Замки Луары, часть 6: Ланже, западный бастион французских королей

Яркая достопримечательность Франции замок Ланже находится во французском департаменте Эндр и Луара. Крепость расположена на уступе, который возвышается над долиной Луары, в 24 километрах от города Тура. Замок Ланже включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе группы «Замки долины Луары«.

Замок Ланже, история цитадели

Географическое положение Ланже было оценено еще в галло-римскую эпоху, что подтверждает факт размещения здесь военного лагеря римлян. Стены Ланже выдержали не одну осаду, свидетельство чему – руины башни Х века, которую построил Фульк Нерра III, герцог Анжуйский, прозванного в свое время «Черным соколом». Это был классический феодальный разбойник: жестокость, вероломство и цинизм, поставленные на службу его ненасытному желанию власти, сочетались у него с суеверной набожностью, пределы которой не знали границ и стали достоянием легенд. Он обладал также выдающимися качествами стратега и политического деятеля, которые обеспечили пятьдесят лет успеха этому основателю анжуйской династии.

В правление Гуго Капета Фульк захватил владения Эда I, графа Блуа и Тура, и воздвиг эту крепость как опорную точку на высоком утесе, омываемом водами Луары и Румер. После его смерти в 1040 году продолжалось непреодолимое восхождение дома Анжу, получившее свое кульминационное завершение в 1154 году, когда граф Генрих Анжуйский, прозванный Плантагенетом, был коронован королем Англии. При этом правнуке Вильгельма Завоевателя, взявшим в жены Элеонору Аквитанскую, Ланже становится аванпостом его огромных французских владений, которые включали Долину Луары, Нормандию и Аквитанию. Монархия Капетингов имела жалкий вид по сравнению с могуществом своего вассала. Во вспыхнувшей борьбе ей, однако, удалось одержать победу благодаря междоусобным распрям Плантагенетов, которыми ловко маневрировал Филипп-Август.

Воспользовавшись убийством герцога Бретонского, в котором был обвинен Иоанн Безземельный, сын Генриха Плантагенета, Филипп-Август, ободренный своими победами, приказал предстать Иоанну перед Судом Парижа и лишил его французских владений. С тех пор Ланже стало частью королевского домена, хотя он неоднократно уступался в качестве залога. Так, в 1218 году замок перешел к Гуго Х де Лузиньян, женившемуся на Изабель, вдове Иоанна Безземельного.

В течение XIII века крепость Ланже постоянно сменяет своих владельцев: Гийом де Рош, Гуго де Лузиньян, Альфонс Французский – брат Святого Людовика, Пьер де ла Бросс – камергер Филиппа Смелого, который по обвинению в связях с королем Кастилии, находившейся в состоянии войны с Францией, был в 1278 году повешен в Монфоконе.

Во время Столетней войны Ланже некоторое время находился в руках англичан. В 1428 году они его покинули – с условием, что «замок будет снесен, за исключением большой башни». Людовик XI восстановил укрепление в 1460 году. Уверенный в необходимости воздвигнуть в этих местах новую крепость, Людовик XI дал распоряжение о начале строительных работ своему ближайшему советнику Жану Бурре, который выполнял обязанности «капитана Ланже». Жану Брисонне, интенданту по финансовым делам, мэру города Тура, была «поручена оплата сооружений и зданий замка Ланже» с 1465 по 1467 гг.

Также интересно:  Ленские столбы Туруук Хайалара, скалы восставших духов

Новое здание с его высокими стенами и узкими окнами с каменными перекрестиями, с тремя круглыми башнями и поясом из зубцов и машикулей представляет собой совершенный образец мощного и сурового укрепленного замка. Характерной чертой фасада является непрерывный дозорный пояс (130 м длиной), который на одном и том же уровне опоясывает все здание, включая башни. Целью короля, предпринявшего реконструкцию замка, было обезопасить с Запада королевские владения Тура, Плесси-ле-Тура и Амбуаза, жизненно важных центров правления. С востока их закрывал Шомон, с юга – Шинон и Лош.

16 декабря 1491 году в Ланже состоялось событие, навсегда поставившее Ланже в ряды знаменитых луарских замков – бракосочетание Карла VIII и Анны Бретонской, в результате которого к Франции было присоединена Бретань. Этот супружеский союз потряс всю европейскую политику. Герцогиня Анна была уже обвенчана по доверенности с Максимилианом Австрийским, императором Священной Империи, а Карл VIII обручен с его дочерью Маргаритой Австрийской, которая воспитывалась при французском дворе ввиду предстоящего замужества.

Регентша Анна де Боже, стремившаяся присоединить Бретань к королевству и усматривавшая опасность в том, что Бретанью может завладеть император (даже если он, в качестве герцога Бретонского, был бы только вассалом короля), стала инициаторшей этого брака. Как пишет Брантом, «Карл, поразмыслив, что иметь такого могущественного сеньора в своем королевстве было бы очень опасно, взял упомянутую Анну у Максимилиана, своего соперника, и женился на ней». События разворачивались с необычайной быстротой: в Рене, осажденном французскими войсками, Карл VIII был представлен герцогине только за несколько дней до свадьбы. Чтобы не попасть в руки сторонников императора, принцесса тайно прибыла в замок, где ее уже ждал король. Эта свадьба походила на похищение. В основных пунктах брачного контракта оговаривалось присоединение Бретани к Франции, и, чтобы сделать это более надежным, выдвигалось требование для королевы, в случае если король умрет первым и не будет иметь наследников, выйти замуж за его преемника. Так и произошло: второй брак соединил ее с Людовиком XII. Хроникеры оставили нам описание ослепительных торжеств, которыми сопровождалась церемония.

Золотой реликварий для сердца Анны Бретонской

С тех пор замок Ланже больше не упоминался на страницах великой Истории. Отметим, как анекдотические версии, пребывание в замке Карла IX 19 ноября 1565 года и Людовика XIII – в первых числах октября 1627 года перед осадой Ла Рошель.

В 1631 году замок переходил в виде заклада к разным влиятельным семьям, но они были лишь пользователями, замок оставался собственностью короля. Так, его временной хозяйкой была Луиза Лотарингская, дочь герцога де Гиза, которая вскоре уступила его маршалу, маркизу д’Эффиат, барону де Сенк-Марс и отцу фаворита Людовика XIII, который был обезглавлен в 1642 году.

В 1765 году потомки маркиза уступили его барону де Шамшеврье, но герцог Ле Люинь снова завладел им с помощью «феодального выкупа». В 1797 году Ланже, совершенно не пострадавший во время революционных волнений, купил богатый торговец из Тура – Шарль-Франсуа Муазан, при котором замок пришел в запустение. Новый владелец распродал участки у стен замка под частное строительство, а зал первого этажа сдал в аренду под конюшню.

Также интересно:  Замок Кока, величественный памятник Сеговии

Замок, выкупленный в 1839 году парижским стряпчим Кристофом Бароном, подвергся серьезной реставрации. В некоторых случаях изменения носили фантазийный характер, как например протяжение машикулей по всему фасаду внутреннего двора и украшение кружевным узором выступов крыши.

В 1886 году Ланже выкупил Жак Зигфрид и посвятил реставрации 20 лет жизни (наиболее существенной является переделка интерьеров), а затем в 1904 году подарил замок Институту Франции. Реальная опасность, что это выдающееся национальное сокровище будет куплено каким-нибудь богатым заокеанским любителем и камень за камнем вывезено в Америку, побуждает Институт выполнять ответственную миссию по сохранению этого памятника огромных размеров. Постоянное развитие туризма, включение Ланже в кольцо замков Луары должны дать возможность Фонду Зигфрида не только поддерживать замок в хорошем состоянии, но и периодически проводить необходимые реставрационные работы. Институт Франции организует на правах полной автономии некоторые реставрационные работы при содействии «Национальной Кассы Исторических памятников».

В 1924 году, а затем в 1938 году дочь донатора – Аньес Зигфрид, пополнила дар своего отца большим парком, который раскинулся на западе Долины Луары с жилыми постройками по склонам холмов, и дорогой на северо-западе, которая ведет на плоскогорье. С этой стороны памятнику обеспечена широкая поддержка и защита. А на востоке и севере к замку тесно подступает старый город, который является «подходящим окружением».

Замок Ланже, архитектура и интерьер

В парке замка сохранились руины самого старого во Франции каменного донжона (944 год). Вход в замок открывался подъемным мостом. В композицию главного крыла помещен массивный донжон. Конечно, согласно традиции задуманный план композиции был квадратным, но осуществлено только два крыла. В донжоне мог размещаться гарнизон замка. 

От этого донжона, имеющего форму вытянутого прямоугольника, сохранились только восточная и северная стены, две другие обрушились в 1841 году. Это один из первых донжонов, построенных в камне в начале средневековья, и, по-видимому, наиболее древний из всех сохранившихся до наших дней. До этого времени в строительстве фортификационных укреплений использовалось преимущественно дерево. Некогда донжон окружал вал со рвом, существовал перекидной мост. В конструкции донжона использовались приемы галло-римской эпохи, оказавшиеся здесь крайне живущими. Дело в том, что к моменту постройки сохранялось еще много античных сооружений, которые и являлись естественными примерами для следующих эпох. Нижний ярус забит балластом (каменными глыбами) для прочности. Другие ярусы приспособлены для жилья сеньора и его семьи. Вход был возможен только по приставной лестнице, он вел на второй ярус. Третий ярус – основное жилое помещение. Стены донжона имеют толщину до полутора метров. Они выложены из бутобетона, облицованы грубо тесаным камнем. По углам имелись контрфорсы. Две стены рухнули в середине XIX века, но и оставшиеся, восточные, все еще впечатляют своими размерами. Это внушительное феодальное укрепление, которое позволяло судить о воинской деятельности его владельца.

Также интересно:  Лицзян, современный древний город Китая

Ланже долгое время сохранял значение замка, защищая дорогу от Тура в Бретань, этим и было определено отличие внешних и внутренних фасадов возведенного нового замка. Все стены, выходящие на внешнюю сторону замка, имеют подчеркнуто крепостной характер, внутренние же в большей степени напоминают ренессансный дворец. Большие окна открываются во внутренний двор, но украшение их весьма скромно. В строительстве использовался сероватого тона камень, несколько усиливающий своим цветом кажущуюся суровость облика всего сооружения.

Единство стиля, которому замок обязан быстрыми темпами строительства, сохранилось на века. Занимавшие его до 1641 года временные хозяева являлись лишь пользователями и не были заинтересованы во вложении средств на обновление замка, который оставался собственностью короля. А в дальнейшем многие попытки реконструкции терпели неудачу, возможно, из-за размеров и мощности конструкции.

Дело обстояло иначе с внутренней отделкой, и Жак Зигфрид, пытавшийся возродить культ прошлого и влюбленный в этот старинный замок, хотел придать его интерьерам вид, который они имели во времена его первоначальной постройки.

Чтобы осуществить свой замысел, он заручился помощью молодого талантливого архитектора Люсьена Руа и наиболее известных археологов, таких как Палюстр, Фульк, Шпитцер, Пейр и Боннафе. В неустанных попытках восстановить историческую точность было отдано предпочтение стилю «пламенеющей готики». Мебель и деревянные панели были частично оригинальными, частично копиями с оригинальных изделий. Плиточная облицовка полов, различная в разных залах, была выполнена по образцам XV века или по картинам той эпохи (она является наиболее существенным элементом реставрации); мебель же, за некоторым исключением, является старинной. Шкафы, лари, серванты датируются либо XV веком, либо относятся к ренессансному стилю.

Но главная роль в декоративном убранстве отводится восхитительной коллекции (возможно, лучшей в стране) гобеленов XIV и XV вв. (их более 30), которую Жак Зигфрид собирал с 1888 по 1900 гг. Наиболее старинными являются несколько гобеленов под названием «Разноцвета» и необычайно прекрасное «Распятие». Они принадлежат фламандским мастерам.

Особо выделяются мильфлёры («тысяча цветов») XVI века – ковры из Турени, отличающимися яркими синими и розовыми фонами, затканными многочисленными изображениями цветов и кустиков.

Другие гобелены в основном произведены в Обюссоне. Большинство из них датируются XVI веком, но выполнены еще в стиле готики: это сцены охоты, история с Навуходоносором, очень любопытные «Чудеса, сотворенные Святым Причастием». Эти произведения искусства совместно со скульптурами и картинами приобретают еще большую значимость, так как они прекрасно сочетаются с общей меблировкой залов.

Внутренняя декорировка и мебель придают замку необычайную одухотворенность и радушие, которые в сравнении с его суровым внешним обликом особенно поражают посетителя. В одной из комнат – инсталляция из восковых фигур, воссоздающая венчание Карла VIII и Анны Бретонской. Деревянная резная дверь ведёт в Свадебный зал, где и состоялось знаменитое бракосочетание.

Франция, карта расположения замка Ланже

 

Похожие статьи

Добавить комментарий