Церкви Марамуреша, памятники деревянного зодчества Карпат

Марамуреш – легендарный край, расположенный на севере Румынии, окруженный холмами и горами. Визитной карточкой этого прекрасного края является отменное мастерство ремесленников и богатая культурная жизнь местного населения. Считается что из всех румынских провинций в Марамуреше и в Буковине лучше всего можно почувствовать духовную жизнь, здесь очень хорошо сохранились интересные старинные обряды и обычаи. Вековые традиции предков являются здесь частью повседневной жизни. Местные жители до сих пор одеваются в национальную одежду, носят необычные местные традиционные головные уборы.

Марамуреш называют душой румынского села. С живописными поселениями, зелёными холмами и цветущими лугами Марамуреш представляет собой олицетворение сельской жизни Румынии. Посетителям этого красивого края предоставляется шанс совершить путешествие в прошлое, быть свидетелями совсем другой эпохи, другого образа жизни. Жизнь здесь простая, и отпадает то многое искусственное и ненужное, без чего часто нам кажется что нельзя прожить.

Марамуреш — уникальное направление. На протяжении столетий здесь бережно сохранили культуру, традиций и образ жизни крестьян с прошедших времён. Марамуреш это своего рода завет традиционности, романтической эпохе простоты и моральных ценностей о которых в наши дни мы только читаем либо слышим от дедов.

Жизнь в регионе Марамуреш как будто окутана тайной. Гости Марамуреша проходят горные перевалы, спускаются в оживлённые долины где деревенские традиций открываются перед ними как воскреснувший музей, пейзажи которые по душе даже самым капризным путешественникам.

В настоящее время провинция Марамуреш разделена на 2 части: северный Марамуреш принадлежит Украине а южный Марамуреш Румынии. Археологические раскопки показали что что эта территория была заселена ещё во времена неолита. Две тысячи лет тому назад Марамуреш принадлежал дакам, предкам румынского народа. Останки дакийских крепостей были обнаружены во многих населённых пунктов: Сигет, Ончешть, Слатина, Бырсана. Во 2 веке нашей эры римляне завоевали Дакию и их столицу Сармизеджетуза, но до Марамуреша они так и не дошли, здесь остались жить племена свободных даков. Спасаясь от римской оккупации в Марамуреш приходят и многие даки из западной и центральной Дакии.

Регион Марамуреш со всех сторон окружён горами и лесами и это помогло местным жителям сохранить свою идентичность в эпоху миграций готов, гуннов, вандалов, славян и других народов. Утверждаются что именно традиции, сохранившиеся в регионе Марамуреш, больше всего связаны с культурном наследством даков. В 20 веке румынские этнографы во время путешествия по провинции Марамуреш, с удивлением открыли что “даки спустились с колонны Траяна» и живут здесь.

Документально впервые Марамуреш упоминается в 1199 году. Во то время уже началась экспансия венгров в Трансильванию. В Марамуреше существовали маленькие княжества руководимые местными воеводами. В конце 14 века Марамуреш полностью был завоеван Венгерским Королевством.

В 1353 году марамурешанский воевода Драгош, военнокомандующий подчинённый венгерскому королю Людовику I, переходит горы и основал Молдавское Княжество, вассальное Венгрии. В 1359 году уже другой воевода из Марамуреша, Богдан из местности Кухя атаковал наследников Драгоша и стал новым правителем Молдавского Княжества. Он восстал против венгерского короля и смог победить венгерскую армию.

Таким образом воевода из региона Марамуреш вошёл в историю как первый руководитель уже независимого Молдавского Княжества. Его дочь Маргарета получила прозвище Мушата (красивая на старом рум.языке), вышла замуж за воевода Костя и именно отсюда начинается знаменитая в истории Молдавского Княжества династия Мушатинов, самый великий представитель этой династий Стефан Великий (он же считается сейчас самым великим румыном за всю историю этого народа).

В 1538 году после поражения венгров в битве при Mohacs Марамуреш вошёл в состав Трансильвании, автономного принципата, вассала Турецкой Империи. Начиная с 1688 года Марамуреш уже становится частью Габсбургской Империи. После мирного договора в Париже (1919 года), северная часть Марамуреша переходит к Чехословакии, в 1939 году к Венгрии, в 1945 году к Советскому Союзу, а начиная с 1991 года к Украине.

Мало обычаев изменились на протяжении прошедших веков в Марамуреше. Семьи остаются в тех же сёлах, как и их предки. Ремесла и традиций передают из поколения в поколение. Народную одежду изготавливают вручную и её носят с гордостью. Церковь продолжает быть душой села. Соседи знакомы между собой и помогают друг другу.

В Марамуреше существует непрерывная традиция деревянной архитектуры. Изумительная марамурешанская резьба по дереву уже давно обрела заслуженную славу и впечатляет гостей этого региона. Почти каждый двор, каждый жилой дом местных крестьян — как часть живописного и  старинного музея села. Всё украшено орнаментами: калитка, ворота, забор, дом, пристройки, троицы на перекрёстках дорог. Пиком искусства марамурешанских мастеров являются одни из самых интересных культовых сооружений в мире – деревянные церкви. 8 деревянных церквей области Марамуреш включены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Все были построены в XVII и XVIII веках, но они несколько различаются архитектурным стилем.

Оригинальная архитектура церквей связано с смешиванием элементов византийской и западно европейской архитектуры, византийский план с готическим выражением в котором строительный материал – дерево – изображает мастерство и умение местных народных мастеров. Очень ценной является и внутренняя настенная роспись. Деревянные церкви Марамуреша открыты как музей но они действующие, в них до сих пор проводятся службы.

Деревянная церковь старого монастыря Бырсана посвящена «вхождению Пресвятой Богородицы в церковь» и была построена в 1711 году в местечке под названием «волосы монаха» (Părul Călugărului) местным священником, вместе с его сыновьями и жителями села, чтобы поблагодарить Бога за защиту во время чумы.

Примерно в 1739 году церковь была перенесена в долину реки Иза на кладбище, появившееся в 1717 году после битвы с татарами. Во второй раз церковь была перенесена в 1795 году в центр кладбища погибших во время чумы в 1742 году.

Затем интерьер церкви был расписан под влиянием стилей барокко и рококо художником Ходором Тоадером (Hodor Toader). Здесь можно увидеть сцены из Библии, Страшного Суда, Ветхого Завета и «Страстей Иисуса Христа».

К сожалению, часть картин была сильно повреждена и не сохранилась до наших дней. Но все же сейчас мы можем увидеть то, что удалось сохранить.

Убранство церкви, ее внешнее и внутренне оформление, все то, что сохранилось на протяжении веков, свидетельствуют о гениальности ремесленников и художников, создававших всю эту красоту.

Церковь Рождества Богородицы была построена в деревне Иеуд местными мастерами в начале XVIII века. Это одна из самых красивых деревянных церквей Румынии. Несмотря на свой довольно строгий архитектурный стиль, церковь очень изящная.

Фрески работы художника Alexandru Ponehalschi 1782 года покрывают почти всю внутреннюю поверхность церкви, в том числе и двери.

В 1925 году на чердаке церкви была обнаружена старинная рукопись, датированная 1391-1392 г.г., как полагают, это самая старая рукопись на румынском языке кириллическими буквами. Сейчас эта рукопись хранится в библиотеке Румынской Академии в Бухаресте.

Церковь святого Николая в Будешти построена местными жителями в 1643 году. Она сохранилась практически в своем первоначальном виде. Эта церковь является наиболее ярким примером типичной церкви Марамуреш и поражает своей монументальностью. Это самая большая церковь в истории Марамуреш.

Над созданием этой красоты трудились не только художники, но и лучшие резчики по дереву.

И конечно роспись на стенах и потолке. Интерьер церкви впечатляет.

Здесь собрана большая коллекция деревянных икон XVII-XVIII веков и даже старше, и ценнейшая коллекция икон на стекле.

Старейшая деревянная церковь в Марамуреш Церковь Св. Параскевы в Поиениле Изеи была построена в 1604 году. Внутреннее пространство церкви было расширено в XVIII веке, а полностью расписана она была в 1794 году.

На западных и северных стенах доминирует тема конца света.

Церковь всегда была местом, где люди собирались для молитвы, а также местом, где деревенские мудрецы встречались, чтобы принять решение в трудные времена. С церковной башни можно было наблюдать за врагами, а церковный колокол предупреждал людей о пожарах, наводнениях и других несчастьях надвигавшихся на деревню. Мертвых хоронили вокруг храма в соответствии с иерархией. Во многих церквях сохранились священные книги и рукописи, бесценные иконы, боевые флаги. В этих церквях столетиями венчали влюбленных, крестили детей, отпевали усопших и праздновали самые светлые праздники. Вся жизнь многих поколений жителей Марамуреш была так или иначе связана с церковью.

Румыния, карта региона Марамуреш

 

Похожие статьи

Добавить комментарий