Накше-Рустам: «Персидские кресты» и Кааба Заратустры

Захоронение царей персидской династии Ахеменидов, как это задумал первый из похороненных здесь — Дарий I, должно было подавлять воображение и вызывать в душах подданных чувство покорности и страха. Строителям это удалось: некрополь Накше-Рустам в дикой скале — олицетворение всесокрушающей мощи, одна из наиболее любопытных исторических достопримечательностей Ирана.

Накше-Рустам, некрополь Ахеменидов

Выбрав такое отдаленное место, устроив гробницу в труднодоступном месте на вертикальной стене скалы, царь Дарий I желал, чтобы его останки не потревожили разрушители могил.

Неподалеку от руин Персеполя  — парадной столицы Древней Персии — находится археологический памятник: захоронение царей династии Ахеменидов, правившей начиная приблизительно с 705 по 330 г. до н. э., когда Персидская империя пала под ударами армии Александра Македонского.

После того как Кир Великий основал империю Ахеменидов и погиб в 530 г. до н. э. при загадочных обстоятельствах, тело его было погребено в Пасаргады, в мавзолее, поразившем самого Александра Великого малыми размерами и скромностью архитектуры.

Его наследники расширили границы империи, сделали ее еще богаче. Задумавшись о месте последнего упокоения, Дарий I, начисто лишенный скромности своего предшественника, повелел отыскать место величественное, возвышающееся над окружающей местностью. Такое нашлось неподалеку от основанной им столицы Персеполис. Это были скалы, выступающие полукругом, словно устремляющиеся вперед и вдаль.

Обрабатывать скальный монолит, да еще на высоте, было нелегкой задачей. Поэтому безвестный архитектор пошел по пути упрощения общей конструкции, и в целом гробницы выглядят очень грубо. На фронтальной стороне скалы вырезана ниша в форме огромного арийского креста (местные жители называют эти гробницы «персидскими крестами»).

В ее центре пробит вход, за которым располагалась вместительная, но скромно устроенная погребальная камера. У входа высятся колонны, очень похожие на те, что украшают вход в царский дворец в Персеполе. В целом, достопримечательность напоминает резные скалы иорданской Петры и некрополя Мадаин-Салих в Саудовской Аравии.

В верхней части ниши вырезано изображение самого царя Дария I: переместившись в загробный мир, опершись на лук, он внимает словам единого бога зороастрийцев Ахура-Мазды.

При Ахеменидах перед гробницами был разбит большой сад — парадейсос. Вероятно, поливать его стоило больших трудов в этой безводной местности. К нашему времени от сада не осталось и следа.

В наши дни Накше-Рустам находится в пустынной и безводной местности. При жизни Ахеменидов вокруг жили люди, охранявшие захоронения и ухаживавшие за пышным садом.

Таинственный куб Зороастра

Поздние правители Ирана не стали пробивать скалы для обустройства погребальных камер, удовольствовавшихся только рельефами. А вот назначение странного сооружения, погруженного в землю, до сих пор остается загадкой.

Наследники Дария I не стали искать другие места для своих гробниц, их останки упокоились рядом. Так поступили Ксеркс I, Артаксеркс I и Дарий II. Пятая гробница предназначалась для Дария III — последнего из Ахеменидов. Александр Великий повелел похоронить поверженного врага с царскими почестями.

Но его гробницу в Накше-Рустам не успели закончить, и место погребения царя неизвестно до сих пор. После падения Персидской империи гробницы были заброшены. К концу XVIII в. скалы были полузасыпаны песком и обломками камня. Только в 1930-х гг. их расчистили с помощью экскаваторов.

У подножия скал, напротив гробниц, стоит загадочное сооружение, сложенное из белого известняка, прозванное в народе Кааба Зороастра, или Заратустры (К’аба Зардушт). «Кааба» на арабском означает «кубический дом», но в данном случае в названии содержится прямой намек на некоторое внешнее сходство с мусульманской святыней Кааба в Мекке.

Точное время сооружения Каабы Зороастры неизвестно, точно так же как и ее назначение, хотя существует множество версий. Например, по одной — это «настоящая» гробница Кира Великого, по другой — здесь располагалось ритуальное помещение для хранения огня, по третьей — тут хранились бычьи шкуры, на которых золотыми буквами был написан текст Авесты. Внутри постройки — пустая комната.

Пришедшие много позднее к власти иранские шахиншахи — цари из династии Сасанидов, правившие в III-VII вв. — не стали хоронить себя в грубых скалах, а предпочли роскошные мавзолеи. Для того, чтобы их имена навеки остались рядом с именами царей великой Персидской империи, они стали размещать между гробницами и у их подножия рельефы, сохранившиеся до наших дней. Множество рельефов эпохи Сасанидов находится также в археологической зоне Накше-Раджаб, находящейся в нескольких сотнях метров от Накше-Рустам.

Рельефы воспевают воинскую доблесть и величие шахиншахов. На первом изображено вступление на трон Ардашира I Папакана — основателя династии Сасанидов. Его сын Шапур I показан верхом на коне, а напротив него — плененный им римский император Валериан I, униженно молящий о пощаде. Рельефы эпохи Бахрама II и Ормизда II демонстрируют поединки всадников. Царь Нарсес также запечатлен на рельефе во время восшествия на трон.

Оба археологических зоны, Накше-Рустам и Накше-Раджаб, являются кандидатами на получения статуса объектов Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Любопытные факты

  • В битве при Гавгамелах 331 г. до н. э. Дарий III потерпел сокрушительное поражение от армии Александра Македонского. Империя Ахеменидов прекратила свое существование. Сам Дарий III бежал в Восточный Иран, все еще надеясь собрать войско и изгнать Александра, но был зарезан собственными сатрапами.
  • Неподалеку от некрополя находился город Истахр, бывший при Ахеменидах главным религиозным центром, где хранился оригинал Авесты — священной книги зороастрийцев. Город неоднократно разрушали и сжигали, от него осталось совсем немного руин.
  • Сасанидские цари изображены в шарообразном головном уборе, который в письменных источниках ошибочно именуют короной. В действительности, это коримбос — полоса шелка, в которую завернуты собранные в пучок волосы.
  • Название Накше-Рустам появилось уже в исламскую эпоху. Память в народе о персидских царях стерлась, и люди стали считать сюжеты грандиозных барельефов иллюстрациями жизни Рустама — героя персидского эпоса, одного из главных персонажей поэмы «Шахнаме». Ее автор — персидско-таджикский поэт Хаким Абулькасим Мансур Хасан Фирдоуси Туей (935-1020 гг.) 35 лет собирал фольклор — древнеиранские мифы и прочий доисламский эпос, изучал Авесту — священное писание зороастрийцев, а также читал произведения своих предшественников-поэтов. На основе этого материала Фирдоуси создал большое стихотворное произведение — эпическую поэму. Фирдоуси считается национальным поэтом Ирана, Таджикистана и Афганистана. В переводе с фарси Накше-Рустам — «рисунки (скульптуры) Рустама». В народе также считается, что гробницы принадлежат Рустаму и прочим героям «Шахнаме», воспринимая их как реальных исторических персонажей.

Иран, карта расположения Накше-Рустам

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика