Майсур – старинный южноиндийский город, славящийся на весь мир шелками, благовониями, изделиями из сандалового дерева и слоновьей кости. По легенде, именно здесь богиня Дурга (Чамунди) повергла Махишасуру, демона в облике буйвола (махиша). Считается, что название города происходит от «Махишуру» (букв. «Город буйвола»). Дурга считается покровительницей Майсура, а с холма Чамунди, где находится ее святилище, открывается великолепный вид на окрестности, старинные дворцы и древние храмы. На западном склоне холма располагается знаменитая гигантская статуя быка Нандина.
Майсурский дворец, история
Майсур обычно называют «Городом дворцов», однако, термин «Майсурский дворец» относится только к одному, находящемуся в пределах старой крепости. Майсурский дворец является одной из самых известных туристических достопримечательностей Индии после Тадж-Махала, ежегодно он принимает более 2,7 миллиона туристов. Он также является одной из самых посещаемых достопримечательностей в Индии, опережая даже Красный Форт и Кутб Минар в Дели.
Дворец построен на территории старой крепости и служил официальной резиденцией бывшей королевской династии Водеяров, которая происходила из Дварки в Катьяваре. Впервые Водеяры построили его в 14 веке, затем дворец сносили и отстраивали несколько раз. Во времена правителей Хайдара Али и его сына, султана Типу, государство Водеяров достигло вершины своего могущества и процветания.
Султан Типу, известный по прозвищу «Тигр Майсура», стал легендой еще при жизни и до сих пор считается одним из самых просвещенных правителей в Индии.
В 18 веке во время своего правления, султан Типу приказал разрушить целый город внутри крепости, в том числе дворец, и использовать строительный материал для сооружения нового города Назарабад (сейчас находится в пределах Майсура). Тем не менее, тот дворец, который мы можем видеть сегодня, начали строить в 1897 году и завершили в 1912, затем расширили в 1940 (пожар уничтожил предыдущий деревянный дворец в 1897 году).
В 1897 году регент Майсура, Махарани Вани Вилас Саннидхна, нанял британского архитектора, Генри Ирвина, чтобы построить ещё один дворец на старом месте. Строительство было завершено в 1912 году. Постепенно старая крепость также благоустраивалась и населявшие её жители переселились за её стены в новые отстроенные районы. Существующее сегодня крыло с Залом собраний Дурбар было построено много позже, примерно в 1940 году.
Майсурский дворец, архитектура и достопримечательности
Архитектурный стиль дворца обычно описывается как индо-сарацинский, и сочетает в себе индуистские, мусульманские, готические стили в архитектуре и стиль раджпутов. Это окруженное большим садом трёхэтажное каменное строение с мраморными куполами и 44-метровыми пятиэтажными башнями.
Особенно величественно дворец смотрится в воскресные вечера и во время праздников, когда его освещают более 5000 ламп.
Три этажа каменного здания из серого гранита с розовыми мраморными куполами спроектировал Генри Ирвин. Фасад имеет семь широких арок и две поменьше, с флангов от центральной арки, которые поддерживаются высокими колоннами. Над центральной аркой располагаются впечатляющая скульптура Гаджалакшми, богини богатства, процветания, удачи и изобилия.
Осмотр здания изнутри обычно начинается с Гомбе Тотти (Gombe Thotti), или Павильона кукол, который когда-то был выставкой кукол, изготовленных для фестиваля Дасара, а ныне стал выставочной галереей европейской и индийской скульптуры и ритуальных предметов.
Далее металлические Слоновьи ворота (Elephant Gate) ведут в центральную часть дворца. Ворота, декорированные цветочным орнаментом, венчает двуглавый орел (Гандаберунда) – царский символ Майсура, а ныне – эмблема штата.
За воротами к северу находятся деревянный колонный зал-мандапа и церемониальный деревянный слон (нач. XX в.), искусно отделанный 24-каратным золотом (всего потрачено 84 кг).
Далее расположен восьмиугольный царский Зал бракосочетаний (Kalyana mandapa). Его потолочный бордюр расписан сценами празднования Дасары в Майсуре в 1930 г. Четыре художника работали над росписями 15 лет. Чугунные колонны изготовлены в Глазго, канделябры сделаны из богемского хрусталя, павлины – из бельгийского цветного стекла. Мозаика из английского изразца повторяет мотив павлинов.
За этим залом можно осмотреть маленькие комнаты, уставленные мебелью. Заслуживают внимания два кресла из серебра и два из бельгийского хрусталя. Их изготовили специально для махараджи и лорда Маунтбаттена, последнего вице-короля Индии. В одной из комнат – резной потолок из бирманского тика работы местных мастеров.
Далее по лестнице с балюстрадой из итальянского мрамора мимо выполненной из парижского гипса статуи Кришнараджи IV Водеяра можно попасть в Зал cобраний (Public Durbar Hall). Отсюда открывается величественная панорама: видна парадная площадь и сады, раскинувшиеся до горы Чамунди. В этом зале махараджа давал аудиенции, восседая на массивном троне, сделанном из фигового дерева и покрытого слоновой костью, золотом и серебром.
В наши дни зал используется только во время праздника Дасара. На стенах можно увидеть картины знаменитых индийских художников Шилпи Сиддалингасвами и Раджа Рави Вармы из царской семьи Траванкора (штат Керала). Верхняя часть зала отделана белым мрамором, инкрустированным в могольском стиле цветочным орнаментом, яшмой, янтарем и ляпис лазури. С этой пышностью контрастируют панели на потолке с изображениями бога Вишну, написанные в 1930 г.
Зал для частных аудиенций (Private Durbar Hall) немного меньше; он украшен цветными витражами и росписью с позолотой. Две серебряные двери – все, что осталось от старого дворца.
На территории дворцового комплекса расположено двенадцать индуистских храмов. Старейший из них был построен в 14 веке, самый современный — в 1953.
Каждую осень, главный дворец города становится местом проведения знаменитого фестиваля Дасара. Фестиваль празднует победу Великой богини Дурги над злым демоном Махишасурой, и тем самым, в соответствии с индуистской мифологией, символизирует собой победу добра над злом. На протяжении всех 10 дней Дасара, по всему городу проходят музыкальные и танцевальные концерты. Музыканты и танцевальные коллективы со всех уголков Индии приглашаются в Майсур для выступлений. Еще одной достопримечательностью Дасара является Kusti Spardhe (соревнования по вольной борьбе), привлекающий борцов со всей Индии.
Начало традиции проведения Дасара было положено правителями династии Водеяров в 1610 году в городе Шрирангапатнам, а в Майсуре с большой помпой начали отмечать в 1799 году. Празднование Дасара стало неотъемлемой частью культурной жизни Майсура. На десятый день фестиваля (Виджая-дашами), на улицах города проходит традиционное красочное шествие Дасара. Яркие наряды, танцевальные коллективы, музыкальные группы, украшенные слоны, лошади и верблюды являются частью процессии, которая начинается от дворца Майсур и направляется к месту под названием Баннимантап, где проходит богослужение. Факельные парады знаменуют собой завершение праздника. Дни празднования Дасара выпадают на сентябрь или октябрь каждого года.