Дворец Линдерхоф, загородная резиденция баварского короля

В красивой долине на юге Баварии, в 8 км от альпийской деревушки Обераммергау, в окружении чудесного парка с сотней красочных аллей и позолоченных скульптур, находится изящный замок Линдерхоф (нем. Linderhof) – один из сказочных дворцов Людвига II. Знаменитый баварский король Людвиг II построил три прекрасных замка: Нойшванштайн, Херренкимзее и Линдерхоф.

Линдерхоф, загородная резиденция «сказочного короля»

Романтичный Людвиг с детства увлекался рыцарскими романами, легендами, сказочными замками, музыкой и архитектурой.  В одиннадцать лет он уже чертил эскизы своих фантастических дворцов, а в более зрелые годы начал серьезно изучать архитектуру. Людвиг восхищался королем-солнцем Людовиком XIV и, после посещения Франции в 1867 году, загорелся идеей построить свой собственный Версальский дворец в Альпах.

В 1869 году в 87 км к югу от Мюнхена (в 20 км от замков Хоэншвангау и Нойшванштайна), на месте охотничьего домика своего отца Максимилиана II, Людвиг начал строительство нового загородного дворца. Придворный архитектор Георг Долманн спроектировал замок Линдерхоф так, чтобы ничто не мешало уединенному отдыху короля.

Вокруг замка был разбит прекрасный парк, с многочисленными аллеями и даже гротом. Десять лет продолжалась постройка Линдерхофа. Людвиг требовал исторической достоверности и в стиле, и в обстановке. В октябре 1874 года были закончены основные здания.

Интерьеры дворца расписывали лучшие художники Европы — Ваттер и Пехман, Шпиц и Фрис, Шульц и Перрон, Квадлио и Гаушильд. Они великолепно исполнили свою задачу. Окончательная отделка дворца была завершена в 1886-м, в последнем году жизни Людвига II. В общей сложности на строительство было потрачено 4 326 000 евро (в переводе на современные деньги).

Замок Линдерхоф до мельчайших деталей подчеркивает элегантную французскую роскошь. Строителей и скульпторов неоднократно посылали во Францию для детального изучения Версальского дворца и Трианона. Королю привозили груды книг, репродукций и чертежей. И сам Людвиг несколько раз ездил в Париж. Подражая своему кумиру, Людовику XIV, баварский король построил Линдерхоф как храм солнцу, символом которого стал павлин. Статуи павлина украшают залы, павильоны и аллеи комплекса. В центре этой роскоши – портреты, бюсты и статуи французского короля.

Замок Линдерхоф переносит в другую реальность, в фантастический мир баварского идеалиста и мечтателя. Комплекс из множества зданий разных стилей и эпох с первых шагов поражает роскошью, блеском и изысканностью в мельчайших деталях. Великолепие барокко и роскошь роккоко в мраморе, картинах и гобеленах в сочетании с избытком позолоты и зеркал. 

Здесь всего слишком: слишком много позолоты, слишком много росписи, вышивок и гобеленов, зеркал и прочих красивостей для невзыскательного глаза неискушенного зрителя. 10 симметрично расположенных роскошных залов, открытых для осмотра. Все они проходные. Самые крупные — Восточный гобеленовый, Приемный, Спальня, Обеденный и Западный гобеленовый залы — разделяют четыре кабинета: Желтый, Лиловый, Розовый и Голубой.

Дворец Линдерхоф, архитектура и достопримечательности

Западный Гобеленовый зал (Музыкальный салон) поражает коллекцией стенной живописи и мебели. Картины в игривом стиле рококо, напоминающие гобелены, изображают любовные игры пастушков и пастушек.

Рядом с богато украшенным музыкальным инструментом — комбинацией из фортепиано и фисгармонии, типичной для 19 в., — стоит павлин в натуральную величину из разрисованного севрского фарфора.

Такой же павлин стоит в восточной гобеленовой комнате. Эта птица считается, как и лебедь, любимой птицей короля.

Приемный зал Людвиг II, искавший уединения, никогда не использовал по назначению. Это был кабинет, где он обдумывал свои новые проекты. Первоначально эта комната должна была стать тронным залом. В драгоценную обшивку стен комнаты для аудиенций вписаны два мраморных камина с конными статуэтками королей Людовика XV и Людовика XVIм. Здесь же — рабочий стол короля с позолоченным письменным прибором и искусно отделанные часы. Рабочий стол обрамлен и увенчан сверху зеленым бархатным балдахином, отделанным золотым шитьем. В комнате находятся также два круглых малахитовых стола, подаренных императрицей  Марией Александровной, супругой Александра II. К слову сказать, в замке Нойшванштайн хранятся две иконы, подаренные Людвигу Александром II.

В то время Людвиг II уже вел «ночной образ жизни». Спальня «короля ночи» — центральное и самое большое помещение, спроектированное театральным художником Анжело Квальо. Огромная кровать 4 на 4 метра в нише закрыта от позолоченной балюстрады и придает ей вид алтаря, прославляющего ночное царство Людвига II. В спальне для короля сделали и искусственный водопад, предназначенный для охлаждения комнаты в летнее время. Мраморные скульптуры, лепнина и потолочная роспись выдают склонность к образам античной мифологии. Над нишей, в которой установлено ложе, сияет в «Аллегории Утра» солнечная карета Аполлона в потолочной росписи Людвига Лескера.

Розовый кабинет — это гардеробная короля, одна из четырех маленьких комнат, связывающих основные помещения. Она ведет в столовую.

Обеденный зал прославился своим особенным подъемным столом. Король обедал в одиночестве, и сервированный стол поднимали из кухни через специальный люк.  Хотя  король и обедал в одиночестве, но стол слуги сервировали на четыре персоны. Для короля и мнимых гостей: Людовика XIV, мадам Помпадур и Марии-Антуанетты.

В восточной гобеленовой комнате доминируют мотивы греческой мифологии. Над мраморным камином сверкает скульптурная группа «Три грации» работы Теобальда Бехлера. Над настенной живописью Г. фон Пехманна и выступающими лепными золочеными барельефами царит божественный небосвод, украшенный в затмевающей всю остальную роскошь потолочной фреске «Аполлон и Аврора» кисти В.Гаушильда.

Эта комната ведет в Зеркальный зал. Зеркальный зал использовался как гостиная. Людвиг любил сидеть в нише, иногда проводя там за чтением всю ночь. Огромные зеркала на бело-золотых стенах создают невообразимый эффект, отражая свет свечей в тысячу раз. Параллельное размещение некоторых зеркал вызывает иллюзию бесконечной аллеи.

Сады, окружающие замок Линдерхоф, считаются одними из самых красивых творений в истории ландшафтного дизайна. Парк площадью 50 гектаров сочетает элементы итальянского Ренессанса и английского сада с множеством аллегорических скульптур, фонтанов и бассейнов, увенчанных круглым храмом со статуей Венеры. Здесь по-прежнему растет 300-летняя липа, давшая название поместью (Linderhof в переводе означает «Липовый двор»).

Увлечение Людвига восточным миром проявилось в Мавританском павильоне с Павлиньим троном и Марокканском доме, купленном на выставке в Вене.

В сумеречном свете окон из цветного стекла и цветных светильников раскрывается великолепие экзотического интерьера. В закруглении апсиды был установлен изготовленный для короля в 1877 г. в Париже павлиний трон: три павлина изготовлены из яркого эмалированного литого металла, а хвосты — из полированного Богемского стекла. Обстановку дополняют мавританский фонтан, стилизованные светильники, столики для курения и кофейные столики.

В Охотничьем домике король и его спутники, одевшись в медвежьи шкуры, пили средневековый медовый напиток. Интерьер домика служит декорацией к опере Вагнера «Валькирия». В центре — ясень, символ Всемирного древа скандинавских мифов.

Грот Венеры — пожалуй самое интересное место в Линдерхофе. Его построил знаменитый ландшафтный архитектор Август Диригль. Высота искусственной пещеры со сталактитами и сталагмитами около 10 метров. Здесь ставили сцены из опер Вагнера. В подсвеченном разными цветами искусственном озерце с водопадом плескались волны, в воде плавали лебеди и нимфы (вода подогревалась), на островке танцевали.

Лучшие певцы исполняли любимые арии короля в специальной лодке, сделанной в форме раковины. Система освещения, примененная в гроте Венеры, была самой передовой на то время. Световые эффекты создавались с помощью вращающихся стеклянных пластинок, которые приводил в действие один из первых в Европе электрических генераторов фирмы Siemens.

Линдерхоф был единственным из замков, работы в котором были завершены при жизни короля. Он оставался излюбленным местом пребывания короля вплоть до его трагической смерти 13 июня 1886 года.

Германия, карта расположения дворца Линдерхоф

Похожие статьи

Добавить комментарий