Мраук-У, древняя столица Араканской империи

В исторической области Аракан (ныне штат Ракхайн, Мьянма) среди живописных холмов находится малоизвестный архитектурный памятник – средневековый город Мраук-У. Некогда он был столицей мощной Араканской империи, куда стекались торговать голландцы, французы, португальцы, а сегодня от него осталась лишь тень былого величия. Тем не менее, в Мраук-У сохранились десятки старинных индуистских храмов, буддийских пагод, которые удивляют своей красотой и сегодня, и благодаря которым этот город является кандидатом на включение в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

По преданию, в VI веке до н.э. сам Будда Гаутама в сопровождении пятисот монахов посетил Аракан по приглашению легендарного короля Сандатурия — Повелителя Луны и Солнца. Король велел отлить гигантскую бронзовую статую Будды, сделанную с натуры. Гаутама своими устами вдохнул святость в изваяние, которое получило имя Маха Муни — «Великий Святой».

Считается, что в мире сохранилось всего два прижизненных изображения Будды Гаутамы — Маха Муни и сандаловый Будда Жанданзуу, который хранится в Бурятии. Бирманцы, завоевав Араканское королевство, в 1784 году вывезли гигантскую статую из Мраук-У в свою тогдашнюю столицу Амарапуру. Затем столица, а с ней и святыня, была перенесена в Мандалай.

Но все это было позднее. А в XV веке Аракан, или Ракхапура, был сильной, процветающей страной, контролировавшей тысячемильный морской путь от устья Ганга на западе до устья самой длинной бирманской реки Салуина, впадающей в Мартабанский залив, — на востоке. В1430 году араканские правители основали новую столицу — Мраук-У.

По свидетельствам путешественников, в XV — XVII веках Мраук-У была одной из немногих гаваней на восточном побережье Бенгальского залива, на торговом пути между Индией и островами пряностей. По своим размерам Мраук-У, населенный более чем сотней тысяч жителей, был сопоставим с Амстердамом и Лондоном того периода. Араканцы до сих пор отличные мореходы. Один из королей лично вел корабль во главе своего флота во время, выражаясь современным языком официального дружественного визита на Цейлон.

Также интересно:  Килва-Кисивани, крепость тропической Африки

Араканское королевство сложилось на стыке разных культурных и религиозных традиций. На востоке — буддийский Пегу, на западе -мусульманская Бенгалия, население Индостана в основном исповедовало индуизм. Самыми могущественными правителями региона в то время были мусульмане — Великие Моголы. Чтобы стать вровень с Моголами и бенгальскими султанами, араканские короли, помимо буддийских, принимали и исламские титулы.

Прославленный король Басопью, покоривший в 1459 году Читтагонг, носил титул Калима-шах. Придворный церемониал копировал черты султанских ритуалов. Араканцы были буддистами, но в стране жило немало мусульман, выходцев из Бенгалии и других государств. Строились мечети. Эти обстоятельства вводили в заблуждение путешественников и купцов. Некоторые, не очень наблюдательные, считали Аракан сильно исламизированным государством.

В гавани Мраук-У, Сандовея, других городов Араканского побережья заходили корабли из арабских княжеств, индийских государств, Камбоджи, Сиама, с Явы, Цейлона и Мальдив. Некоторые купцы оседали в богатом краю надолго. В королевской гвардии служили иностранные наемники. Особенно ценились выходцы из Персии, в частности, из Хорасана. Они нередко получали важные должности при королевском дворе, женились на местных девушках.

В Аракане был в ходу персидский — язык учености того времени. На нем в Мраук-У писались важные указы, персидский использовался во время переговоров. Еще в начале позапрошлого века вся переписка с англичанами в Бирме велась на персидском. Каждый из сорока девяти королей последней араканской династии чеканил свою монету. Сейчас ее образчики, с начертанным по-персидски именем правителя, хранятся в Национальном музее в Янгоне.

Католический миссионер Фра Себастьян Манрике, побывавший в Аракане в начале XVII века и посетивший королевский дворец, писал, что он был построен из трех видов сандалового дерева: белого сандала, красного сандала и особого сорта караме. Помимо благоухающего сандала, Аракан всегда славился своими шелковыми тканями. По сей день самые популярные в Бирме шелковые юбки-лоунчжи — мужские и женские — привозят из Аракана. Они так и называются — араканские лоунчжи. Теплые воды Бенгальского залива богаты высококлассным жемчугом. Королевские покои Мраук-У украшали роскошные покрывала, расшитые жемчужинами.

Также интересно:  Деревянные церкви Карпат, культурное наследие Словакии

Путешественники рассказывали, что во второй половине XVI века в Мраук-У построили два деревянных резных дворца: северный — для заседаний королевского совета, южный — для проведения соборов высшего буддистского духовенства. Вообще, по мере роста города король и богатые жители создавали множество буддистских пагод и храмов. Некоторые все еще используются в качестве храмов, как главные достопримечательности Мраук-У.

На самом деле, богатая коллекция храмов и пагод Мраука уступает по численности лишь Пагану (Багану), но в отличие от Пагана, Мраук вовсе не переполнен туристами. Это объясняется удаленностью города от основных туристических маршрутов Мьянмы. Здесь нет никакого аэропорта и единственный способа добраться в город — это путешествие на лодке, занимающее приблизительно 7 — 8 часов. По количеству памятников архитектуры города можно сравнить с деревней храмов Индейн, расположенной на озере Инле.

Храмы и пагоды Мраук У известны своей уникальной, нигде более в Мьянме не встречающейся архитектурой и многочисленными статуями Будды. Среди хорошо сохранившихся — храмы Шиттхаунг, Тхаук Кан Тэйн, Ан До Тэйн и Лэймьятеф, храмовый комплекс в Чауто, где раньше находилась знаменитая статуя Махамуни. В другом древнем городе Аракана — Вайшали также можно осмотреть многочисленные памятники древнего храмового зодчества.

В окрестностях Мраук-У, на островах Рамри и Маннаун (Чедуба) археологи также расчистили средневековые городища с сотнями буддийских храмов и пагод разной степени сохранности. Обнаружены каменные плиты с письменами на древних санскрите и пали, бронзовые колокольчики, подсвечники, масляные плошки, другие культовые предметы, испещренные знаками алфавитов брахми и деванагари.

В деревне живут представители народности чин. Их женщины покрывают лица татуировками. По легенде, во времена Баганского царства местные красавицы таким образом пытались избежать пленения воинственными бирманцами. Традиция сохранилась до сих пор.

Также интересно:  Хеврон, древний город праотцов

Мьянма, карта расположения Мраук-У

 

Похожие статьи

Добавить комментарий