Мцхета, древняя столица Грузии

Мцхета — древняя столица и достопримечательность Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек Восточной Грузии (Иверии) — Арагви и Куры. Старинная хроника Давида Багратиони приводит легенду о том, что город был основан в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом, сыном Картлоса — первого правителя Картли: «По смерти Картлоса жена его разделила владения сынам своим, из коих старший был Мцхетос, который построил город и назвал оный от своего имени — Мцхета. Другие братья его Гардабос, Кахос и Гачинос следовали в делах своих Мцхетосу как старшему из сынов Картлоса и, назвав его мамасахлисом, что значит «отец дому», вручили ему полную власть над народом».

Как политический центр Восточной Грузии Мцхета впервые пережила свой расцвет еще в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города видели римские легионы Помпея и армии персидских царей. С начала IV века в Грузии распространилось христианство. А в 1010—1029 годах зодчий Арсукидзе построил в Мцхете кафедральный собор Светицховели, который называют грузинской Айя-Софией. Эта монументальная церковь была домовым храмом патриарха и местом погребения царей Иверии.

Храм Светицховели, Животворящий Столб

Величаво-торжественный храм Светицховели — один из самых прославленных и почитаемых храмов Грузии. Происхождение названия «Светицховели» — «Животворящий Столб» связано с преданием о принятии Грузией христианства. Легенда рассказывает, как житель Мцхеты Элиоз, будучи в Иерусалиме, видел распятие Христа и вернулся домой с реликвией — хитоном Христа. Его сестра Сидония, уже ставшая христианкой, прикоснувшись к хитону, умерла. Ее похоронили вместе с хитоном, оставшимся у нее в руках. На могиле Сидонии выросло большое дерево — ливанский кедр.

Первый христианский царь Грузии Мириан пожелал воздвигнуть над могилой Сидонии церковь. Во исполнение его желания кедр срубили, вырезали из него семь колонн и стали устанавливать их в церкви. Шесть колонн было установлено, но седьмая не поддавалась — она повисла в воздухе. Просветительница Грузии святая Нина молилась всю ночь, и тогда этот столб «без прикосновения руки людской» встал на свое место. Чудесный столб мироточил, и это драгоценное миро животворило, излечивало больных от тяжелых недугов. Отсюда и пошло наименование храма — «Животворящий Столб».

В IV веке на месте существующего храма была построена первая христианская деревянная церковь. Спустя сто лет, при царе Вахтанге Горгасали, взамен нее воздвигли каменный храм. Этот храм простоял до начала XI века.

В 1010—1029 годах католикос Грузии Мелхиседек начал строительство нового патриаршего храма, кафедрального собора Мцхеты. Пожертвования на постройку были сделаны не только Церковью, но и правителями отдельных грузинских царств и даже византийскими императором. Время постройки Светицховели совпадает с периодом подъема средневековой Грузии, когда стремление к объединению страны в единое государство создало предпосылки для развития грузинской культуры, искусства, архитектуры.

Строительство Светицховели возглавил зодчий Арсукидзе. Предание рассказывает, что построенный им шедевр вызвал зависть у его учителя: как, ученик превзошел мастера! Уязвленный учитель оклеветал Арсукидзе, и мастеру отрубили правую руку…

Так это или нет, но над центральной аркой северного фасада собора Светицховели действительно помещен рельеф с изображением руки, держащей угольник. Надпись под рельефом гласит: «Рука раба Божьего Арсукидзе. Помяните».

Светицховели на протяжении своей долгой истории претерпел множество невзгод. Храм несколько раз разрушали и восстанавливали, следы чего и сейчас нетрудно заметить. Особенно пострадал он в конце XIV века, при нашествии Тамерлана, по повелению которого были подрублены устои храма. Но собор устоял.

В XV веке, при царе Грузии Александре, храм Светицховели был капитально отремонтирован. Следы этого ремонта заметны до сих пор, тогда же барабан купола приобрел свой нынешний вид. В 1656 году был установлен существующий шатер купола. В 30-е годы XIX столетия в связи с приездом на Кавказ императора Николая I в храме был проведен ремонт, уничтожены уже обветшавшие к тому времени арочные галереи и побелены внутренние стены храма, в результате чего погибли остатки древних фресок. Но, несмотря на многочисленные дополнения и поновления, собор в целом сохранил облик, который придал ему в 1029 году зодчий Арсукидзе, перестроивший древнюю базилику в крестово-купольный храм. Храм Светицховели отличают строгое благородство, спокойствие и соразмерность.

Фасады храма украшены каменной резьбой, характерной для грузинской архитектуры конца X — начала XI века. Главный элемент оформления фасадов — декоративная аркатура, она связывает и объединяет фасады в единое целое. Внешние стены церкви оформлены декоративными арками разной высоты, которые создают определенный ритм, включающий игру света и тени на стенах храма. Арки обрамляют оконные проемы, резные рельефы и ниши. Среди рельефов на стенах храма можно видеть фигуры летящих ангелов, бычьи головы — фрагменты предыдущего храма Светицховели, выстроенного в V веке, а также двенадцать медальонов, в которых высечена строительная надпись с упоминанием католикоса Мелхиседека и архитектора Арсукидзе.

Карнизы, обрамления окон сплошь покрыты резным рельефным орнаментом. Для усиления впечатления архитектор использовал вставки из разноцветных камней винного, зеленого и желтого цветов, выделяющиеся на общем желтовато-зеленоватом фоне стен и придающие фасаду особую нарядность и привлекательность. Орнамент, обрамляющий окна, и другие декоративные украшения создают гармоничный архитектурно-художественный ансамбль.

Интерьер храма прост и полон света. Купол опирается на четыре столба. На уровне второго этажа устроены хоры. Обращают на себя внимание небольшая капелла в виде купольной церкви, напоминающая макет храма в Иерусалиме и построенная в XIII—XIV веках, и сооружение-башня в юго-западной части церкви — престол, посвященный «Святому Древу Животворящему». Вероятно, что этот престол ранее занимал центральное место под куполом церкви. Сам же столб при Мелхиседеке был окован золотом и серебром. Престол состоит из двух частей: верхняя, с арочными пролетами, покоится на глухом кубе, стены которого сплошь покрыты росписью. Бульшая часть этой росписи выполнена художником Гульджаварасшвили в конце XVII века и изображает сцены обращения Грузии в христианство. Здесь мы видим первого христианского царя Мириана перед храмом Светицховели, царицу Нину со свитой, вознесение «Животворящего Столпа», возвращение Мириана с охоты, распятие, возле которого стоит Элиоз с хитоном в руках, и другие эпизоды легенды о храме Светицховели.

У юго-западного столба расположена каменная кафедра католикоса. Согласно надписи на ней, она была расписана на рубеже XVII—XVIII веков. Обращает на себя внимание композиция «Сон Иакова» и сцена из легенды о хитоне Господнем, рассказывающей о строительстве храма Светицховели. Невысокая алтарная преграда с глухим парапетом из резных плит с открытой аркатурой над ними установлена во время реставрации 1972 года взамен многоэтажного резного иконостаса XIX века.

Фрагменты росписи, сохранившейся на стенах храма, выполнены в основном в XVI—XVII веках. Большая композиция «Всякое дыхание да славит Господа» на южной стене в трансепте собора исполнена в XVII веке. Эта композиция состоит из множества сцен, открывающих зрителю населенный сказочными существами и животными мир. На юго-восточном устое, с восточной стороны, сохранилась фреска с портретом поновительницы обрушившегося в 1656 году купола царицы Мариам, супруги царя Ростома. Царица изображена вместе со своим сыном. Огромная фигура сидящего на троне Христа и фигуры архангелов в апсиде переписаны уже в XIX веке по старому контуру росписи XI века. По ним можно судить о масштабе и значительности первоначальной росписи.

В храме сохранились многочисленные надгробия грузинского царского рода Багратиони. У алтарной преграды — могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия X. Здесь же находится могила царя Вахтанга Горгасали.

В начале XI века было завершено строительство большой ограды с величественными парадными воротами, на которых сохранилась надпись инициатора строительства Светицховели католикоса Мелхиседека. В настоящее время эти ворота восстановлены и предстают перед зрителями во всей своей красе.

Храм Светицховели перенес за свою долгую историю немало разрушений и переделок, но в основном все же сохранил свой первоначальный облик. Наряду с монастырем Гелати Мцхета — один из двух древних памятников Грузии, включенных в список объектов всемирного исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Другие архитектурные памятники Мцхеты

Там, где, как писал М. Ю. Лермонтов, «сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры», высится огромная гора, увенчанная храмом Мцхетис Джвари – храмом Св. Креста Мцхетского. Церковь воздвигнута на самом краю утеса, буквально над бездной. Ее западная часть даже укреплена специальной подпорной стеной. С площадки, где стоит Джвари, открывается вид на долину рек Арагви и Кура.

В IV в. здесь, на вершине горы, на месте поверженных языческих идолов, первый грузинский царь-христианин Мириан воздвиг крест из виноградной лозы. Этот крест стал почитаемой святыней не только в Грузии, но и в Армении. На поклонение ему шли паломники не только из разных концов Грузии, но и со всего Кавказа. В честь этого креста Грузинской церковью был установлен праздник, отмечаемый ежегодно. Сама реликвия до наших дней не дошла – уцелело только не раз переделанное основание креста.

По сравнению с другими памятниками средневекового грузинского зодчества Джвари лучше сохранился и дошел до наших дней без значительных переделок. Надписи на рельефах и другие исторические свидетельства позволяют определить дату постройки храма между 585–587 и 604–605 гг.

Размеры Джвари относительно невелики, его высота составляет около 25 м. Но при этом внутреннее пространство храма поражает величественностью и цельностью. Оно настолько совершенно и торжественно, что зритель забывает о реальных размерах храма.

В отличие от более поздних памятников грузинской архитектуры, внутри храм первоначально не был расписан. Лишь алтарная часть была украшена мозаикой, от которой остались только следы. В последующие века стены оштукатурили и расписали, но от этих фресок до наших дней дошли только незначительные фрагменты. Зато почти полностью сохранилось великолепное рельефное убранство фасадов.

Мцхетский Джвари, шедевр средневекового грузинского зодчества, входит в сокровищницу мирового искусства. Храмы такого типа известны только в Грузии и Армении. Архитектура Джвари оказала огромное влияние на последующее развитие грузинского зодчества, подобные церкви были построены в разных уголках Грузии.

Неподалеку от Светицховели в северной части Мцхеты находится другой выдающийся памятник XI века — монастырь Самтавро. Начало Самтавро связано с именем самой знаменитой грузинской святой – равноапостольной Нины.

После прибытия в в Мцхету, столицу тогдашней Грузии, она некоторое время проживала в доме царского садовника, но затем, не желая стеснять гостеприимное семейство, святая Нина поселилась в ежевичнике, в кустах которого она соорудила шалаш и здесь проповедовала людям Христову истину и исцеляла больных.

Ещё при жизни преподобной Нины, когда она уже покинула Мцхету, народ шёл поклониться тому месту, где проповедовала святая. Позже, сразу же после её смерти, царь Грузии Мириан, вернувшись из Бодбе, где упокоились останки святой, построил здесь церковь (IV век). Спустя четыре года Мириан построил второй храм, освященный во имя Преображения Господня.

После своей смерти в Самтавро нашли покой и святой царь Мириан и святая царица Нана, пережившая своего супруга на четыре года. Церковь стала усыпальницей царского рода и предстоятелей Церкви. С этим связано происхождение её названия. Слово «самтавро» в переводе на русский означает «царская территория».

Долгие годы Самтавро был сердцем христианской религии. Храмы постоянно получали очень крупные даяния и были красиво оформлены. В них хранились самые знаменитые грузинские иконы, сюда приезжали цари и правители Грузии, здесь всё время кипела жизнь.

Сам же Преображенский храм на территории монастыря Самтавро несколько раз подвергался крупным реставрационным работам. Он был практически полностью обновлён при царе Арчиле и при царствовании Вахтанга Горгасали в V веке. При Георгии I храм сильно расширили и фактически перестроили заново, а его стены покрыли очень красивым оригинальным орнаментом.

Особенно сильно Преображенский храм пострадал при нашествии Тамерлана, а в 1283 году его почти полностью разрушило землетрясение. Все восстановительные работы были выполнены здесь в XIII-XIV веках. Некоторое время Преображенский храм в Самтавро являлся резиденцией Картлийских святителей.

Грузия, карта расположения Мцхеты

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика