Уже более тысячи лет в городе на берегу Рейна стоит величественный собор. Благодаря усилиям св. Бонифация с 746 г. Майнц, находящийся на пересечении древних путей, по которым двигались целые народы, постепенно превратился в важнейший христианский центр к северу от Альп. При Виллигисе, архиепископе Майнца (975-1011) и канцлере Священной Римской империи, город называли вторым Римом.
Майнцский Кафедральный Собор находится в центре исторической части этого немецкого города на его Рыночной площади. Вместе с Аахенским, Шпайерским, Вормсским, Франкфуртским и Бамбергским соборами его относят к так называемым Имперским соборам.
На протяжении его многовековой истории под высокими сводами собора проходили коронации 7 монархов. О представителях духовенства, чья судьба была связана с историей Майнцского собора, напоминают размещенные здесь надгробия 45 епископов. Не случайно именно в пункте пересечения многих путей был воздвигнут этот величественный храм.
Собор в Майнце, история возведения
Здание собора отличается внушительными размерами. Внутри сооружение имеет длину 109 метров, а снаружи его длина насчитывает 116 метров. Высота самой высокой западной башни составляет 83 метра. Это сооружение исполинских размеров является визитной карточкой Майнца и его главной достопримечательностью, олицетворяя многовековую историю развития города.
Строительство кафедрального собора совпало с периодом правления архиепископа Виллигиса, выполнявшего одновременно функции эрцканцлера Священной римской империи. Благодаря своим незаурядным способностям Виллигис быстро добился высокого сана. Когда Виллигис служил при дворе римского императора, тот высоко оценил его ум, а после кончины коронованного вельможи он удостоился чести быть управляющим его наследника.
Существует легенда, что Виллигис был сыном простолюдина, который занимался изготовлением карет. Будучи при дворе, Виллигис достаточно натерпелся от знати всякого рода насмешек и колкостей из-за своего неблагородного происхождения. Как-то ночью сын каретника нарисовал на стене своего дома обыкновенные колеса, как доказательство того, что он не стыдится своего отца каретника. Такой поступок очень понравился жителям Майнца, и они использовали изображение колес в качестве герба своего города.
Воодушевленный видом собора Святого Петра в Риме, архиепископ Виллигис приступил к возведению подобного сооружения в Майнце, посвятив строительству практически всю свою жизнь. Собор возводился на протяжении большем, чем два столетия, начиная с 975 года и заканчивая 1239 годом, когда базилику освятили и назначили ее покровителями Святого Мартина и Святого Стефана. Имена этих святых заступников можно прочитать в названии собора.
Затяжное строительство объясняется разрушительными пожарами, которые время от времени возникали на территории возводимого здания. Так в 1009 году возникший после освящения собора пожар был настолько разрушительным, что Виллигис не смог пережить крушения своих надежд, связанных со строительством, и вскоре умер.
Архиепископа, посвятившего свою жизнь возведению кафедрального собора, похоронили в его стенах, а католическая церковь, чтобы увековечить имя архиепископа, 23 февраля отмечает как день Святого Виллигиса.
За все время своего существования стены этого храма были немыми свидетелями семи разрушительных пожаров, нескольких войн и оккупаций. Поэтому здание собора постоянно достраивали и реставрировали.
В начале XIX века когда-то величественное сооружение уже имело такой плачевный вид, что встал вопрос о его снесении. Но в какую-то минуту здравый смысл восторжествовал, и здание принялись отстраивать, возобновив реставрационные работы.
Майнцский собор несколько столетий подряд был главным центром коронования царственных особ, среди которых первыми были благословлены на императорство святой Мартин Турский и святой Стефан, а в 1002 году архиепископ Виллигис короновал на царствование Генриха II.
Здесь же получили императорскую корону Конрад II, Фридрих II и другие немецкие короли. Крупнейшее торжество Средневековья, которое произошло в стенах этого храма, ознаменовало посвящение на рыцарство отпрысков императора Фридриха II в 1184 году.
Майнцский собор, интерьер и святыни
Кафедральный Собор Майнца считается крупнейшим в Германии. Невзирая на череду разрушений, которую пришлось пережить главной резиденции римско-католического епископства, внутреннее убранство сооружения сохранило богатство и великолепие.
Центральный неф украшен изумительными по своей красоте фресками, иллюстрирующими жизненный путь Иисуса Христа. Возле величественных колонн находятся надгробные памятники архиепископам города.
Посетителей храма по сей день поражает роскошью украшенная золотыми изваяниями купель, в которой крестили младенцев еще в XIV веке.
Религиозные произведения искусства вызывают восхищение творчеством древних мастеров. Многие из них хранятся в сокровищнице Майнцского собора. В Епископальном музее, расположенном в подвалах здания, собрана обширная коллекция старинных полотен, скульптур, священных облачений, предметов обихода и старинных культовых предметов.
Тысячелетиями в храме создавались настоящие шедевры, среди которых удивительной красоты орнаменты из романской базилики, гобелены XV-XVI веков, а также чудесные алтари. Отличительной особенностью храма является наличие двух алтарей: западного Бардо и восточного Генриха IV, символизирующих единство государственной власти и церкви, а также духа и тела.
Для строительства храма в основном использовали песчаник красноватого оттенка. Контрастом к общему зданию выступает построенная из светлого камня часовня Готарда. Первоначально собор строился в романском стиле. Однако пожары и разрушения и последовавшие за ними восстановительные работы привнесли в его архитектуру и другие стили.
В нынешнем облике Майнцского собора прослеживаются элементы готики, раннего барокко и ренессанса, которые смешались в одном сооружении, давая возможность проследить историю развития зодчества.
Стиль барокко преобладает в облике центральной башни и двух боковых, оформленных архитектором Нойманном в 1767-1773 годах, который в 1778-1779 годах построил соборные дома, снабдив их крышей, устойчивой против пожаров. Этот зодчий соорудил на западной башне, пострадавшей в результате удара молнии, новый шпиль по форме схожий с колокольней.
Ряды часовен внутри собора украшены готическими ажурными окнами с витражами, но не средневековыми, а созданными после Второй мировой войны. Двухъярусная галерея, сооруженная в 1400-1410 гг., несколько необычна: она идет не по всему периметру, а только с трех сторон. Вероятно, причиной этого стало намерение сохранить окна боковых часовен вдоль главного нефа, появившиеся в XIV в.
Квадратная часовня Готарда за северным трансептом была построена в 1137 г. как дворцовая: в этом месте к собору примыкала резиденция архиепископа. Сейчас в часовне проходят ежедневные мессы.
К романской эпохе относятся хоры, расположенные внутри храма, а массивные двери из бронзы были созданы в X-XI веке. Хоры посвящены покровителям сооружения: западный — Святому Мартину, а восточный — Святому Стефану.
Начиная с XI века у стен величественного здания стали устанавливать скульптуры, которые дополнялись новыми скульптурными изваяниями вплоть до XX века. В нынешние времена все они образуют галерею, привлекающую внимание туристов и посетителей.
Германия, карта расположения собора в Майнце