Гора Коя-сан: Сингонские святыни и мавзолей Кукая

Гора Коя-сан расположена в самом центре японского полуострова Кии в префектуре Вакаяма, к югу от города Осака. Здесь на высоте 800 м, на горе находятся многочисленные храмы и монастыри буддийской школы Сингон, славящейся своими медитативными практиками. Подняться на гору Коя-сан можно на канатной дороге, на автобусе, на машине по узкому двустороннему горному серпантину, а можно и пешком. Здесь царит тишина, чистый воздух, спокойствие и вековые деревья. Некоторые ученые  утверждают, кедрам горы Коя-сан более 3 тысяч лет.

Коя-сан, гора Великого Учителя

коя-сан

Коя-сан называют горой тысячи храмов. Но время и ход истории оставили здесь их чуть больше ста. Буддийский комплекс знал годы взлетов и падений. Войска полководца Нобунаги Оды, силой стремившегося объединить погрязшую в междоусобицах страну, в конце XVIв. вырезали здесь не одну сотню верующих. Но при сегунах Токугава монастырь Конгобу-дзи получил поддержку государства. Первый монастырь здесь был основан в 819 г. родоначальником школы Сингон, монахом Кукаем (774-835 гг.), проповедником, поэтом и философом. Горное плато Коя рассматривалось им как Тайдзокай (цикл чрева мандалы), а восемь гор, возвышающихся над плато, как восемь лепестков лотоса — символа космического Будды Вайрочаны.

Сикоку Кукай еще в юности решил стать буддийским монахом, учился в Китае, вернувшись в  Японию, он распространял свое учение в Наре и в Киото и завоевал уважение и доверие императора. Место в окрестностях горы Коя понравилось ему своей уединенностью, а подсказал его местный охотник, дав Кукаю своих собак, белую и черную, для сопровождения.  Собаки же считаются священными в этих местах и в настоящее время. Путь паломников к вершине горы начитается от  небольшого женского храма у подножия Кои-сан, Дзисонъин, а заканчивается у мавзолея Кукая на восточной вершине горы.

Его последователи утверждают, что Кобо Дайси («Великий Учитель», «распространитель Дхармы») не умер. В возрасте 61 года Кукай погрузился в медитацию, отказался от еды и воды и через 21 день вошел в глубокое самадхи, и теперь ждет пришествия Будды. Данная духовная практика, известная, как ритуал «сокушинбутсу», распространилась в многих странах, исповедующим буддизм. Кобо Дайси открывал общественные школы, строил дамбы и изобрел слоговую японскую азбуку.  Он признан бодхисаттвой, пришедшим на помощь людям в период упадка между буддами Шакьямуни и Майтрейей.

Также интересно:  Бхубанешвар, древний город мандиров

Священные места Коя-сан

К главным достопримечательностям горы Коя-сан относятся Окуно-ин, мавзолей Кукая, окруженный старинным кладбищем, главный храм школы Сингон Конгобу-дзи и Сад камней, фамильная гробница рода ТокугаваДандзе Гаран и пагода Компон-дайто, которая в соответствии с доктриной школы сингон находится в центре мандалы, охватывающей всю Японию, и другие достопримечательности.

Центральный храмовый комплекс на горе Коя-сан Дандзёгаран включает самое старое из всех находящихся на горе зданий, Фудодо, построенное в 1197 г., и Компон дайто, ало-белую пагоду, которая считается символом Коя-сан, а также зал для проведения церемоний и ритуалов Кондо, и портретный зал Миэйдо. Напротив комплекса находится сокровищница, где хранятся более 5000 произведений искусства. Недалеко от комплекса находятся Великие ворота Даймон, являющиеся главным входом на Коя-сан (XIIв.).

Пагода Компон-дайто занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Она считается символом священной горы Коя-сан.

Пагода Компон-дайто датируется 1200 годом, ее высота составляет 48.5 м. Построена пагода в традиционном японском архитектурном стиле, внутри нее находятся шестнадцать статуй бодхисаттв, в том числе восьмерых патриархов буддийской школы сингон.

В отличие от большинства дзен-буддийских храмов Японии, здесь можно увидеть  изображения различных буддийских и тантрических божеств. ярко раскрашенные мандалы, более характерные для Тибета, Бутана и Индии. Заслуживают внимание Золотой зал, где находится статуя Будды Медицины и четвертый по величине в Японии медный колокол Дайто.

Название Конгобу-дзи (храм Бриллиантовой горы) первоначально употребляли по отношению ко всей горе Коя-сан. Его название Конгобу означает острие ваджры, символа власти. Теперь это название непосредственно относится к главному монастырю школы Сингон.

Храм Конгобу-дзи был построен в 1593 г. тогдашним правителем этих земель Тоетоми Хидэеси в честь своей матери. Лишь много лет спустя он стал главным храмом школы Сингон.

Также интересно:  Ксанф и Летоон, древние города Ликии

Храм Конгобу-дзи был реконструирован в 1861 г. в оригинальном стиле. Он знаменит своими великолепно сохранившимися внутренними интерьерами, ширмами в главном зале Охирома, конца XVI в. работы киотоской школы Кано, с изображениями журавлей  и сосен, нарисованными Кано Танъю  и «Ивами в четыре времени года» работы Кано Тансая, расположенными недалеко от главного зала.  

Ивовая комната (Янаги-но-ма) печально известна тем, что в ней в 1595 г. сделал себе харакири племянник Тоетоми Хидэеси,  Тоетоми Хидэцугу, став как наследник неугодным правителю. Пройдя по длинному коридору гости попадают в чайную комнату, где могут отведать зеленого чая с традиционными сладостями. Полотна украшающие раздвижные двери смежных построек рассказывают историю Кобо Дайси, о его поездке в Китай и основание Коя-сан.

Уникальной особенностью храма Конгобу-дзи является наличие тэнсуоке (емкости для сбора дождевой воды) на крыше, которая покрыта корой японского кипариса. В тэнсуоке собирается дождевая вода, которая в случае пожара разбрызгивается на огонь, туша его. Около главного входа в храм установлен Рокудзи-но-канэ, Шестичасовой колокол, отлитый в 1547 г., в который  каждый час, с 6:00 до 22:00 часов звонит один из монахов.  

Заслуживает упоминание Кагами-ике, зеркальный пруд рядом со святыней, который отражает здание и лики богов. Здесь в водах пруда покоятся более 500 древних медных зеркал ручной работы. В старые времена ками запретили женщинам осквернять своим присутствием свою священную обитель гор и мужчины по просьбе своих женщин относили на вершину горы их зеркала, чтобы ками увидели и женские отражения.

При храме существует сад камней Банрютэй (Banryutei), самый большой в Японии. Здесь изображены два дракона, появляющиеся из облаков, чтобы защитить главное здание, Окуден. Для создания сада было использовано 140 камней, доставленных с острова Сикоку и белый песок из Киото.

Здесь можно отдохнуть и выпить чашку чая в одном из павильонов храма, Син-Бэцуден, приготовленного монахами, либо поучаствовать в Адзикан, медитации по методу школы Сингон, в специальном додзе (месте постижения пути).

Храм Соходзан Конгобу-дзи был признан объектом мирового наследия ЮНЕСКО в качестве части Священных мест и паломнических троп в горах Кии.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 33: Ралунг, монастырь, "предсказанный козой"

Заслуживает внимание и музей Рейхокан, в коллекции которого находится около 8% национальных сокровищ Японии. Среди экспонатов — огромные мандалы, статуи, свитки, картины.

Здесь собрана целая коллекция картин тушью (сумиэ), изображающих именитых проповедников буддизма периода Камакура (1185-1333 гг.) в окружении орлов и диких животных. В музее хранятся также письма полководцев Еритомо Минамото и его младшего брата Есицунэ, павшего жертвой предательства со стороны Еритомо.

В тени огромных кедров раскинулось на несколько квадратных километров довольно большое кладбище с 200 тысяч могил.

Здесь хоронили наиболее известных проповедников, монахов монастыря и верующих, доказавших своими делами верность идеям секты Сингон, в том числе многочисленных представителей средневековой знати.

Иные из древних могил увенчаны лишь поросшим мхом камнем, на других, современных, можно встретить различные изображения, связанные с увлечениями покойных, — от скульптуры собаки до макета ракеты.

Если пройти все кладбище насквозь и миновать мост через реку (дно реки буквально усыпано слоями монет, бросаемых паломниками и туристами в священный поток), то перед глазами откроется Внутреннее святилище Окуно-ин (Okunoin) с мавзолеем, в котором покоится прах Кукая.

После смерти ему, по буддийскому обычаю, дали другое имя — Кобо Дайси. Верующие при этом считают, что их святой не скончался, а вошел в глубокий медитативный транс, в котором будет пребывать, пока Будда Будущего (Мироку) не принесет человечеству мир и просветление. Поэтому японская аристократия на протяжении последнего тысячелетия стремилась к тому, чтобы после смерти их могилы оказались рядом с Окуноин, с тем чтобы вместе с Кобо Дайси дожидаться пришествия Мироку.

Перед мавзолеем Кукая находится Тородо (Зал фонарей). Здесь днем и ночью горят  11 000 фонарей, а два из них, как утверждают, не гасли с 11 века!

Стоит отметить, что до конца XIX в. женщинам подъем на Коя-сан был воспрещен. С 1872 г. запрет был снят. В некоторых храмах здесь можно остановиться на отдых, отведать особую вегетарианскую кухню Седзин-рери, которой обычно питаются монахи и верующие, а также принять участие в медитации.

Япония, карта расположение Коя-сан

Похожие статьи

Добавить комментарий