В 1598 году столицей Персии (современного Ирана) стал Исфахан. Перенеся сюда свою резиденцию, шах Аббас I Великий (1588—1629 гг.) из династии Сефевидов, пожелал, чтобы его новая столица имела «образ, прекраснейший в мире». Гигантские по масштабам строительные работы начались в 1600 году, и вскоре среди пустынь и суровых бесплодных гор вырос огромный и сказочно прекрасный город, который придворные поэты гордо именовали «половиной мира». Но шах Аббас, увы, уже не мог видеть этого великолепия: он скончался в 1629 году.
Нынешний Исфахан — второй по величине город Ирана с населением около 1 млн человек. Несмотря на бурный рост, в нем сохранилось более 150 прекрасных архитектурных памятников сефевидской эпохи. Центром города служит огромная (165 x 510 м) площадь Мейдани-Шах, средоточие общественной жизни в эпоху Сефевидов. В те времена ее называли Накш-э-Джахан — «образ мира», а после свержения шахской династии площадь обрела название Мейдан-Имам.
Прямоугольное пространство площади окружено двойными аркадами из темно-желтого кирпича, по всему периметру тянется выложенный камнем и обсаженный деревьями канал-арык. На площадь выходят парадные фасады величественных ансамблей: с запада — мечети шейха Лотфоллы (1601—1628 гг.), с севера — крытого рынка Кейсарие (XVII в.), с востока — дворца Али-Капу (XV в., расширен в XVII в.), а с юга — знаменитой Шахской мечети, одной из самых роскошных архитектурных достопримечательностей Ирана, входящей в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе площади Мейдан-Имам. Из других удивительных мечетей мира также стоит отметить священную мечеть Аль-Харам в Мекке, мечеть в Медине, мечеть шейха Зайда в Арабских Эмиратах, древний зиккурат Самарры, великие мечети Стамбула.
Шахская мечеть, или мечеть Имама
Строительство Шахской мечети (Шахи-Маджид) началось в 1612 году и, несмотря на нетерпение шаха Аббаса, продолжалось в общей сложности 19 лет. По преданию, первый камень в ее основание положил сам шах Аббас. Постройка была в основном завершена за год до его смерти, и шаху удалось еще при жизни увидеть мечеть во всей ее гордой красе.
В дальнейшем здания почти не касалась рука строителя, лишь в 1630 и 1666 годах были сделаны некоторые художественные дополнения. Таким образом, Шахская мечеть — один из редких для Средневековья примеров грандиозной постройки, сооруженной по воле одного человека за сравнительно короткий период времени.
Архитектура Шахской мечети — это кульминация тысячелетних традиций возведения мечетей в Иране. Несравненное величие и пышность давно обеспечили этому храму место в числе самых выдающихся архитектурных памятников мира. Строившие его иранские зодчие (главным архитектором был Усто Абуль-Касим, руководителем каллиграфов и художников — Али Реза) продемонстрировали высшую степень художественного вкуса и мастерства.
Хотя огромный айван, служащий главным входом, обращен на площадь Мейдани-Шах, само здание мечети расположено к ней под углом 45 градусов, чтобы михраб был обращен к Мекке. Массивный купол мечети поднимается на 54 м над землей. Четыре минарета — по два с севера и с юга — высотой 42 м каждый доминируют над огромной площадью, сверкая на солнце бирюзовыми изразцами.
Эти великолепные поливные изразцы с растительным и геометрическим орнаментом, которыми так славился Иран в эпоху позднего Средневековья, покрывают буквально все поверхности стен — и внутри и снаружи. Нигде в мире больше нет ничего подобного. Подсчитано, что на украшение мечети пошло 472 500 поливных керамических плиток.
Лучший вид на мечеть открывается с верхней площадки дворца Али-Капу, откуда во всей красе можно видеть облицованные изразцами башни минаретов, сталактитовые своды порталов и роскошный купол на высоком барабане.
Интересно, что при взгляде с внутреннего двора минареты выглядят более высокими, чем купол. Выходящий на площадь центральный айван строился четыре года, с 1611 по 1615 год. Вырезанная над входом каллиграфическая надпись на входной двери славит шаха Аббаса и зодчих — строителей мечети.
Главный двор окружен сводчатыми галереями, из которых можно попасть в небольшие боковые дворики — уголки уединения и прохлады. В северо-западном дворике сохранились каменные солнечные часы, созданные иранским математиком шейхом Баха Аль-Дином Мохаммедом Амили, известным еще как шейх Бахаи.
После революции 1979 года, свергнувшей последнего иранского шаха, Шахская мечеть была переименована в мечеть Имама — Масджид-и-Имам, в честь духовного руководителя революции имама Хомейни, и под этим именем значится сегодня во всех официальных изданиях. Однако в историю мечеть все-таки вошла как Шахская.
Мечеть шейха Лотфоллы
Если мечеть Имама – это воплощение величия, то мечеть Лотфоллы – гармония и утонченный вкус. Шах Аббас повелел построить ее в 1603 г. в честь одного из своих тестей, почитаемого ливанского ученого шейха Лотфоллы.
Она гораздо меньше, чем Шахская мечеть, более камерна, и использовалась для уединенных молитв шаха и его приближенных.
Также она была известна под названием «Женской мечети», так как подземный ход, ведущий в нее из дворца Али Капу, позволял женам и наложницам шахского гарема посещать молитвенный зал, не показываясь публично.
Купол мечети, украшенный арабесками, превосходит по красоте даже пышный купол Шахской мечети.
Его нежные кремовые тона, меняют оттенок в зависимости от времени суток, лучше всего мечеть смотрится на закате. Еще мечеть Лотфоллы необычна тем, что у нее нет минарета и внутреннего двора.
С великолепными мозаичными узорами внутреннего убранства могут соперничать разве что мозаики купола Аллаверди-Хана в гробнице Имама Резы в Мешхеде.
Дворец Али-Капу
Дворец Али-Капу («Цветные ворота») появился на Мейдане-Шах одним из первых: он сооружен вскоре после 1600 г. и служит своеобразным «преддверием», ведущим к главной шахской резиденции.
Два нижних этажа Али-Капу занимают вестибюль, приемные залы и помещения для охраны и прислуги. Стены и лестницы верхнего этажа расписаны геометрическим орнаментом, изображениями птиц и цветов. На верхнем этаже располагался концертный зал, называемый также «Фарфоровой комнатой»: здесь в многочисленных нишах стояли драгоценные фарфоровые сосуды, привезенные из Китая. Настоящим шедевром является колонный зал, резной потолок которого подпирают легчайшие, тонкие деревянные колонны, производящие впечатление хрупкости. С открытой веранды шах и его гости могли наблюдать за парадами и состязаниями, устраивавшимися на площади Мейдане-Шах. Колонны веранды первоначально были заключены в стаканы из зеркального стекла, так что издали создавалось впечатление, что крыша веранды висит в воздухе.
За дворцом Али-Капу располагался ансамбль шахской резиденции, в период расцвета Исфахана насчитывавшей до трехсот всевозможных построек. Дворцы и сады, прилегающие к центральной площади Мейдане-Шах, занимали громадную территорию. Главной магистралью резиденции являлась аллея Чор-Баг (улица Четырех Садов), террасами спускавшаяся к реке. Ее длина составляла более 3 км, ширина – 32 м. Вдоль всей оси аллеи был проложен канал, образующий на террасах бассейны с фонтанами. Вода каскадами ниспадала с одной террасы на другую. Аллея была обсажена восемью рядами тополей и платанов и живой изгородью из кустов жасмина. Сегодня эта магистраль является центром городской жизни.
В одном конце аллеи высился шахский дворец, в другом – трехэтажный павильон. Четыре таких же павильона стояли по сторонам аллеи и служили входами в прилегавшие к ней четыре сада. В каждом из этих садов высился небольшой дворец, окруженный узким каналом, проходящим по центральной оси сада. Эти маленькие дворцы-павильоны служили местом отдыха шаха и его семьи.
Красивейшим из них является Сорокаколонный павильон (Чехель-Сутун), построенный при шахе Аббасе II (1642–1667). Вокруг него был разбит сад на двенадцати террасах, поднятых одна над другой на 1,5–1,8 м. На каждой террасе устроен бассейн с фонтанами и каскадами. В небольшом тронном зале дворца, предназначавшемся для частных аудиенций, сохранилось множество картин, прославляющих монархов династии Сефевидов.
Другой дворец-павильон носит название Хашт-Бехешти – «Восемь дверей рая». Он был построен в 1669 г. Стены и потолки этого восьмиугольного в плане дворца сплошным ковром покрывают прекрасные росписи с изображениями деревьев, цветов и трав, птиц, ангелов.
Последний из четырех выходящих на площадь Мейдане-Шах порталов выводит к огромному рынку. Рынок в Исфахане является, как считают, самым большим в Иране. Изрезанный многочисленными улицами и переулками, он образует целую сеть рынков и рыночков, над хитросплетением которых поднимаются купола и минареты приходских мечетей.
Иран, карта Мейдан-Имам