделяет гигантский готический хор от остального, выполненного в романском стиле, пространства собора. Восемь дорических колонн из полированной яшмы пурпурного цвета поддерживают три арки, над которыми установлены три статуи из алебастра: в центре – статуя Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее – святые Пиат и Элевтерий, который держит в руках макет собора.

интерьер собора в турне

Ни одна из капителей из черного мрамора, венчающих колонны, не повторяется: они изображают растительный орнамент, древнеегипетские божества в виде голов птицы и быка и франкскую королеву Фредегунду, передающую меч своему супругу. Украшением амвона служат двенадцать барельефов с изображением основных сцен Страстей Христовых и сюжетов из Ветхого завета.

портик нотр-дам де турне

Над пересечением нефа и трансепта возвышается пять романских башен высотой около 83 метров, благодаря которым Турне в свое время и прозвали «городом пяти колоколен». В одной из башен находится соборный колокол «Мари-Понтуаз», а в другой прежде располагалась тюрьма.

обзор собора в турне

К сожалению, большое количество прекрасной скульптуры и рельефов внутри и снаружи собора погибло от рук протестантов в период Реформации. Храм сильно пострадал и от нашествия французских революционных войск в 1794 году. Пропали или были уничтожены и многие исторические документы, хранившиеся в соборе, в том числе и дарственная грамота, подписанная королем франков Хильдериком I, отцом Хлодвига, умершим в 481 году.

вид сверху на собор в турне

В 1850—1860-х годах собор в Турне был отреставрирован. Работами руководил Леместр д’Анстейн. В отличие от большинства современных ему реставраторов он очень внимательно и бережно отнесся к первоначальному убранству храма, так что проведенная им реставрация позволила избежать появления очередного новодела «в готическом вкусе» и сохранить то немногое, что уцелело в годы разорений и невзгод.

Также интересно:  "Северный Гибралтар": Свеаборг, шведская крепость Финляндии

орган нотр-дама

Но это были не все испытания судьбы, выпавшие на долю собора. В мае 1940 года в результате немецких бомбардировок была уничтожена готическая капелла 16 века. В августе 1999 года собор серьезно пострадал от сильнейшего смерча, а 19 февраля 2008 года подвергся ограблению: было похищено 13 ценнейших предметов церковного искусства, в том числе крест, в котором хранилась частица Креста Христова, привезённая в Средние века из Византии.

Собор в Турне сегодня

реликварий

Тем не менее, собор в Турне продолжает хранить в своих стенах множество выдающихся художественных ценностей. Главное его сокровище — знаменитый реликварий Девы Марии (1205 г.), созданный выдающимся мастером Средневековья Николаем Верденским из Лотарингии, и который епископ Радбо впервые пронес в 1090 году вокруг города во время эпидемии чумы, после чего она закончилась.. Это одно из двух произведений, на котором сохранилось имя мастера, в то время как остальные его работы выявлены лишь по стилистическим признакам.

священная шкатулка

В сакристии собора хранится превосходное собрание религиозного искусства, включая средневековые гобелены и еще один реликварий XIII века — святого Елевтерия, первого епископа Турне (VI в.), замечательное произведение мастеров серебряных дел. Здесь же можно видеть также ризу, принадлежавшую святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, посетившему Турне незадолго до своей гибели.

арки собора в турне

искусство собора в турне

В числе других художественных сокровищ полотна нидерландских и фламандских живописцев Маартена Воса, Питера Пурбуса Старшего, Квинтена Метсейса, Ланселота Блондееля, Якоба Йорданса и большая картина «Чистилище», принадлежащая, как считают, кисти Рубенса. Мраморный амвон с ренессансным декором выполнен фламандским архитектором Корнелисом Флорисом Вриендтом (1514—1575) в 1572 году.

полотно в турне

Бельгия, карта расположения Нотр-Дам де Турне

 

Похожие статьи

Добавить комментарий