Японские курганы кофуны: «Замочные скважины» того света

На расстоянии они выглядят как лесистые холмы со странными, но правильными формами, напоминающими замочную скважину. Это кофуны, курганы-гробницы сильных мира в Японии, изолированные или сгруппированные, живописно повторяющие ритм сельских пейзажей, сохранившиеся вопреки наступлению городов и развитию промышленности как свидетельства доисторической Японии. Кофуны, являются архитектурными шедеврами и входят в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кофуны, история возникновения гигантских гробниц в Японии

Период Кофун («Кофун дзидай» (Kofun-jidai, 古墳時代) ) в общей археологической типологии соответствует железному веку. Он получил свое название от масштабных погребальных сооружений, которые в большом количестве строились в Японии в III-VII вв. Собственно, слово «кофун» в переводе с японского означает «курган» — Кофун («kofun», 古墳; «старое захоронение», «старый курган»). Здесь хоронили государей Ямато (самоназвание японского государства), которых в силу исторической традиции часто именуют «императорами», местных правителей и родовую знать.

В раннем японском обществе было принято хоронить знатных воинов и старейшин племен в погребальных камерах, где умершему оставляли оружие, украшения, предметы культа, которые могли понадобиться после перехода в загробный мир. Над камерой насыпали холм, который был поначалу полукруглой или круглой формы, иногда – прямоугольной, но со временем все чаще принимал очертания «отверстия для ключа». При этом в круглой части такой «замочной скважины» размещалась собственно могила, где устанавливали гроб или каменный саркофаг.

Кофуны были в той или иной степени созданы по образцу китайских или корейских надгробных памятников, они состояли из гробницы с правильными очертаниями, увенчанной террасой для религиозных церемоний и часто окруженной достигавшим трехсот метров в периметре наполненным водой рвом, а иногда даже двумя. В классическую эпоху, которая формировалась в основном в первой половине V века, японский курган-кофун встречается чаще всего.

Кофуны распространились по большей части японских островов и называются «дзэнпо коэфун» (前方後円墳). Размеры кофунов колеблются от нескольких метров до 400 м в длину. С течением времени и по мере того как культура железного века распространялась на восток страны, размеры гробниц становились меньше, но их количество возросло, и они объединялись в большие некрополи.

Наибольшее развитие культура Кофун получила на равнине Нара (33 из 36 крупнейших курганов с периметром более 200 м расположены в современной префектуре Нара и в районе Осака). К её ареалу можно отнести территорию от северной части о-ва Кюсю до современного города Сэндай на севере Хонсю. Курганы встречаются и далее к северу, но число их невелико, размеры незначительны, а погребальный инвентарь беден.

Курганы насыпали ярусами, ступенями, как правило, их количество было от одной до семи – в зависимости от происхождения умершего. На склонах кургана возводилась изгородь из камней и устанавливались глиняные скульптуры — ханива (букв, «глиняный круг»), изображавшие различные сосуды, дома, утварь, музыкальные инструменты (японскую «цитру» — кото, использовавшуюся при отправлении различных обрядов), людей, животных.

Количество глиняных фигур на склонах кофуна могло достигать нескольких тысяч. Ханива не только удерживали холм от расползания, но и выполняли магическую функцию — по всей вероятности, они были призваны охранять могилы предков от проникновения злых духов. Сама же идея оформления погребения с помощью глиняных фигур была, возможно, подсказана китайскими образцами, наиболее известным из которых является «терракотовая армия» гробницы Цинь Шихуана.

Мифологическо-летописный свод «Нихон секи» (720 г.) приводит следующую легенду, касающуюся происхождения ханива. В правление императора Суйнин (традиционно датируется 29 г. до н.э.-70 г. н.э.), когда умер его дядя, приближенные государя были похоронены живьём возле гробницы. В течение нескольких дней, пока они были ещё живы, они оглашали окрестности своими воплями. После смерти они стали добычей собак и ворон. Суйнин счёл этот древний обычай негуманным. Поэтому, когда через 5 лет скончалась его супруга, место предназначенных в жертву людей заняли их глиняные заменители — ханива.

Процедура похорон в кургане включала в себя по крайней мере два ясно выраженных этапа: первым был Могари (временное захоронение). После смерти правителя или же другого лица высокого статуса сооружалось специальное помещение (мо-гари-но мия — «временный погребальный дворец»), в которое помещались останки усопшего, которые могли находиться там весьма долго — до нескольких лет. В это время строилось постоянное место успокоения — курган, — а в могари-но мия проводились различные ритуалы, призванные умиротворить душу покойного и обеспечить переход магических потенций усопшего к его преемнику. После этого уже производилось постоянное захоронение в кургане.

Образованные каменными плитами погребальные камеры кофунов получили название татэана сэкисицу («каменная камера с вертикальным отверстием»), поскольку гроб загружался в них через отверстие сверху. Гробы выдалбливали из бревен японского кедра длиною от 4 до 8 м. С течением времени деревянные гробы были потеснены каменными; в конце периода использовались и керамические гробы. В некоторых погребениях гроб не помещали в камеру, а хоронили прямо на вершине холма.

Сооружение погребальных курганов открыло не слишком продолжительную в истории Японии эпоху своеобразной гигантомании, когда нарождавшаяся государственность пыталась утвердить себя при помощи возведения огромных сооружений, для чего местные вожди (и прежде всего правящий род) проводили мобилизации населения, оказавшегося к тому времени под их контролем. Этот период увлечения грандиозными проектами (в частности, государственным строительством огромных буддийских храмов) постепенно завершился с перенесением столицы в Хэйан в 794 г.

К настоящему времени открыто более 10 тыс. курганов, однако раскопаны далеко не все из них. Это объясняется, во-первых, их большим количеством, и, во-вторых, нежеланием японского императорского дома открыть ученым доступ к считающимся захоронениями правящего рода самым большим курганам в районе равнины Нара из-за боязни «потревожить» души предков.

Самые известные кофуны Японии

Самый старым японским кофуном считается курган Хокэнояма, расположенный в Сакурае (префектура Нара) и датирующийся концом III в. В районе Макимуку наиболее ранние дзэнпо коэфуны, т.е. кофуны в виде замочных скважин, датируются началом IV в., в их число входят Хасихака-кофун и Сибуя Мукайяма-кофун.

Самым же большим является кофун Дайсен неподалеку от Осаки – его длина составляет примерно 486 метров, а ширина – 305 метров. В высоту курган достигает 33 метров. Как и другие, он окружен рвом, заполненным водой. Это место, где погребен император Нинтоку. Считается, что император Нинтоку родился в 257 году, а умер в возрасте 142 лет. Впрочем, некоторые ученые сомневаются в реальном существовании такого правителя. Однако он упомянут в китайских источниках как японский правитель Цзань. Основные сведения о жизни императора Нинтоку можно почерпнуть в изложении Нихон-сёки — одном из древнейших письменных памятников Японии.

Дайсен-кофун входит в тройку крупнейших захоронений, наряду с мавзолеем императора Цинь в Китае и Великой пирамидой Гизы. Строительство гробницы Нинтоку заняло почти 16 лет, причем ежедневно трудилось более 2000 рабочих. Кофун недоступен для посещения, как и для проведения исследований, чтобы не нарушать «спокойствие и достоинство могилы» Такое правило действует в отношении всех погребений японских императоров. А потому на рукотворном острове существует своеобразный заповедник – там замечены редкие и даже уникальные для этой местности растения и животные. Посетителям предоставляется возможность лишь осмотреть территорию Дайсен-кофуна с обзорной площадки.

Помимо самого большого кофуна – Дайсен, внимание привлекают и несколько других знаменитых курганов в Японии. Один из них – Исибутай, предполагаемая гробница Сога-но Умако, – вообще фигурирует в легендах эзотериков и уфологов. Он создан по особой технологии и представляет собой мегалитическую структуру – сооружение из гигантских тяжелых камней-монолитов. Гора, с которой доставляли камни, находится на расстоянии трех километров от кофуна, а невероятной тяжести камни (мегалит на севере гробницы весит приблизительно 60 тонн, а более крупный камень на юге весит около 77 тонн) были доставлены на рубеже бронзового и железного веков не установленными до сих пор средствами и технологиями. Интересен сам факт, что и в этой части света не обошлось без тайны мегалитов.

Со временем число возводимых курганов росло, и они нередко объединялись в некрополи. Иногда возводили курганы-кладовые рядом с погребальными камерами. Йосими-хяккэцу – кофун, содержащий на южном склоне горы около двухсот тридцати камер в скале из туфа – напоминает пчелиный улей. Бытовавшая ранее версия о том, что первоначально это было поселение, которое позже стали использовать для захоронений, не подтвердилась: кофун Йосими создавался именно как некрополь.

В конце VI в. кофуны сооружать перестали, что, вероятно, связано с реформами, проведёнными двором Ямато, и появлением буддизма, согласно которому обычай сжигания тел вытесняет существовавший ранее. Двумя последними выдающимися кофунами являются Имасиродзука-кофун длиной 190 м в Осаке, который считается могилой императора Кэйтая, а также Иватояма-кофун длиной 135 м в Фукуоке, который считается могилой Иваи, давнего политического соперника Кэйтая.

Похожие статьи

Добавить комментарий