Ладакх, часто называемый «Малым Тибетом», неповторим в своей вызывающей благоговение суровой красоте. Он находится в среднем на высоте 4200 метров над уровнем моря и представляет собой самую восточную часть индийского штата Джамму и Кашмир. Это пустынный регион, суровая, но прекрасная достопримечательность Индии, окруженный заснеженными пиками гор, открыт для посещений только 5 месяцев в году. Через него протекают могучие реки — Инд и Занскар.
Священная земля буддизма
Храмы и священные места в этом регионе существовали еще до прихода сюда буддизма. Первые буддийские культовые сооружения появились во 2-ом веке при императоре Канишке. В 9-10 веках в Ладакхе стал укореняться буддизм Ваджраяны, стали возникать буддийские монастыри-гомпы. Становление Ладакха неразрывно связано с Великим шелковым путем, проходившим по этим землям.
Здесь живут потомки арийцев и монголов, жизнь у которых по причине экстремального климата трудная. Тем не менее, они сумели приспособиться к таким тяжелым условиям и выработали свой уникальный образ жизни.
Сегодня Ладакх — земля буддизма, хотя здесь обитают и мусульмане, и христиане. Буддизм помогает местным жителям жить в полной гармонии с природой, несмотря на различие религий. Все искусство и архитектура Ладакха носят отпечаток философии буддизма.
Буддийские монастыри построены в своеобразном стиле, богато обставлены и украшены изнутри прекрасными скульптурами, резьбой по дереву, бронзой, золотом и серебром, настенными росписями, росписями на шелке и т. д. Здесь верующие молятся за мир во всем мире.
Духовенство в Ладакхе можно разделить на две основные школы. Одну из них составляют другпа-кагъю, «красношапочники», священники, проповедующие первоначальный буддизм. Их так называют, потому что они во время церемоний носят красные шапки. В XV веке в монастырях были проведены реформы. Ламы, принадлежащие к реформированному ордеру, стали известны как гелугпа, «желтошапочники». Помимо других обетов, они соблюдают безбрачие. Различные гомпы в Ладакхе принадлежат в основном к этим двум группам.
Монастыри Ладакха, общие черты
Буддистские монастыри (гомпа) построены по единому образцу, чаще всего на вершинах гор. В плане они прямоугольные, им присущ ряд внутренних залов, галерей и открытый двор.
У входа расположена веранда, на ее стенах могут быть нарисованы дхармапалы, или идамы, свирепые божества-охранители учения, а также колесо жизни, символизирующее различные стадии, которые проходит человек прежде, чем достичь нирваны – блаженного состояния прозрения и освобождения от оков своего «я», мира и бесконечного круга рождений, смертей и новых рождений.
Центральные фигуры поклонения размещаются в главном молитвенном зале – дуканге (dukhang). Чаще всего это изображения Будды или бодхисатвы. Бодхисатва – это душа, достигшая спасения благодаря добрым деяниям, однако принесшая его в жертву, чтобы вернуться на землю и помогать другим достичь спасения и просветления.
Существует множество будд и бодхисатв. Они играют роль богов и помощников, к которым можно обращаться с помощью приношений и молитв. В их число входит и Будда Шакьямуни, или Гаутама. Полагают, что ему предшествовали более древние земные будды, а на смену придут другие. Наиболее почитаемые небесные Будды: Амитабха (Владыка западного рая), Бхайсаджьягуру (Учитель исцеления), Вайрочана (изначальный вечный Будда), Лочана (вечный Будда в качестве вездесущего), бодхисатвы – Авалокитешвара (божество сострадания), Махастхама Прапта («Достигший великой власти»), Манджушри (бодхисатва медитации и мудрости), Кшитигарбха (спасающий из ада страждущих духов), Самантабхадра (представляющий милосердие Будды), земные будды – Гаутама Будда; Дипанкара, двадцать четвертый будда до него, и Будда Будущего – Майтрейя.
На более поздней стадии в буддизм проник тантрический элемент из индуизма. Тантризм – система верований и обрядов, где используются магические заклинания, мистические слоги, диаграммы и символические жесты для достижения чувства мистического единения с реальностью.
В тантрических ритуалах «яб юм», изображение бога в соитии с супругой, было выражением осуществления этого религиозного идеала. Почти в каждом монастыре есть темные комнаты, где помещены эти божества, куда не разрешается вход женщинам и детям.
В монастырях есть кельи для главных лам и жилье для послушников. У подходов к монастырям и деревням обычно встречается стена, выложенная из камней. На стенах начертаны молитвы во славу Будды, поэтому их называют стенами-мани (mani). Мани всегда должна быть по правую руку.
В начале и в конце стены стоят чортены (chorten) – сделанные из глины и камня или бетона полусферические могильные холмы и одновременно объекты поклонения буддистов, известные с III в. до н. э.
Ныне в монастырях Ладакха осталось очень мало монахов, в некоторых не более пяти. Все больше выходцев с Запада, принявших обеты и выполняющих религиозные практики тантризма даже более усердно и осознанно, нежели коренное население.
Монастыри Ладакха: Ламаюру Гомпа
Монастырь Ламаюру также называют Юнгдрун, что означает «свастика». Это название возникло от посадки зерна, стебель которого принял форму свастики с левосторонним направлением, символизирующим Юнгдрун Бон. Изначально монастырь принадлежал традиции Бон.
Монастырь Ламаюру расположен в 127 километрах к западу от Леха, столицы Ладакха с XVII в. Это один из самых ранних монастырей Ладакха. В 11 веке махасиддха Наропа пришел в это место для ретрита (духовной практики) и медитации. Пещера, где он медитировал, находится в монастыре и поныне. Затем монах Ринчен Зангпо, исполняя повеление царя Ладакха, возвел здесь ряд храмов и ступ.
Этот буддийский монастырь относится к направлению другпа-кагъю, хотя ранее довольно долгое время принадлежал бонской традиции.
Сегодня в монастыре Ламаюру проживает примерно 150 монахов. Ежегодный фестиваль — мистерия Чам проходит в монастыре 17-18 числа 5-го месяца по тибетскому календарю.
Во время полнолуния эти холмы и горы приобретают мистическую атмосферу, а очертания окружающего ландшафта трансформируются в лунные просторы.
Монастыри Ладакха: Ликир Гомпа
Монастырь Ликир расположен в 62 километрах к западу от Леха, на невысоком холме в долине Инда. Во времена Лхачена Гьялпо, пятого царя Ладакха, эта земля и владения были переданы ламе Дуванг Чосдже, великому практику медитации. Лама благословил землю, и на ней был построен монастырь. Дата основания гомпы относится к 11 веку. Ликир Гомпа был отреставрирована в 18 веке.
Согласно легенде, монастырь был окружен телами двух огромных змей, королей нагов Нандой и Таксако. Из-за этого его прозвали Ликир (окруженный нагами). Рассвет монастыря пришелся на 15 век при Кхадсдубже, получившем известность, как Лхаванг Сангпху.
Монастырь был передан школе гелуг под руководством ламы Цонкапы, и до сих пор в нем практикуются ритуалы и обряды этой школы. В былые времена Ликир Гомпа стоял на оживленном торговом пути через Тингмосганг в Лех.
В монастыре содержится множество позолоченных статуй и тханок. Также здесь есть музей с коллекцией буддийских фолиантов, написанных золотой краской на серебряных страницах. Рядом с монастырем находится здание одного из лучших в Ладакхе института, преподавание в котором ведется на трех языках — хинди, санскрите и английском.
Фестиваль здесь проходит здесь каждый год в 27-29 день 12-го месяца тибетского календаря.
Монастыри Ладакха: Стакна Гомпа
Монастырь Стакна расположен в 25 километрах от Леха, на левом берегу Инда. Он принадлежит школе Другпа Кагъю и является одним из множества буддийских монастырей, связанных с ученым и святым из Бутана Чосдже Джамайанг Палкар. В 16-ом веке он был приглашен в Ладакх царем Дхармараджей Джамьянгом Намгьялом.
Название монастыря буквально переводится, как «нос тигра», поскольку он построен на холме, по форме напоминающей эту часть тела хищника. Наиболее важной достопримечательностью Стакна Гомпа является статуя Арья Авалокитешвары из штата Ассам.
Монастыри Ладакха: Тикси Гомпа
Монастырь Тикси принадлежит к школе тибетского буддизма гелуг (желтошапочников). Он расположен на холме на высоте 3600 метров, в 19 километрах к востоку от Леха. Внешне он напоминает монастырь Ки Гомпа, а также дворец Потала в тибетской Лхасе. Тикси является наибольшим по размеру монастырем в Ладакхе.
В начале 15-го века Цонкапа, реформатор буддизма и основатель школы гелуг, отправил шесть своих учеников в дальние уголки Тибета. В дорогу Цонкапа дал своему ученику Шерабу Сангпо маленькую фигурку Амитаюса, Будды долголетия, здоровья и счастья. В статуе, по преданию, содержалась капля крови самого Цонкапы. Царь, правивший в то время в Ладакхе, принял статую, как драгоценный дар, и отправил одного из своих министров помочь Шерабу Сангпо построить монастырь гелуг в Ладакхе. Так, в 1433 году был основан монастырь Лакханг Серпо (Желтый Храм).
В середине 15 века Палден Сангпо, ученик Шерабу Сангпо, продолжил работу над монастырем, приняв обет построить величественную гомпу. Во время выполнения ритуалов при подношении ритуальных пирогов торма появились два ворона. Они схватили торма, понесли и положили на другой стороне холма. Когда Палден Сангпо и его ученики стали искать торма, они пришли на место будущего Тикси и увидели, что вороны в целости положили торма на скалу. Палден увидел в этом знак свыше и основал на этом месте монастырь.
Тикси Гомпа состоит из 12-ти уровней, и в нем находятся 9 храмов. В обители монастыря проживает около 100 монахов школы гелуг.
Основная достопримечательность Тикси — храм Майтрейи и 15-ти метровая статуя Майтрейи, Будды грядущего, крупнейшая в Ладакхе. Статуя была воздвигнута в 1970 году в честь визита в монастырь Далай Ламы. Статуя Майтрейи покрыта золотой краской и выполнена очень искусно, со множеством деталей. Внутри же статуя расписана мантрами и священными буддийскими текстами.
Ежегодно в монастыре проходит фестиваль Гутор. Здесь, во дворе монастыря во время фестиваля, также проходит Мистерия Чам, во время которой монахи в одеяниях из парчи ярких цветов надевают гротескные яркие маски легендарных мифических персонажей и танцуют, сопровождаемые оркестром. Танцы исполняются на дворе, а посетители заполняют все четырехэтажное здание гомпы. Первоначально эти танцы являлись символами победы над жестоким тибетским царем Ландхармой, которого по легенде убил монах, сейчас же они символизируют собой торжество добра над злом.
Монастыри Ладакха: Шей Гомпа
Шей Гомпа и дворец Шей расположены в 15 километрах от Леха. Дворец Шей некогда был летней столицей Ладакха, но в настоящее время находится в руинах. Монастырь был построен в 1655 году царем Делданом Намгьялом, более известным здесь, как Лхачен Палгйион.
Когда в 1842 году Ладакх подверся нападению враждебной династии Догров из Джамму, династия Намгьял бежала из дворца и скрылась в Стоке на противоположном берегу Инда. В дальнейшем они сделали Сток своим постоянным местом жительства, а дворец Шей превратился в руины.
Царь Делдан Намгьял построил монастырь Шей в память о своем отце, Сингае Намгьяле. Монастырь также известен своей гигантской позолоченной статуей Будды Шакьямуни. Это вторая по величине статуя в Ладакхе.
На стенах зала, где находится статуя Будды, занимающая 3 этажа здания, изображены 16 архатов, по восемь с каждой стороны зала. На стене за статуей изображены двое учеников Будды, Шарипутра и Маудгальяна. Также в монастыре хранится большая библиотека священных книг.
Монастыри Ладакха: Алчи Гомпа
Комплекс Алчи, один из старейших в регионе, находится в 68 километрах от Леха и состоит из 5 храмов, нескольких домов монахов-лам и чортены. Монастырь сначала принадлежал секте кадампа, а затем секте кагьюпа. В настоящее время в монастыре нет своих лам, и за ним присматривают ламы Ликир Гомпа.
В отличие от других монастырей Алчи Гомпа — это скромно выглядящее строение из глины и дерева. Тем не менее, внутри него находится богатейшая сокровищница картин и скульптур, настенных росписей. Говорят, что эта гомпа была построена Ринченом Зангпо, великим тибетским учителем, получившим образование в монастырях Бенгалии и Бихара.
Ринчен Зангпо трижды посетил Кашмир и провел в Индии 17 лет. Тем не менее, надписи указывают на то, что эта гомпа была построена членом одной из аристократических тибетских семей в XI веке. Поражают своим искусством и замыслом настенные росписи монастыря, хорошо сохранившиеся в течение веков.
Этот монастырь, называемый Аджантой Севера, имеет шесть храмов, называемых Ду Кханг, Сумцек, Джампал Лхакханг, Лотсава Лхакханг, Манджур Лхакханг и Лхакханг Сома. Из них первые два относятся к XI и XII векам, а остальные были построены в XII и XIII веках.
Первые два храма важны с точки зрения их скульптур и росписей. Их картины можно подразделить на группы в следующем порядке: сцены из жизни Будды; фигуры различных боддхисаттв; фигуры Вайрочаны и изображение космического Будды Вайрочаны в мандале. В них можно видеть влияния различных культурных течений — хелленического персидского, тибетского, непальского, центральноазиатского и индийского. Тем не менее, стиль их уникален и своеобразен.
Центральными фигурами в храмах являются боддхисаттвы Авалокитешвары, Манджушри и Майтрейи. Резьба по дереву носит отпечаток кашмирского влияния.
Костюмы фигур напоминают те, что носили в Кашмире, Центральной Азии, Персии и Индии. На некоторых из картин глаза женщин напоминают те, которые свойственны женщинам джайнских миниатюр. Украшения выполнены четко, со всеми деталями и выглядят как сделанные из настоящего золота и серебра. Краски картин яркие, вибрирующие.
Монастыри Ладакха: Хемис Гомпа
Хемис Гомпа расположен в 47 километрах от Леха, на западном берегу Инда. Этот монастырь буддистской секты кагьюпа построен в 1630 г. под покровительством Сэнге Намгьяла и принадлежит к числу наиболее крупных и богатых в Ладакхе. Расположен наиболее высоко из всех индийских монастырей.
Здесь хранится самая большая танка в мире. На ней вышит яркими нитями Падмасамбхава. Каждые 12 лет, в год обезьяны по тибетскому календарю, во время фестиваля Tze-Chu (июнь-июль) ее вывешивают с одной из сторон храма. Но и в другие годы этот 3-дневный фестиваль в честь Падмасамбхавы также интересен и привлекает туристов.
Священный танец с масками Чам исполняется здесь в 9 и 10 день пятого месяца тибетского календаря. В монастыре сохранилась богатейшая коллекция буддистских реликвий, которые можно посмотреть с разрешения настоятеля монастыря. В библиотеке хранится много древних текстов, среди которых, как утверждают, наш соотечественник Николай Натович нашел в 1888 г. уникальную рукопись, свидетельствующую о пребывании Иисуса Христа в Индии.
Во время путешествия по Ладакху русский исследователь Николай Александрович Нотович получил серьезные травмы ног и попал в Хемис, где ему оказали помощь местные целители. Здесь Нотович оставался около двух месяцев и за это время успел изучить всю библиотеку монастыря. Там же ему встретились сочинения об Иссе на тибетском языке. Эти сочинения представляли собой отдельные рассказы, и вместе с одним из лам Нотович сумел выстроить их в хронологическом порядке. Один из древних манускриптов, который был найден в библиотеке, рассказывал о том, как Христос побывал в Синде, Бенаресе, Непале, Кашмире, Раджгире и Персии. Лама, который помогал Нотовичу разобраться с преданиями об Иссе, поведал, что эти записи были сделаны на языке пали в середине 1 века со слов свидетелей, которые видели Иисуса. Индийские купцы, поддерживавшие торговые связи с Иерусалимом, также рассказывали о событиях, связанных с жизнью Иссы.
Палийские свитки были привезены в Тибет из Непала около 200 года. Недалеко от Лхасы, в монастыре на горе Марбур, эти записи были переведены на тибетский язык, и в Хемисе в течение долгих столетий хранились копии этих переводов. Когда Нотович вернулся домой, в Париж, им была опубликована книга «Жизнь святого Иссы, Лучшего из Сынов Человеческих». А в 1894 году в Нью-Йорке эта книга вышла в свет под названием «Неизвестная жизнь Иисуса».
Монастыри Ладакха: Чимре Гомпа
Монастырь Чимре Гомпа в Ладакхе был основан ламой Тагсангом Расченом и датируется 17-м веком. Он расположен в 40 километрах от Леха и принадлежит школе другпа. В настоящее время в монастыре проживает около 20 монахов ордена другпа. Его постройка была инициирована царем Ладакха Сенгге Намгьялом.
Жемчужиной монастыря является большая статуя Падмасамбхавы. Также в монастыре содержится большая коллекция текстов, написанных на серебряных листах золотыми чернилами. В главном зале стены расписаны фресками, там можно увидеть Будду Шакьямуни, ламу Тагсанг Расчена, Акшобхью, Махакалу, Амитабха, Тару, Куберу, Ямантаку, Калачакру. Ежегодно в монастыре проходит фестиваль — 28 и 29 числа 9 месяца тибетского календаря.
Монастыри Ладакха: Спитук Гомпа
Cпитук Гомпа – буддистский монастырь тибетской секты гелугпа, находится в 9 километрах от Леха и построен на скале, возвышающейся над р. Инд. Возглавляет его двадцатая инкарнация святого Бакула Ринпоче, чьим именем назван аэропорт в Лехе.
Согласно легенде, монастырь основал в XI в. принц Од-де, брат тибетского царя Лха Чангчуб Од. Ринчен Зангпо (958–1055), познакомивший с буддизмом Западный Тибет в XI в., посетил монастырь и предсказал ему прекрасное будущее. Поэтому монастырь получил название Спитук, что значит «образцовый».
По другой версии, монастырь основан в XV в. Самая старая его часть – Гонкханг (Gonkhang), расположенный на вершине холма, где есть образы божеств-покровителей. Основная статуя в монастыре — статуя Будды Шакьямуни. Также здесь находится священный образ Будды Амитаюса, размером с палец, подаренный королю Тагспа Бум-Лде великим Цонкапой.
Ежегодный фестиваль проходит здесь с 27 по 29 день 11-го месяца по тибетскому календарю.
Монастыри Ладакха: Санкал Гомпа
Санкал Гомпа находится всего в трех километрах от Леха. Этот уютный монастырь был построен сравнительно недавно и является официальной резиденцией Кушок Бакулы Ринпоче, ладакхского главы школы Гелуг, к которой он и относится. Санкал Гомпа подчиняется монастырю Спитук. Для посетителей он открыт только с 7 до 10 и с 17 до 19. Такие ограничения были введены потому, что здесь постоянно находится только несколько монахов (всего их в монастыре 20). Вход в монастырь в последние годы стал платным, но стоимость билета — копейки: 30 рупий, дополнительные пожертвования приветствуются.
Справа от центрального двора монастыря находится Зал Собраний. Вход в него с обеих сторон украшен изображениями Четырех Хранителей. На левой от входа стене веранды изображено Колесо Жизни, которое держит Яма. В самом Дукханге можно увидеть относительно новые фрески. Это изображения Будды в его различных проявлениях вместе с другими божествами.Также в зале собраний находится трон, предназначенный для главного ламы монастыря. С правой стороны от него – образ тысячерукого и одиннадцатиголового Авалокитешвары («Владыки взирающего»).
Монастыри Ладакха: Паянг Гомпа
Паянг Гомпа принадлежит к школе Дрикунг Кагью и расположен в 17 километрах к западу от Леха. Монастырь был основан в 1515 году Таши Намгьялом на холме Паянг. Внутри монастыря Паянг находится множество святилищ, украшенных разнообразными картинами и фресками.
В монастыре есть большая коллекция скульптур и тханок, а также большая коллекция оружия, захваченного царем Ладакха у монгольских захватчиков. Настоятелем монастыря является Алчи Чоски Долма. Фестиваль проходит в монастыре каждый второй и третий день шестого месяца по тибетскому календарю.
Монастыри Ладакха: Тангсте Гомпа
Монастырь Тангсте расположен по дороге к озеру Пангонг-Цо и является одним из старейших в Ладакхе, так как располагался на Великом Шелковом пути. В монастыре есть большая коллекция тханок и великолепные неотреставрированные фрески.
Монастыри Ладакха: Бодх Карбу Гомпа
Монастырь Бодх Карбу находится в 150 километрах от Леха на дороге в Каргил. Чтобы туда попасть, надо свернуть на прилегающую к главной магистрали второстепенную дорогу.
Бодх Карбу — уютный, затерянный в горах Ладакха монастырь с мощной энергетикой и прекрасными видами. Туристы обычно не балуют его своим вниманием.
Монастыри Ладакха: Дискит Гомпа, долина Нубра
Монастырь Дискит стоит на холме, чуть выше поймы Шайока, на его правом берегу на высоте 3144 метра над уровнем моря возле одноименной деревни Дискит. Река Нубра является притоком Шайока и течёт параллельно Инду по северной стороне Ладакхского кряжа.
От деревни к монастырю ведёт дорога, которая пересекает поток через мост, дорога пыльная и неровная. В деревню можно добраться из Леха через Кхардунгский перевал (Кхардунг-Ла).
Дискит Гомпа (Диску Гомала) является самым древним монастырем в Нубрской долине. Здесь проживает около 100 монахов, и организована школа для тибетских детей. Монастырь был создан еще в 14 веке, когда власть в Нубрской долине принадлежала местному правителю Ньигме Драспа. Это он задумал построить монастырь на высоком холме на правом берегу реки Шайок. За помощью царь обратился к монахам школы гелуг. Они помогали в строительстве монастыря и даже привезли в него статую Цонкхапы. Основателем Гомпы считается один из этих монахов, ученик Цонгкхапы Чхангзем, Цераб Зангпо. В 18 веке монастырь Дискит был передан в подчинение Тикси Гомпе царем Цхевангом Намгьялом. Монгольская легенда рассказывает, что в монастыре, под защитой Драхармапал, хранятся голова и руки злого демона.
Дискит Гомпа состоит из нескольких храмов. Главный молитвенный зал монастыря (Дукханг) плохо сохранился до наших дней. Старая часть монастыря тоже требует реставрации. Хорошо сохранилась только его верхняя часть. На куполе монастыря видны фрески. Они были привезены из крупнейшего тибетского монастыря Ташилунпо.
В молитвенном зале Дискита, к ступеням которого ведет тропинка, находится статуя Будды Майтреи и большой молитвенный барабан. В залах на втором этаже здания изображены суровые защитники буддизма и другие божества. Также в монастыре есть библиотека, в которой хранятся тибетские и монгольские тексты.
У подножья холма, на котором расположен монастырь, находится резиденция Верховного Ламы долины (пхотонга), а на самом холме, немного выше монастырских построек, стоит храм Лачхунг со статуей Чже Цонгхапы. Неподалеку расположился монастырь Хундур. Монастыри Дискит и Хундур окружены древними белыми буддийскими ступами.
Среди любителей живописных картин Ладакха Дискит Гомпа известен тем, что с его крыш открываются восхитительные виды на Нубрскую долину. Возле детской школы построен новый храм со статуей Буды Майтрейи — Будды Будущего, возвыщающейся-плывущей над долиной Нубра.
Монастыри Ладакха: Басго Гомпа
Буддийский монастырь Басго Гомпа был построен правителями династии Намгьял, Джамьялом и Синже, в 1680 году. Сам город Басго еще в древних хрониках упоминается как политический и культурный центр государства Намгьялов.
Монастырь находится на холме и возвышается над руинами древнего города. В 15 веке здесь был построен дворец Сар Зунг (Sar Zung), а сегодня его останки являются частью монастырского комплекса.
Басго Гомпа составляют два храма. В них находятся великолепные изображения Шакьямуни, Матрейи, Ченрези. На фресках, которыми расписаны стены между залами, изображены Шакьямуни, Падмасамбхава и другие божества в различных йогических позах. Один храм монастыря полностью посвящен Майтрейе.
В отдельном зале храма хранятся тексты Тибетского канона (Ганджур и Данджур). Принято считать, что эти тексты, некоторые их которых расписаны золотом, серебром и медью — пожертвования Синже Намгьяла, царя Ладакха (годы правления 1616-1623).
Также правитель Синже в память о своем отце принес в дар монастырю огромную статую Майтрейи. Медная статуя покрыта золотом, а ее высота равна высоте двухэтажного дома. Она находится в главном храме монастыря.
Недавно монастырь был отреставрирован. Искусные мастера заботливо восстановили фрески в молельном зале с помощью натуральных красителей. Применение традиционных техник рисования дало возможность как можно более точно воссоздать содержание оригинальных фресок.
Необычного вида скалы, на которых расположен Басго Гомпа, их причудливые очертания и формы не оставляют равнодушным воображение художника. Виды этого монастыря запечатлел на своих картинах знаменитый путешественник и художник Николай Рерих.
Индия, карта долины Лех