Марракеш (Marrakesh) — бывшая столица Марокко, город, известный своими базарами и праздниками, хиппи и преступниками, набожными богомольцами и отверженными бездомными, интеллектуалами и учеными. Это один из величайших городов мира, легендарное место, которое, несмотря на наплыв туристов, по-прежнему окружено ореолом таинственности. В описании Марракеша редко кто скупился на восторженные эпитеты. Этот город часть называют «красной жемчужиной», «жемчужиной Юга». «Красным» Марракеш именуют из-за того, что его стены и дома сооружены из красной глины.
В 1062 г. имам Абу Бакр, предводитель кочевников-берберов из воинствующей секты алмурабитов, которые потом дали имя династии Альморавидов, поселился со своими воинами в долине Хауз, в оазисе, получившем имя Марракеш. Так называли в ту пору страну «детей Куша» – темнокожих воинов, пришедших из далекой «страны Куш» – Нубии. Абу Бакр построил здесь маленькую крепость-касбу, окруженную глинобитной стеной с каменными воротами.
Преемником Абу Бакра был его двоюродный брат Юсуф бен Ташфин. В 1070 г. он основал одноименный с оазисом город и, как рассказывает древнее предание, «взялся месить глину, работая в смирении перед Аллахом наряду с мастеровыми». Но расцвет города начался уже после его смерти в 1106 г. По искаженному имени города вся страна получила свое нынешнее имя – Марокко. Марракеш стал «западным Багдадом» – столицей огромной берберской империи, простиравшейся от Сенегала до Кабилии в Африке и до Сарагосы и Сантарены в Испании.
Шло время. К берберам, осевшим в Марракеше, присоединились мавры, изгнанные из Испании. Переселились сюда и арабы-бедуины из Восточного Магриба: на равнинах вокруг города простирались удобные пастбища для их неприхотливого скота. Появились здесь евреи-торговцы и менялы – они обосновались в отдельном квартале. Привозили в Марракеш и чернокожих рабов, и пленных европейцев. Многие из христиан приняли ислам и поселились в этом чудо-городе навсегда.
В 1147 г. алжирский полководец Абд аль-Мумин захватил Марракеш, став основателем новой династии Альмохадов (1147–1269). Династия Альморавидов пала, сооруженные ими прекрасные постройки были разрушены. На их руинах Абд аль-Мумин повелел возвести новый город – еще более прекрасный. Так на фундаментах старой пятничной мечети, где собиралось на богослужение все население города, была заложена новая городская соборная мечеть – Кутубийя (1153 г.), построенная, как говорят, руками христианских невольников.
По преданию, строители второпях допустили ошибку: михраб новой мечети не был ориентирован точно на восток, на Мекку. Только что законченную мечеть пришлось разбирать, а на ее месте возводить новую – ныне существующую.
Мечеть Кутубийя в Марракеше является выдающимся памятником испано-мавританской монументальной архитектуры. Ее молитвенный зал (его ширина составляет 92 м) разделен рядами колонн на семнадцать нефов. Массивные, несколько приземистые колонны – их насчитывается около ста пятидесяти – несут высокие подковообразные арки. Площадь зала составляет 5400 кв. м, и он одновременно может вмещать 25 тысяч верующих.
В дальнем конце молитвенного зала установлен резной минбар (кафедра проповедника), который, как предполагается, уцелел от старой мечети времен Альморавидов, разрушенной аль-Мумином. Этот минбар, вероятно, происходит из Кордовы, а привезти его в Марракеш мог альморавидский султан Али бен Юсуф (1107–1143).
Над волнистой поверхностью кровли высятся пять куполов, а над всем зданием горделиво возносится суровый, лаконичного силуэта минарет – один из самых больших в Северной Африке. Его высота составляет 77 м, длина каждой из сторон квадратного основания – 12,8 м.
Строительство минарета было завершено в 1199 г. уже при внуке Абд аль-Мумина – султане Якубе аль-Мансуре, и в его облике явно присутствуют черты, общие с другими подобными памятниками того времени – знаменитой Хиральдой в Севилье и башней султана Хасана в Рабате (Марокко).
Мечеть славится своей огромной библиотекой, от которой будто бы и пошло ее название («кутб» – «книга»). Впрочем, по другой версии, в Средневековье мечеть была окружена лавками книготорговцев – здесь находился книжный базар, по-арабски «сук-эль-кутубийин». От этого и родилось название мечети.
Мечеть Кутубийя является одним из высших достижений средневековой архитектуры Магриба. Она стала символом Марракеша. Ее минарет виден издалека и служит своеобразным маяком-ориентиром в лабиринте старого города – медины.
Медина Марракеша представляет собой обширный неправильный пятиугольник кварталов с извилистыми улицами, скрывающими многочисленные памятники архитектуры. Вокруг старого города на 19 км протянулись крепостные стены высотой 8–10 м и шириной 2 м.
Они были построены Альмохадами около 1130 г. С юга к медине примыкает цитадель – касба с величественными воротами Баб-Агнау (XII в.), украшенными резным каменным орнаментом, мечетью Эль-Мансур и двумя поздними (XVI и XIX вв.) дворцами.
В стенах касбы находится мавзолей династии Саадитов (1510–1659) – единственный в Марокко крупный мемориальный ансамбль. Этот выдающийся памятник был обнаружен и раскопан только в 1917 г. Интерьер гробницы роскошно украшен мозаикой, резьбой по алебастру, кедровые потолки украшает золотая вязь. Сейчас здесь устроен музей.
В старый город ведут десять ворот. В прошлом с закатом солнца их наглухо запирали и открывали только на рассвете. Древнейший храм Марракеша, мечеть Али бен Юсуфа, построенную еще Альморавидами, можно узнать по элегантному минарету; впрочем, в XIX столетии здание так капитально отреставрировали, что сегодня о нем можно говорить как о новой постройке.
От XIV в. в городе сохранилась баня Мокфийя – сооружение, типичное для средневекового Магриба. К XVI в. относится создание ансамбля медресе бен Юсуфа (1565 г.) – самого большого в стране. В нем насчитывается 107 келий и 8 внутренних дворов. Главные ворота украшены резным белым мрамором и обрамлены черным деревом.
Дворец Эль-Бади считался одним из чудес мусульманского мира. Он был построен султаном Ахмедом аль-Мансуром Дахби в честь его победы над португальцами в битве, известной под наименованием Битвы трех королей (1578 г.). Дворец строился в течение шестнадцати лет, и после завершения работ восхищенные современники назвали его «Несравненный» – «Эль-Бади». Хотя от великолепного дворца ныне сохранились только остатки, но весьма внушительные, о его первоначальном убранстве до сих пор свидетельствуют покрывающая стены резная вязь орнамента.
Площадь Джемаа эль-Фна напоминает бурлящее человеческое море, раскинувшееся от стен медины до мечети Кутубия. Это истинное «чрево» Марракеша, где ежедневно торгуют и трудятся около 40 тысяч торговцев и ремесленников, производящих и продающих самые различные виды товаров – от инкрустированных перламутром самопалов с серебряной насечкой, кинжалов, медной посуды и ярких ковров до самых разнообразных фруктов, орехов и восточных сладостей. Медина (старая часть) города включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Площадь Рахба Кариба напоминает о том, что в Средневековье Марракеш являлся одним из главных центром медицинской науки. Здесь сохранились старинные аптекарские лавки, которые действуют до сих пор.
В окрестности Марракеша располагается несколько могил мусульманских святых, живших в XII–XVI вв., которые издавна являлись местами поклонения. В XVII столетии султан Мулай Исмаил решил превратить Марракеш в центр паломничества. По его приказу шейх эль-Хассан эль-Юсси выбрал из числа посещаемых верующими мест семь наиболее почитаемых святынь и было организовано первое паломничество к «Семи Святыням Марракеша» – Ziara des Sebatou Rija. Эти семь святынь и сегодня продолжают оставаться популярным маршрутом паломников. К числу мест поклонения относится и мавзолей Юсуфа бен Ташфина – основателя города.
Окруженный обширными пальмовыми рощами, город требовал много воды, для чего в Средние века была сооружена уникальная система ирригации – хеттара, сеть подземных каналов, протянувшихся от склонов Высокого Атласа. Любопытно, что в 1970-х гг. в городе была сооружена новая система водоснабжения, но она быстро вышла из строя, в то время как хеттара продолжает действовать до сих пор.
Марракеш славится своими огромными садами, самые известные из которых – сады Менара, Мажореля и Агдал. Самые древние из них – сады Менара. Начало им положено еще в XII столетии при султане Абд-Якуб Юсуфе, сыне Абд аль-Мумина.
Сады Менара орошаются хеттарой, все подземные каналы которой стекаются в окруженный крытой галереей центральный резервуар длиной 200 м и шириной 160 м. В водах этого огромного бассейна отражается дворец Менара с пирамидальной кровлей, классической марокканской аркой и большим балконом. Это довольно позднее сооружение – оно построено в эпоху Саадидов и реконструировано в ХХ в. На фоне белоснежных вершин Высокого Атласа дворец выглядит очень живописно.
Сад Мажореля – настоящий ботанический сад, основанный в 1920-х гг. французским художником и ботаником Жаком Мажорелем. Здесь произрастают сотни видов растений, привезенных из всех концов Марокко и многих стран мира: пальмы, бананы, бугенвилии, гигантский бамбук, филодендроны. В кронах деревьев звучит несмолкающее пение птиц.
В окружении искусственных водоемов, где растут папирус и лотосы, находится дворец Дар-Эс-Саид, где сегодня располагается Музей исламского искусства.