Горы Дракона и Тигра: Лунхушань, «Божественная резиденция»

Горы Лунхушань (Longhu Shan), что в буквальном переводе означает «горы Дракона и Тигра», расположены в шестнадцати километрах к юго-востоку от города Интань китайской провинции Цзянси. Изначально их называли «горы Юньцзинь» (в буквальном переводе: «горы из облачной парчи»). Лунхушань, где расположены многочисленные даосские храмы, является достопримечательностью Китая государственного значения и считается родиной даосизма и центром Школы Небесных Наставников, известной позже как Школа Истинного Единства. В 2008 году горы включены в список мировых геопарков, а знаменитый ландшафт «данься«, которым славится Лунхушань, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Горы Лунхушань, родина даосизма

Горы Лунхушань считаются родиной даосизма в Китае и с древних времен имеют репутацию «божественной резиденции» или «рая на земле». Прекрасный пейзаж таинственных духовных гор красного цвета в сочетании с голубой водой делает горы Лунхушань идеальным местом для даосских практик самосовершенствования, ведь в этой закрытой местности сбалансированы энергии Инь и Ян и, соответственно, идеально уравновешены мягкость и жесткость.

Во времена правления династии Восточная Хань (25-220 гг.), первый Небесный наставник и основатель даосизма Чжан Даолин объезжал знаменитые горы и реки Китая и в конце концов выбрал горы Лунхушань в качестве места, где он мог бы изготовить эликсир бессмертия. Здесь Небесный наставник начал строить храмы и распространять даосизм, и таким образом, данная религия появилась в Поднебесной.

Согласно легенде, до того, как родился Чжан Даолин, его мать Лю увидела во сне небесную золотую черепаху, которая дала ей растение с сильным ароматом. После рождения Чжан Даолин обладал неприглядной внешностью, но отличался умом и сообразительностью. Он был полон решимости посетить все знаменитые горы и реки, чтобы в итоге обрести бессмертие. Однажды, когда Чжан Даолин был погружен в медитацию, к нему подъехал на черной овце Учитель Лао-Цзы и сказал, что сначала он должен создать «золотой эликсир дракона и тигра», а уж затем сможет стать бессмертным. Чжан Даолин спросил: «Как же я сделаю золотой эликсир?». Учитель Лао-Цзы ответил: «Когда появятся дракон с тигром, тогда тебе откроется тайна эликсира». Размышляя над советом Учителя Лао-Цзы, Чжан Даолин повсюду искал божественное место, где сойдутся воедино дракон с тигром, составив распространенный даосский символ единства противоположностей: Инь и Ян. Наконец в очень преклонном возрасте он нашел горы Лунхушань, где сумел создать эликсир и стать бессмертным.

Во время династии Тан даосизм получил статус государственной религии. Четвертый Небесный Наставник Чжан Шэн после 220 г. поселился в горах Дракона и Тигра. Так, горы Лунхушань превратились в постоянную резиденцию Небесных Наставников, поселившихся в роскошной резиденции Шанцинчжэнь (Селение Высшей Чистоты) у подножия этих живописных гор. В правление династии Южная Сун (1125–1279) Небесные Наставники получили горы Лунхушань и прилегающие земли в свой удел, сделав регион источником распространения даосизма в стране с центром в этом своеобразном китайском Ватикане. Императоры династий Мин (1368–1644) и Цин (1644–1911) официально назначили Небесного Наставника главой всех даосских общин и предстоятелем даосизма в империи, хотя другие даосские школы сами по себе прежде не признавали главенства и особых прерогатив лунхушаньского иерарха.

Лунхушань, природные достопримечательности и святые места

Живописная местность гор Лунхушань занимает территорию площадью, превышающей 200 кв. км. Расположены они по обе стороны реки Луси, также известной под названием Шанцин и тянутся более, чем на 15 км. Ярко выраженный геоморфологический ландшафт данься (Danxia) демонстрирует величие, обрывистость, уникальность, спокойствие и элегантность живописной красоты гор Лунхушань. Удивительный рельеф данься включает остроскальный карст (Каменный лес), конический карст (Фэнцун) и другие необычные скалы. Горы Лунхушань вместе с рекой Луси представляют собой одну удивительную природную галерею.

Красота гор Лунхушань описана в поэме как «поток цветной воды, текущей сквозь слои облаков и зеленых горных хребтов». Горные скалы и утесы удивительной формы непрерывно петляют вдоль русла реки Луси, среди пышной зелени деревьев и бамбука, создавая пейзаж с «видами в воде и видами с водой». Этот ландшафт делает горы Лунхушань незабываемым туристическим местом — по реке организован сплав на плотах и переправы на исторических лодках для туристов. Весь комплекс насчитывает 99 скал и 24 пещер и гротов по обе стороны реки, между живописными скалами расположены многочисленные храмы.

В период наивысшего расцвета на территории располагалось 10 дворцов (больших храмовых комплексов), 81 даосский храм и 36 даосских дворов, но большинство храмов и монастырей, построенных в древние времена, давно разрушены. Оставшиеся постройки включают в себя здания самого большого Шанцинского монастыря, Резиденции Мастеров Дао (Sihan Tianshi Fu), где жили даосские мастера эпохи различных династий, а также храм Чжэнъи (Zhenyi Guan), или храм Истинного Единства, расположенные у подножия горы Лунхушань.

Также интересно:  Чжанъе Данься: Картина, написанная природой

Расположенная у подножия гор Лунхушань, Резиденция Мастеров Дао (Sihan Tianshi Fu), изначально известная как «Храм Бессмертных» (Zhenxian Guan), была местом, где жили и проводили ритуалы даосские мастера, в том числе и сам Чжан Даолин. Величественный комплекс обращен к вершине Пипа на юге, к горе Сихуашань на севере, а прямо перед ним протекает река Луси. После долгих лет реконструкций существующий ныне комплекс занимает территорию площадью в сорок две тысячи квадратных метров, включая шесть тысяч квадратных метров древних построек с пятьюстами комнатами.

Стоя спиной на север и передом – на юг, комплекс заключает все здания в даосский восьмиугольник: среди них находится Зал Мистицизма (Xuantan Dian), Зал Чжэньу (Zhenwu Dian), Департамент по Продвижению (Tiju Shu), Бюро Юридической печати (Zanjiao Ting), Зал Обучения Дхармы (Wanfa Zongtan), основной зал, зал предков, Библиотека Вэйю (Weiyu Shuwu), Библиотека Императорских Декретов (Chishu Ge), Терраса Астрономической Обсерватории (Guanxing Tai), Комната Прохладного Воздуха (Naliang Ju) и Сад Прозрачных Линчжи (Lingzhi Yuan), а также вспомогательные комнаты и крытые проходы.

Резиденция Мастеров Дао известна как «Дом номер один на Юге» благодаря гармоничному соединению даосских храмов с имперским архитектурным стилем и величественных зданий с искусно петляющими пассажами. В Резиденции находится множество культурных реликвий – таких, как золотые горизонтальные таблички, бронзовые зеркала, бронзовые колокола, нефритовые печати даосских мастеров, а также мужские и женские мечи против злых духов.

Великий Монастырь Шанцин (Dashangqing Gong), что буквально означает «монастырь Великого Неба», является хорошо известным даосским храмом на территории площадью в четыреста квадратных километров. Спиной он повернут к горе Сихуашань на севере, а лицом смотрит на вершину Пипа на юге. Монастырь с трех сторон окружен горами, а с одной стороны протекает река. В этом месте даосский предок Мастер Чжан Даолин и другие мастера поклонялись даосским божествам, читая свои молитвы. Верующие в школе китайского даосизма Чжэнъи-Дао также наслаждались здесь замкнутой жизнью, практикуясь в самосовершенствовании и изобретая эликсир бессмертия.

Изначально построенный во времена династии Восточная Хань, монастырь всегда глубоко уходил корнями в даосскую культуру. Сначала это была хижина для Чжан Даолина, известная как «хижина небесного мастера». У монастыря древняя, типично даосская архитектура с восьмиугольником в плане. После реконструкций во время правления нескольких династий монастырь достиг своего расцвета в эпоху династии Цин (1644-1911), завершив строительство двух храмов, двенадцати залов и двадцати четырех дворов. Это был самый большой даосский монастырь на юге Китая и один из крупнейших в Китае. Он был известен как «Столицей бессмертных», «Город духов» и «Резиденция богов», а также как «место, где божества принимали возложенные обязательства».

Также интересно:  Церкви Антарктики: Самые южные храмы мира

Храм Истинного Единства Чжэнъи (Zhenyi Guan) у подножия горы Лунхушань, изначально названный «Храм Предков Небесных Мастеров» (Tainshi Zumiao), был построен Чжан Шеном – даосским небесным мастером в четвертом поколении на том самом месте, где Чжан Даолин выплавлял эликсир бессмертия. Чжан Шэн принялся за строительство, когда вернулся из провинции Сычуань, чтобы проповедовать религию предков и отдавать дань уважения даосским мастерам прошлого. Окончательно храм был достроен во время династии Мин и по приказу императора стал называться Храм Истинного Единства.

С тех пор здесь выросло множество храмов и собралось большое количество монахов. Многократно перестроенный, Храм Чжэнъи является одним из самых больших храмов с долгой историей в горах Лунхушань. В состав комплекса входит Главный храм, Храм Нефритового Императора, Храм Сюаньтань, церемониальные ворота, колокольная и барабанная башни. В основном зале находятся усыпальницы Чжан Даолина, Ван Чжана и Чжао Шеня а также крытые проходы с тремя комнатами на каждой стороне и тремя комнатами впереди. Позади основного зала находится Зал Нефритового Императора с двумя колокольнями, одна из которых на востоке, а другая на западе.Весь комплекс занимает площадь около 10000 кв. м. Каждый год 15 января, 15 июля и 15 октября по лунному календарю сюда приходят с визитом тысячи даосских паломников.

Помимо этих трех известных достопримечательностей гор Лунхушань есть множество малых храмов и пещер, рассредоточенных по скалам, а ещё ниже по реке на другой стороне — располагается Город Бессмертных (仙岩).

Знаменательна Гора-Пень внизу по реке, в которой расположены могильники эпохи Чжоу — за несколько сотен лет до Чжан Даолина, тяжёлые гробы размещены в пещерах на отвесной скале, их датируют вплоть до 600 года до н. э.. Подобная практика установки висячих гробов существует также и на Филиппинах. На отвесной скале ежедневно организуются представления «летающих гробов» — акробаты в исторических костюмах танцуют на старинных гробах, поднимаемых в пещеры. У пещер находится даосский храм и музей.

Вдоль реки расположено несколько деревень, имеющих этнографическое значение. В первую очередь — это «Деревня без комаров» и «Деревня племени Гуюэ», в них сохранились древние обычаи и имеются небольшие краеведческие музеи.

Китай, карта расположения гор Лунхушань

Похожие статьи

Добавить комментарий