Мандалай, город из пророчества Будды

Мандалай — второй по величине город в Мьянме, в прошлом столица Бирманской империи. Он расположен на берегу реки Иравади, в 716 км к северу от Янгона и в 145 км на северо-восток от Багана. В течение нескольких столетий столица древнего государства переносилась  из Багана в Сагайн, из Авы в Амарапуру и затем обратно, чтобы снова вернуться в Аву. Последней столицей королевской Бирмы был город Мандалай, прежде чем Бирма потеряла независимость, и город в 1885 г. взяли английские войска.

Мандалай, история города

Мандалай был основан королем Миндон Мином в 1857 г. вступившим на престол Бирмы после дворцового переворота. Страна была ослаблена в войне с Великобританией, разграблена и отрезана от моря. Причем, как пишут историки, с бывшим королем, своим старшим братом он поступил довольно великодушно, сохранив ему жизнь, дворец и свиту. Король Миндон, будучи мудрым правителем, пытался сохранить страну, однако последующий правитель, последний король Тибо, добрым нравом и мудростью не отличался. Взойдя на трон, во избежание интриг и заговоров он приказал казнить 80 своих ближайших родственников.  В те времена в королевстве уживался буддизм с поклонением духам, существовала практика принесения жертв духам-натам (посвященный им монастырь находится на горе Поупа), как искупительных при недобрых предзнаменованиях астрологов. Когда королю Тибо порекомендовали перенести столицу в очередной раз, он отказался, а с духами было решено расплатиться принеся в жертву 100 мужчин, 100 женщин, 100 мальчиков, 100 девочек, 100 солдат и 100 иностранцев, что стало поводом для вмешательства Великобритании и в конечном итоге потере страной суверенитета. Мандалай был захвачен, а королевский дворец стал штаб-квартирой британского военного корпуса в Верхней Бирме. Резиденция генерал-губернатора Бирмы была перенесена в Рангун, а король Тибо и королева Супаялат были отправлены в ссылку вглубь Индии, где и прожили до конца жизни.

Город стал широко известен благодаря поэме Редьярда Киплинга «Мандалай» (По дороге в Мандалай, 1892 г.), где описываются воспоминания британского солдата, воевавшего в Бирме. Его название  Мандалай в переводе означает «ровная, благодатная почва». Мандалай изначально строился как столица и в соответствии с пророчеством Будды, что в этом месте должен вырасти центр буддизма. Мандалай спроектирован как гигантская мандала – сакральный буддийский символ, модель вселенной в религиозных практиках. По легенде, на холме Мандалай (240 м), самой высокой точке города, медитировал сам Будда и предсказал появление здесь великого города, мирового центра буддизма.

Мандалай, достопримечательности

Холм Мандалай

Холм Мандалай (Mandalay Hill) – возвышается на 240 метров к северо-востоку от центра Мандалая. Отсюда открывается прекрасный вид на город и его окрестности.

На холме расположены многочисленные пагоды и монастыри, он считается священным местом и является одним из основных мест паломничества у бирманских буддистов в течение уже почти двух столетий.

Самый известный объект на Мандалайском холме – золотая статуя Будды (8,22 метра в высоту), установленная на его вершине, где по легенде Будда Гаутама предсказал, что у подножия этого холма будет основан великий город. Скульптура стоящего Будды, с вытянутой правой рукой в направлении Мандалая была изготовлена по заказу короля Миндона.

На холм Мандалай можно подняться по одной из четырёх лестниц (самый рекомендуемый и интересный вариант), на лифте или добраться по односторонней автомобильной дороге.

Королевский дворец

Королевский дворец в городе Мандалай считается одной из главных достопримечательностей не только города, но и всей страны. Этот город был последней столицей королевской Бирмы, прежде чем Бирма потеряла независимость,  в английские войска в 1885 г. захватили Мандалай и разграбили дворец.

Также интересно:  Рани-ки-Вав, подземное чудо Гуджарата

Королевский дворец, обнесенный каменными стенами высотой до 10 м и глубоким рвом по квадрату, расположен в центре города. Через каждые двести метров на стенах располагались башни с многоярусными крышами, украшенными золотыми шпилями. Дворец устроен по тем же принципам, что и Ангкор в Камбодже.

Короли Бирмы имели обыкновение переносить столицу с места на место. Из бывшей столицы, Амарапура в новый город были перенесены практически все постройки, включая дворцы и жилища знати, а сотни тысяч жителей Амарапуры переменили место жительства. Жилые кварталы распланировали заранее. Ближе к дворцу, на улицах, ведущих к реке, и на прямых магистралях, пересекающих их, положено было селиться людям побогаче, дальше, по растянутым ниточкам улиц, встали рядами бедные хижины.

Дворцовый комплекс вместе с крепостью занимает площадь около 4 кв. км. От города к дворцу с каждой из четырех сторон ведут перекинутые через канал мосты, всего их 16. Королевский дворец представлял собой главное здание с высоким шпилем, украшенным позолоченной резьбой, и несколько десятков одинаковых симметрично расположенных деревянных сооружений, украшенных красивой деревянной резьбой. Территориально он делился на две части: восточная часть – мужская, западная – женская, куда из мужчин мог войти только сам король. Между этими половинами дворца находился «центр вселенной» – тронные залы с восемью королевскими тронами и самый роскошный из них – зал аудиенций. По обе стороны от зданий, в которых помещались троны, находились казармы королевских телохранителей. Дальше следовали сокровищница, библиотека, дома королев и множество других зданий, в том числе большие конюшни и стойла для слонов.

Кроме главного зала во дворце, было еще семь тронных залов. Утиный зал с утиным троном: колонны в нем были покрашены в красный цвет, на стенах висели красные ковры, и алым же ковром был устлан пол. В третьем строении находился слоновый трон. Здесь собирался совет министров, король назначал чиновников и объявлял о тех, чьи услуги более не понадобятся государству. Был еще зал с небольшим троном. Этот трон назывался троном улитки. Стены зала были украшены раковинами и расписаны морскими сценами. Этим залом пользовались очень редко – у него было лишь одно назначение: здесь король объявлял наследника престола.

Дворец был разрушен японской авиацией время второй мировой войны, в 1942 г., и со временем восстановлен. Оригинальными постройками являются только крепостные стены и ров вокруг.

В настоящее время в главном здании расположен небольшой музей. Здесь  представлен трон короля, кровать короля, коллекция гравюр и фотографий,  предметы быта и инсталляции.

Пагода Кутодо

«Пагода великой заслуги» Кутодо Пайя (Kuthodaw Paya), наряду с золотой пагодой Шведагон в Янгоне, гигантским Буддой в Моньве, озером Инле и древним городом Мраук-У считается одной из главных достопримечательностей не только в Мандалае, но и в Мьянме. Ее название в переводе означает «заслуги короля».

Пагода Кутодо — это огромный храмовый комплекс, в центре которого расположена высокая позолоченная ступа 57 метров высотой, которая построена по образу и подобию пагоды Швезигон в Багане, в окружении знаменитой «мраморной книги» из 729 мраморных павильонов-пагод, содержащих плиты с высеченными в камне страницами канонического буддийского учения Трипитаки на древнем языке пали. Считается, что это самая большая книга мира. Общий объем «каменной» книги составляет 1460 страниц. Ее общий вес превышает 1200 тонн. По подсчетам специалистов, стандартное типографское издание текста, высеченного на камне, заняло бы 35 томов по четыреста страниц каждый.

Опасаясь утраты учения Будды накануне намечавшегося вторжения англичан в Бирму, король Миндон в 1857-м году задумал сохранить на века текст палийского канона традиции Тхеравады – Трипитаку, выгравировав его на каменных плитах. Каждую страницу книги поместили в крытый павильон, носящий название «kyauksa gu», что с бирманского можно примерно перевести как «пещера, покрытая надписями».

Также интересно:  Скеллиг-Майкл, обитель силы последних джедаев

Трипитака в переводе с санскрита означает «три корзины», ведь согласно преданиям учения Будды хранились записанными на пальмовых листьях в трёх разных плетёных корзинах, будучи разделёнными на три тома — буддийский дисциплинарный устав «Виная-питака», выгравированный в пагоде Кутодо на 111 стелах, метафизические тексты «Абхидгамма-питака» на 208 плитах, проповеди Будды «Сутита-питака» на 410 стелах и палийские комментарии. 730-я стела, расположенная на юго-восточной стороне платформы пагоды Кутодо, рассказывает об истории создания этого храмового комплекса. Белоснежные святилища с разделами Трипитаки образуют три кольца вокруг центральной покрытой золотом ступы.

Тексты Трипитаки, хранившиеся в королевских библиотеках на пальмовых листьях, тщательно проверялись и вычитывались старшими и самыми уважаемыми монахами, прежде чем писарь наносил строки на обе стороны мраморных плит и затем отдавал указания каменотёсам в точности выгравировать писания. Каждая плита 107 см шириной, 153 см в высоту и толщиной около 15 см вмещает от 80 до 100 строк текста. Каменотёс осиливал до 16 строк текста в день, работа была исключительно тонкая и неприемлющая ни единой ошибки. После выгравированный текст заполняли золотом, а сами плиты дополнительно украшали драгоценными камнями. Все работы завершили в 1869-м году.

Во время британского вторжения в середине 1880х годов пагоду разорили солдаты, сняв все рубины и бриллианты с плит и даже выковыряв из бороздок букв священных текстов всё золото. Пагода Кутодо использовалась британскими войсками в качестве гарнизона. Позднее гравировку обновили за счёт пожертвований местного населения, использовав чёрные чернила из смеси сажи, пепла и смолы.

В одном святилище рядом со страницей книги располагается уникальная статуя Будды в состоянии глубокого истощения и практически на грани смерти. Обычно в монастырях и храмах изображения обретшего просветление царевича Сиддхартхи Гаутамы соответствуют более поздним периодам его жизни, когда он понял, что путь тотальной аскезы ведёт в тупик и покинул общину отшельников.

Пагода Сандамуни

Пагода Сандамуни, менее крупный комплекс пагод на той же улице, что и Кутодо – место гораздо менее популярное, несмотря на вдвое большее количество содержащихся там священных страниц на каменных плитах. В Сандамуни на мраморных плитах внутри святилищ выгравированы тексты учения Будды, а точнее комментарии к ним и различные их толкования. Поскольку данные тексты нельзя считать единым целым, звание «самой большой книги в мире» удерживает Трипитака, высеченная на плитах пагоды Кутодо. Только в Сандамуни центральную золотую ступу вместо 729 павильонов окружают святилища с возведёнными на их крышах белокаменными ступами, увенчанными традиционными шпилями-зонтиками хти.

Пагоду построил также король Миндон как мемориал в честь погибшего кронпринца Канаунга, что помог ему захватить трон. Двоим сыновьям Миндона не нравилось тёплое отношение своего отца к Канаунгу, равно как и вполне вероятную последующую передачу ему власти и престола. Поэтому в 1866м году они организовали восстание против своего отца и убили кронпринца и троих его сыновей. В 1874-м году после разрушения временного королевского дворца и переезда в новый Миндон приказал построить на месте гибели кронпринца и других членов королевской семьи пагоду.

Пагода Сандамуни знаменита самой большой в Мьянме железной статуей Будды, отлитой в 1802м году при короле Бодопайе. Для отливки статуи использовали почти 18,5 тонн железа и после покрыли её слоем золота. Статую перевезли из прежней столицы Бирмы, Амарапуры, и только тогда пагода получила название по имени статуи — Сандамуни.

Монастырь Швенандо

Тиковый монастырь Швенандо (Shwenandaw) считается одной из главных достопримечательностей Мандалая. Этот монастырь также является единственным зданием из дерева, сохранившимся до наших дней от некогда огромного Королевского Дворца. Он был построен в 1878 г. Когда-то его здания были частью дворцового комплекса, и в его покоях жил король Миндон, основатель города. После смерти Миндона, его преемник и последний бирманский король Тибо (1878-1885 гг.) основал здесь монастырь. 

Также интересно:  Насик, священный город из древнего эпоса

Монастырь Швенандо знаменит своими многочисленными деревянными резными украшениями. Его стены построены из тикового дерева и покрыты тончайшей резьбой. Здание держится на массивных тиковых столбах, на которых до сих пор видны следы лака, золота и цветных украшений. Все стены и коньки крыш этого храма испещрены мифологическими персонажами, драконами и узорами, вырезанными из тикового дерева. В свое время  стены были позолочены и украшены цветной мозаикой.

В этом монастыре хранятся королевское ложе и копия Трона Великого Льва.  Подлинник трона можно увидеть в Национальном музее Янгона.

Монастырь Швеинбин

Построенный в конце XIX века тиковый монастырь Швеинбин в Мандалае способен своей тончайшей и изящной резьбой покорить даже самого взыскательного путешественника. Балюстрады, карнизы крыш, ворота, ставни окон и многочисленные панно не оставят Вас равнодушными.

Швеинбин (Shwe In Bin Kyaung) возвели в 1895м году на средства двух китайских зажиточных торговцев нефритом. С тех пор финансирование на поддержание монастыря в надлежащем состоянии и проведение хотя бы мелких реставрационных работ практически не поступает, однако несмотря на климат, посетителей и другие изнашивающие дерево факторы монастырь пока достойно выглядит в схватке со временем.

Фигуры на балюстрадах постепенно утрачивают свои изначальные очертания, будучи не в силах противостоять мощным муссонам и испепеляющему солнцу, но пока ещё можно различить черты лица и местами даже переданные резчиками эмоции.

Пагода Махамуни

Храм Махамуни (Mahamuni Buddha Temple) – буддийский храм, расположенный юго-западу от Мандалая. Здесь находится одна из важнейших буддистских святыней страны – статуя Маха Муни, которая считается прижизненным портретным изображением Будды и согласно легендарным хроникам была создана во время его посещения в 554 году до нашей эры столицы Аракана.

По преданию образ так пришелся по душе Будде, что он освятил её своей аурой. Согласно легендам, существует только пять портретных изображений Будды: два – в Индии, два – в раю, а пятое – это Маха Муни. Учёные соглашаются с тем фактом, что скульптура действительно создана в Аракане, но многие считают, что она была сделана через 100-200 лет после смерти Гаутамы.

Изображение привезли в 1784 году во время правления короля Бодопайя из покоренного Араканского царства вместе с шестью бронзовыми статуями (слон Айравата, три мифических льва и два воина в образе Шивы).

Статуя отлита из бронзы, ее высота составляет 3.82 метра, вес около 6.5 тонн. Высота постамента, на котором она находится – 2.13 м. Всё тело статуи (кроме лица) и постамент, на котором она находится, покрыты золотом (слой около 15 см), в основном это тонкие золотые листки, которые прикрепляли к статуе верующие в течении многих столетий. Кроме этого на статуе прикреплено огромное количество золотых предметов, многие из которых украшены драгоценными камнями. Это пожертвования членов королевской семьи и высокопоставленных верующих.

Статуя Маха Муни расположена в высоком и небольшом по площади помещении, с глухой задней стеной и большим арочным проемом для обзора в передней части. В боковых стенах – два широких и высоких проемами: для входа (слева) и выхода (справа). Внутри помещения есть неширокий (около метра) обход вокруг постамента и еще более узкий обход по постаменту вокруг статуи. Для подъема и спуска на постамент – две лесенки.

Доступ к священному образу Будды для мужчин не ограничен, для женщин – запрещен. Женщины могут любоваться святыней и молиться только снаружи помещения.

Другие 6 бронзовых статуй, привезенных из Аракана вместе с образом Будды, выставлены во дворе храма и пользуются репутацией целительных (в прямом смысле этого слова – для исцеления надо прикоснуться больной частью тела к одной из статуй).

Мьянма, карта расположения города Мандалай

 

Похожие статьи

Добавить комментарий