Кбаль Спеан, кхмерская «долина тысячи лингамов»

Храмовый комплекс Ангкор-Ват — не единственное чудо, которое можно найти среди джунглей Индокитая. В 25 км от этой знаменитой достопримечательности Камбоджи, на склонах горного массива Кулен, расположена «Долина тысячи лингамов» или Кбаль Спеан. Это индуистский храм, который доступен для посетителей лишь в определенный период года. Связано это с тем, что храм расположен очень необычно — в русле реки. В сезон дождей он полностью погружается под воду — как и задумано — скрывая вырезанные на дне реки и разбросанных в ней валунах священные барельефы.

Лингам, также часто — линга — в древнеиндийской мифологии и некоторых течениях индуизма символ божественной производящей силы. Наибольшее распространение получил в шиваизме, как поклонение лингаму (символу Шивы) и женскому символу «йони» (символу шакти (женской стороны) Шивы в различных её проявлениях — Парвати, Кали и других) В качестве ритуального обьекта представляет собою вертикально поставленный цилиндр с закруглённой или полусферической вершиной, обычно поднимающийся из йони — основания в виде круга, реже в виде квадрата.

По сторонам цилиндра могут быть изображены скульптурные образы богов. Считается, что образ «линга-йони-мурти» символизирует собою неделимое единство мужского и женского начал, от соединения которых исходит жизнь. В Кбаль Спеан фигуры божеств как бы появляются из воды, символизирующей жидкий первичный хаос, из которого благодаря божественному провидению и вмешательству возникли все формы жизни.

«Долина тысячи лингамов» создавалась на протяжении полутора веков, за столетие до строительства гигантского храмового комплекса Ангкор-Ват, посвящённого индуистскому богу Вишну. Сооружение Кбаль Спеан было начато королем Сурьяварманом I и закончено королем Удаядитьяварманом II. На склонах горного массива Кулен протекает река Кбаль Спеан, с апреля по октябрь это место не выделяется ничем особенным, полноводная река наполнена влагой дождей. С момента прекращения сезона муссонов река преображается. В ноябре, когда уровень реки заметно падает, из воды на участке протяженностью 300 метров по руслу реки начинают появляться каменные резные фигурки индуистских богов — всего 1000 фигурок — лингамов — по количеству имен бога Шивы.

Фигурки индуистских богов почти два века вырезали из песчаника кхмерские монахи-отшельники, упорству и трудолюбию которых можно было только позавидовать. Вырезав 1000 лингамов, монахи создали подводный храм бога Шивы. Кхмеры верили, что божества, появляющиеся из воды, очищают и оплодотворяют воду реки, которую местные жители используют для орошения рисовых полей.

Ученые утверждают, что подводный храм Кбаль Спеан можно отнести к ангкорскому периоду, который охватывает 7 веков. Он начался в 802 году, когда Джаяварман II объявил себя королем-богом на горе Кулен и окончился в 1432 году, когда тайцы захватили Ангкор. Впервые фигурки индуистских богов были замечены французским этнографом Жаном Боулбетом в конце 60-х годов прошлого века. Долгое время ученые не имели возможности исследовать «Долину тысячи лингамов» из-за гражданской войны в Камбодже. Храм Кбаль Спеан был недоступен для туристов до конца прошлого века, поскольку дороги к нему были заминированы, и посещать подводный храм было небезопасно.

В наше время многие исследователи объясняют появление индуистских божеств из воды реки Кбаль Спеан, как напоминание о первичном жидком хаосе, благодаря которому появилась на Земле жизнь.

В «Ригведе» часто упоминается сюжет о победе Индры (бога-воителя) над Вритрой (демоном хаоса). Этот космогонический миф задает всю структуру ведийской религии. «Ригведа» — собрание религиозных гимнов, входящее в число четырёх главных индуистских религиозных текстов, известных как «Веды» — первый известный памятник индийской литературы. «Ригведа» была составлена около 1700—1100 годов до н. э. и является одним из древнейших религиозных текстов в мире.

В начале не было ничего, кроме первичных вод хаоса, по которым плавал холм, содержащий в себе всё Мироздание. Основным свойством этого холма была инертность, поэтому он и назывался вритра («сопротивление»). Индра пронзил первичный холм насквозь, сделав его неподвижным и обозначив, таким образом, Центр. Из расколотого холма вырывается жизнь в виде двух сил — воды и огня, а сам холм разрастается и становится землёй.

Вторая часть космогонического деяния Индры заключается в том, что он разъединил небо и землю, выступив в роли космического столба или Мирового древа. Старые боги, асуры, остаются в подземном мире, в котором сохраняются воды хаоса. В верхнем, небесном мире им на смену приходят молодые боги — дэвы. Таким образом, творение мира заключается в разделении первичного хаоса на противоположности. Центральное положение между дэвами и асурами сохранял бог Вишну.

Именно эта космогония воспроизведена отшельниками в русле ручья Кбаль Спеан. Проходят века, а индуистские божества, появляясь каждый год из вод реки Кбаль Спеан, напоминают о первичном хаосе, из которого возникли все формы жизни на Земле.

Камбоджа, карта расположения Кбаль Спеан

Похожие статьи

Добавить комментарий