Город Насик (Нашик), расположенный на берегу священной реки Годавари, является одним из важнейших мест паломничества в индуизме и одним из наиболее священных городов Индии. Насик находится в северной части штата Махараштра в 160 км. от Мумбаи у гор Западные Гаты, на западном краю вулканического плато Декан. Река Годавари разделяет город на основную часть (южный берег) и квартал Панчавати (северный берег). Кроме Годавари, через Насик протекают реки Вайтарана, Бхима, Гирана.
Насик — также один из древнейших городов Индии. В индийской мифологии имеются упоминания, отражающие важность города во всех четырех Югах (эрах в индуизме). Он был известен как Падманагар в Трета-Юге, Янастана в Двапара-Юге и Насик в Кали-Юге. В этом легендарном месте все пропитано историями о царевиче Раме (Рамачандре) — сыне царя Дашаратхи, главном герое древнеиндийского эпического сказания «Рамаяна», где повествуется о том, что в этом месте во время изгнания жили Рама, его супруга Сита и брат Лакшман. Согласно легенде, название города «Насик» связано с эпизодом их жизни, когда Лакшман, возмущённый намерением сестры царя асуров Раваны демоницы Шурпанакхи убить Ситу, отрубил ей нос (nashik).
Город перешел под власть моголов в XVI в. и был переименован в Гульшанабад. Спустя 300 лет он вошел в состав Маратхской империи и вернул свое прежнее название. Ко второй половине ХХ в. город стал крупным промышленным центром, сохранив при этом не только изысканную деревянную архитектуру и древние храмы, но и уникальные для Индии трамваи, которые помимо Насика до сих пор ходят только в Калькутте. Ныне сохранившиеся здесь старинные храмы, как и прочие крупные религиозные достопримечательности Индии в городе, так или иначе связаны с героями Рамаяны.
Насик, древний город у священной реки
Туристам, посещающим Насик, рекомендуется в первую очередь, уделить внимание местам паломничества и главным религиозным святыням города. Священный пруд Рам Кунд, вода которого дарует мокшу (освобождение), и гхаты реки Годавари являются местами массового погружения индуистов в воду с целью очищения тела и души. Рам Кунд известен как один из немногих водоемов в Индии, где совершал омовение царевич Рамачандра во время его скитаний по стране. Вода в Рам Кунде приравнивается по святости и чудодейственности к водам Ганги. Все паломники, приезжающие в Насик, стараются окунуться в его священные воды перед посещением храмов, чтобы идти на даршан (поклонение) к Богам полностью очищенными. Поэтому существует традиция после такого купания оставлять в этом месте свои старые одежды и переодеваться в новые.
Годавари же — одна из сапта синдху (семи священных рек в индуизме), упоминание о которых можно встретить в Ригведе, Авесте и других древнейших письменных источниках, вторая по величине после Ганги. У реки Годавари раз в 12 лет проводится фестиваль Пушкарам, во время которого происходит купание в ее водах. Считается, что все Боги в дни празднования прибывают к ее берегам и присутствуют на фестивале. Богиня Годавари восседает на лотосе, держит в руках кувшин, цветок и воду в ладонях.
Здесь же, на берегах Годавари, в Насике проводится раз в двенадцать лет «фестиваль кувшина» Кумбха Мела (другие города, по очереди принимающие этот праздник: Харидвар, Аллахабад (Праяг), Удджайн), отмечающий одно из четырех мест, куда во время битвы богов и асуров упали капли нектара бессмертия — амриты, полученного во время пахтания вселенского океана. Кумбха Мела — самое многочисленное религиозное собрание людей в мире, во время проведения которого можно наблюдать множество святых подвижников — садху, агхори, риши и нага-баба, расположившихся лагерем на берегу Годавари. Другими священными реками являются Ганга, Ямуна, Инд, Нармада, Сарасвати и Кавери.
Ганга – главная священная река для каждого индуиста. Вдоль нее располагается большое количество мест, которые почитаются жителями страны: начиная от истока Ганги – Ганготри и заканчивая ее местом впадения в Бенгальский залив. Дельта Ганги самая большая в мире. Наиболее священные из городов на берегах Ганги — Харидвар, Аллахабад (Праяг), Варанаси. Ганга раньше была небесной рекой. Но благодаря хлопотам царя Бхагиратхи, который совершал специальную аскезу для этого, она сошла на Землю. А чтобы смягчить для планеты падение мощных вод Ганги, ее принял на свою голову сам Шива. Богиня Ганга считается дочерью Химаваты и сестрой Парвати. Она изображается на крокодиле, в руках у нее лотос, лютня, чётки, чаша.
Ямуна – вторая по важности река в индуизме. Она является притоком Ганги и берет свое начало в леднике Ямунотри. С главной индийской рекой, а также с невидимой рекой Сарасвати, Ямуна соединяется в Аллахабаде (Праяге), в месте, именуемом Тривени Сангам. На ее берегах расположены такие известные паломнические центры, как Матхура и Вриндаван. Также на ней стоят Дели и Агра. По преданию, Ямуна является дочерью Сурьи (Бога Солнца) и Сараньи (Богини Облаков). Считается, что она превратилась в быстротечную реку после смерти своего брата Ямы. Она так горевала по этому поводу, что рисковала залить весь мир слезами. Боги сделали так, чтобы для реки появилось время, она стала текущей и излечилась от своей скорби. Ямуна Мата изображается на черепахе, с кувшином воды, лотосом, цветочной гирляндой в руках.
Река Инд также числится в списке священных для индуистов, хотя нынче она протекает, в основном, по территории Пакистана. В свое время именно в долине Инда зародилась высокоразвитая индийская цивилизация. Об этом свидетельствуют находки, сделанные археологами в городах Хараппа и Мохенджо-Даро. Вследствие слияния доарийских представлений о мире, которые были свойственны местным племенам, с арийскими взглядами на жизнь, которые принесли пришлые кочевники, возник индуизм. Статус главной реки индуизма Инд утратил по мере продвижения его обитателей на восток, к Ганге.
Нармада – река «дарующая наслаждение», которая берет начало на холме Амаркантак, а затем проходит через половину Индии, чтобы встретиться с Арабским морем. На берегах Нармады расположились такие паломнические города, как Омкарешвар, Мандла, Хошангабад, Махешвар, Амаркантак, Джабалпур и другие. Садху (святые люди) делают 2600-километровый обход всех храмов и святынь на обоих берегах Нармады, тратя на это путешествие около 3-х лет своей жизни. На Нармаде же расположена Статуя Единства, самая высокая статуя в мире, представляющая собой фигуру Сардара Валлаббхаи Пателя — одного из выдающихся индийских политических деятелей, выступавших за независимость Индии.
Существует несколько версий происхождения реки. Одна говорит, что Нармада – это пот Господа Шивы, который выделился во время выполнения им мощной аскезы в месте истока реки. Вторая гласит, что воды Нармады – это одна из слезинок глаз Бога Брахмы (вторая – река Сон, текущая поблизости). Шива-пурана рассказывает, что Нармада настолько чиста и прозрачна, что даже Ганга раз в год приходит к ее берегам в виде черной коровы, чтобы смыть с себя грехи всех тех людей, которые принимают в ней омовение в течение года. Как дочь Шивы, Нармада изображается с лингамом и тризубцем в двух руках, одна рука находится в жесте благословения, еще одна – держит кувшин. Ее вахана (колесница, средство передвижения) – «морской дракон» макара.
Река Сарасвати, которая описывается в древних источниках как «текущая с гор», «полноводная», «сильная и великая», «впадающая в океан» сегодня вообще не отмечена на картах. Она считается невидимой, мифической или подземной. Есть несколько легенд о том, почему это так. Одни гласят, что мудрец Вьяса проклял реку за то, что она мешала Ганеше записывать Махабхарату. Другие повествуют, что появившаяся изо лба Брахмы, река настолько понравилась Богу-создателю, что он возжелал ее как женщину. Убегая от похоти собственного отца, река Сарасвати стала прятаться в землю.
И хотя реку Сарасвати не найти на карте, жители Индии считают, что ее следы наблюдаются в разных местах страны. Например, в деревне Мана (Бхимапур, Бадринатх) расположен ее исток. Появляясь из-под земли, река тут же уходит вновь под землю. А в городке Пехова, что в 30 км от Курукшетры (штат Харьяна) река Сарасвати выходит на поверхность, чтобы даровать блага тем, кто ей поклоняется. Локация обозначена на карте как Сарасвати Тиртха (Saraswathi Tirth) и почитается индуистами как место смерти и кремации Бхишмы – сына Ганги, двоюродного деда Пандавов и Кауравов. Согласно Махабхарате, река Сарасвати пришла к умирающему воину, чтобы напоить его своей водой. В этом месте по сей день поклоняются Богине-реке и отправляют посмертные ритуалы, дарующие умершим предкам мокшу – освобождение из колеса сансары. Также индуизм признает присутствие реки Сарасвати в некоторых важных сангамах (местах слияния рек) Индии. Реке причисляют выход на поверхность в Праяге (Аллахабаде), где в точке Тривени Сангам (слияние трех рек) Сарасвати выходит из-под земли, чтобы встретить Гангу и Ямуну. Схожий сангам числится и в Ришикеше, у Тривени Гхата, где в Гангу скрытым (подземным) способом впадает не только Сарасвати, но и Ямуна. На Тривени Сангаме у Сомнатха – недалеко от места, где умер Кришна – также почитается мифическая Сарасвати, присоединяющаяся в этом месте (если верить легендам) к рекам Хиран и Капила.
Кавери – это река, спускающаяся с горных склонов Брахмагири и уходящая к Бенгальскому заливу. Она питает множество рисовых полей, расположенных по обеим ее берегам, обеспечивая население нескольких штатов пищей. В дар Богине-реке Кавери многие паломники также преподносят горсточку риса в благодарность за ее дары. Богиня Кавери изображается четырехрукой, с цветком и четками в руках, а также держащая кувшин с изливающейся из него водой.
Насик, достопримечательности и святые места
Немного восточнее Рам Кунда возвышается главный мандир (храм) Насика — Кала Рам (Чёрный Рама), построенный в 1794 г. В храме поклоняются божествам Рамы, Ситы и Лакшмана, вырезанным из чёрного камня. Храм можно увидеть издалека благодаря его высокой, 25-метровой шикхаре. Здание храма Кала Рам было сооружено одним из сардаров Пешавара — Рангарао Одекаром. Нынешняя постройка относится к концу XVIII века. Считается, что в этом месте Лакшман наказал Шурпанакху, отрезав ей нос.
Рядом находится священная пещера Гумпха Панчавати, или пещера Ситы. «гумпха» — это пещера, а «панчавати» — пять баньяновых деревьев. Ее можно легко опознать по большому старому баньяну, растущему у входа и постоянному потоку паломников. Согласно легендам, именно в этом месте царевичи Рама и Лакшман, а также жена Рамы — Сита, обитали некоторое время. Место известно тем, что здесь они молились Шиве. Пещера действительно производит впечатление свидетеля времен Рамаяны. Местами она очень узкая, с переходами между уровнями, где приходится пригибаться и ползти вниз на коленях. Сохранились кельи, где жили герои Рамаяны. В одной из пещерных комнат до сих пор стоит Шива-лингам Рамы и Ситы, в другой — находится алтарь с мурти Ситы, Рамы и Лакшмана, выполненными из черного камня.
В 10 минутах ходьбы от пещеры Ситы находится Лакшмана Рекха — место, откуда Сита была похищена Раваной. Рассказывают, что младший брат Рамы провел особую защитную линию вокруг места обитания принцев в лесу Дандакаранья, чтобы укрыть Ситу от зла, пока он отправится на поиски пропавшего Рамы. Но принцесса пересекла ее, чтобы подать милостыню нищему, под личиной которого скрывался злодей Равана.
В тридцати трёх километрах западнее Насика у истоков священной реки Годавари расположен сакральный город Тримбак. Тримбак (Trimbak) на языке маратхи буквально означает “Трехглазый”, один из эпитетов бога Шивы. Здесь, в храме Тримбакешвар, поклоняются одному из двенадцати Джьотирлингамов Шивы. Храм открыт только для индуистов.
Паломники, желающие почтить Годавари, устремляются к холму Брахмагири. Поднимаясь по крутому склону, они достигают источника, с которого берёт своё начало эта священная река. Здесь также находится священный кунд Кусаварта, в которой индуисты принимают ритуальное омовение.
Лингам в Тримбакешваре замечателен тем, что имеет три лика, представляющих Брахму, Вишну и Шиву, тогда как остальные святыни посвящены исключительно Шиве. Из-за обильного омовения водой лингам постепенно разрушается, что, по мнению верующих, олицетворяет деградацию Кали-Юги. Лингам покрыт золотой маской, изображающей Тримурти, на которой установлена инкрустированная бриллиантами, изумрудами и другими драгоценными камнями корона, предположительно датируемая временами Пандавов (конец [IV тысячелетия до н. э.). Корону выставляют на обозрение верующих только по понедельникам с 16 до 17 часов. Совершение поклонения лингаму в Тримбакешваре устраняет пороки в человеке: лживость, зависть и ненависть покидают его. Кроме того, он обретает желаемое.
Недалеко от Тримбака также есть холмы, именуемые Анджанери. Считается, что в этом месте на свет появился верный последователь Рамы обезьянобог Хануман (по другой версии, местом его рождения является Хампи). Наверху склона располагается форт, поблизости есть озера с прозрачной водой. Храм Малыша Ханумана и его Матери Анджанери Деви располагается по пути на вершину горы. Хотя в Индии и любят ставить статуи Хануману, в этом храме она очень необычная, ведь самый известный из народа ванаров изображен младенцем на руках у матери.
На берегах Годавари имеется множество небольших, но очень атмосферных и колоритных каменных храмов, установлена огромная яркая скульптура Ханумана. А поблизости раскинулся необычный рынок, где торгуют средствами «народной медицины»: кореньями, сушеными травами, ягодами, камнями и т.п. Место очень колоритное и, говорят, здесь можно найти натуральное лекарство от практически любой хвори.
Для посетителей Насика также представляет интерес величественный храм Сундар Нараян, где имеется три черных изображения Бога Вишну. Храм находится возле западной стороны моста «Виктория», соединяющего два берега Годавари.
Храм Муктидхам, расположенн приблизительно в семи километрах юго-восточнее города и построен из чистого мрамора. Его стены испещрены восемнадцатью главами «Бхагавад Гиты».
Паломники и туристы также посещают храм Капалешвар Махадев возле храма Каларам, расположенный на холме, куда ведет множество ступеней. Это крупный индуистский храм, где ежедневно проходят 6 больших богослужений. Капалешвар Махадев был построен в конце XVI в. на месте разрушенного португальцами в 1566 г. шиваитского храма. В храме есть бронзовые статуэтки 63 шиваитских поэтов-наянаров. Каждый год в тамильский месяц пангуни (март-апрель) проходит 10-дневный фестиваль Брахмотсавам.
Весьма интересны в Насике также небольшой храм Панчмукхи Хануман, в котором поклоняются пятиликому Хануману; храм Нарошанкар XVIII века возле моста Рамсету; храм Муктидхам; храм Джайн Мандир на шоссе Насик-Мумбаи с 12-тонным идолом Бхагвана Махавиры, а также буддийский храм Дхаммагири, выполненный в архитектурных традициях Мьянмы.
Также в окрестностях Насика интерес представляет гора «семи вершин» — сапта шринги, где Дурга Деви победила демона Махишасуру, в честь чего был возведён храм Saptashringi, где находится одна из шактипитх (святые места, посвященные богине).
Очень интересны также легендарный форт Харихар, расположенный на вершине одиноко стоящей скалы, откуда открывается захватывающий вид на окрестности и комплекс из 23 джайнских пещер Пандавлени, где можно полюбоваться великолепной резьбой и скульптурами, изображающими тиртханкаров.