«Если у вас есть время на посещение лишь одного собора в Бельгии, то этим собором должен стать Нотр-Дам де Турне», — говорят бельгийцы. Кафедральный собор в Турне действительно является самой роскошной церковной постройкой Бельгии. Это внушительное сооружение — яркий пример синтеза двух главных архитектурных стилей средневековой Европы: романского и готического. Собор является епископской резиденцией (католическое епископство Турне). Нотр-Дам в Турне, наряду с такими шедеврами средневековой европейской архитектуры, как Бургосский собор в Испании, соборы в немецких городах Аахен, Кельн и Шпайер, Шартрский, Амьенский, Реймсский, Руанский, Буржский соборы во Франции, а также удивительные Пизанский собор и миланский Дуомо в Италии, входит в число прекраснейших культовых сооружений в Европе. Включён в 2000 году в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Собор Нотр-Дам в Турне, история возведения
История собора в Турне — городе с двухтысячелетней историей — берет свое начало в эпоху раннего Средневековья. Его основание связано с крещением короля франков Хлодвига, принявшего христианство в 496 году. По преданию, именно он основал церковь в Турне. В последующие века ее неоднократно перестраивали.
В 1146 году Турне стал центром епископства. Естественно, что для епископской кафедры потребовалась более представительная и вместительная церковь. За основу были взяты самые крупные и известные постройки той поры — имперские соборы в Шпайере и Вормсе (Германия).
Первый этап строительства продолжался с 1146 по 1171 год. В это время был сооружен обширный романский неф. Первоначально перекрытие его было плоским, и лишь много позже, в XIX столетии, его заменили своды, а западный фасад украсило большое круглое окно-роза.
В 1175 году собор был освящен, однако работы по его расширению продолжались. К 1198 году были завершены трансепты. Здесь на архитекторов уже повлиял новый готический стиль, заимствованный, судя по всему, у построек Рейнской области. К этому же переходному — от романского стиля к готике — типу относятся и пять монументальных, квадратных в плане башен, возведенных в 1150—1250-х годах (первоначально их было семь). В конце 1500-х годов все башни получили завершения в виде четырехгранных шатров, увенчанных коваными крестами. Центральная башня ниже и шире остальных, но она заканчивается более высоким шатром и потому смотрится выше других, хотя все пять башен равновелики — высота каждой составляет 81 м. Обступив собор со всех сторон, они придают ему крайне своеобразный силуэт. Местные жители в просторечии так и называют свой храм: «Les cinq clochers» — «Пять колоколен».
В 1242 году только что законченная восточная часть церкви была уничтожена пожаром, и ее сменил новый хор, выстроенный в духе чистой французской готики, по образцам соборов в Амьене и Суассоне. Его строительство заняло восемьдесят лет — с 1242 по 1325 год. Хор получился громадный: 58 м в длину и 47 м в высоту. Он на 14 м выше, чем неф, и лишь на 9 м короче его (длина нефа — 67 м), так что зрительно выглядит главной частью всего сооружения.
Собор в Турне, архитектура и интерьер
Собор Нотр-Дам в Турне, объединивший в себе архитектурные традиции Рейнской земли, Нормандии и Иль-де-Франс, стал одной из самых значительных средневековых построек к северу от Сены, предтечей необъятных соборов эпохи высокой готики. Собор в Турне стал и своеобразным «законодателем моды» в средневековой скульптуре Бельгии и Нидерландов. Его замечательное скульптурное убранство, выполненное из голубовато-серого известняка, вызвало к жизни множество подражаний. Среди восхитительных работ, украшающих порталы, выделяется композиция «Мадонна с Младенцем» (ок. 1310—1320 гг.) на западном фасаде. Перед собором установлена скульптурная композиция, изображающая бредущих паломников.
Великолепный амвон, законченный к 1572 году, отделяет гигантский готический хор от остального, выполненного в романском стиле, пространства собора. Восемь дорических колонн из полированной яшмы пурпурного цвета поддерживают три арки, над которыми установлены три статуи из алебастра: в центре – статуя Богоматери с младенцем, а по сторонам от нее – святые Пиат и Элевтерий, который держит в руках макет собора.
Ни одна из капителей из черного мрамора, венчающих колонны, не повторяется: они изображают растительный орнамент, древнеегипетские божества в виде голов птицы и быка и франкскую королеву Фредегунду, передающую меч своему супругу. Украшением амвона служат двенадцать барельефов с изображением основных сцен Страстей Христовых и сюжетов из Ветхого завета.
Над пересечением нефа и трансепта возвышается пять романских башен высотой около 83 метров, благодаря которым Турне в свое время и прозвали «городом пяти колоколен». В одной из башен находится соборный колокол «Мари-Понтуаз», а в другой прежде располагалась тюрьма.
К сожалению, большое количество прекрасной скульптуры и рельефов внутри и снаружи собора погибло от рук протестантов в период Реформации. Храм сильно пострадал и от нашествия французских революционных войск в 1794 году. Пропали или были уничтожены и многие исторические документы, хранившиеся в соборе, в том числе и дарственная грамота, подписанная королем франков Хильдериком I, отцом Хлодвига, умершим в 481 году.
В 1850—1860-х годах собор в Турне был отреставрирован. Работами руководил Леместр д’Анстейн. В отличие от большинства современных ему реставраторов он очень внимательно и бережно отнесся к первоначальному убранству храма, так что проведенная им реставрация позволила избежать появления очередного новодела «в готическом вкусе» и сохранить то немногое, что уцелело в годы разорений и невзгод.
Но это были не все испытания судьбы, выпавшие на долю собора. В мае 1940 года в результате немецких бомбардировок была уничтожена готическая капелла 16 века. В августе 1999 года собор серьезно пострадал от сильнейшего смерча, а 19 февраля 2008 года подвергся ограблению: было похищено 13 ценнейших предметов церковного искусства, в том числе крест, в котором хранилась частица Креста Христова, привезённая в Средние века из Византии.
Собор в Турне сегодня
Тем не менее, собор в Турне продолжает хранить в своих стенах множество выдающихся художественных ценностей. Главное его сокровище — знаменитый реликварий Девы Марии (1205 г.), созданный выдающимся мастером Средневековья Николаем Верденским из Лотарингии, и который епископ Радбо впервые пронес в 1090 году вокруг города во время эпидемии чумы, после чего она закончилась.. Это одно из двух произведений, на котором сохранилось имя мастера, в то время как остальные его работы выявлены лишь по стилистическим признакам.
В сакристии собора хранится превосходное собрание религиозного искусства, включая средневековые гобелены и еще один реликварий XIII века — святого Елевтерия, первого епископа Турне (VI в.), замечательное произведение мастеров серебряных дел. Здесь же можно видеть также ризу, принадлежавшую святому Томасу Бекету, архиепископу Кентерберийскому, посетившему Турне незадолго до своей гибели.
В числе других художественных сокровищ полотна нидерландских и фламандских живописцев Маартена Воса, Питера Пурбуса Старшего, Квинтена Метсейса, Ланселота Блондееля, Якоба Йорданса и большая картина «Чистилище», принадлежащая, как считают, кисти Рубенса. Мраморный амвон с ренессансным декором выполнен фламандским архитектором Корнелисом Флорисом Вриендтом (1514—1575) в 1572 году.
Бельгия, карта расположения Нотр-Дам де Турне