Древние Фивы: Святилища «стовратного» города

Небольшой городок Луксор, расположенный в Верхнем Египте, на восточном берегу Нила, приобрел свою всемирную известность благодаря тому, что в самом его центре сохраняются развалины Фив — великого города древности, слава о котором гремела по всему античному миру. Некогда Фивы были столицей Древнего Египта. Египтяне называли этот город Уасет, в Библии он упоминается под именем Но, а Гомер в «Илиаде» именует его «стовратными Фивами».

Расцвет Фив – это время XVIII династии египетских фараонов, эпоха яркого расцвета египетской культуры. Фараоны XVIII династии, изгнавшие из страны захватчиков-гиксосов, сделали Фивы, свой родной город, столицей страны. Грандиозные храмы, пышные дворцы и дома быстро изменили облик Фив, превратив их в самый богатый и великолепный из египетских городов, слава которого сохранилась в течение многих веков. В самом конце XVI в. до н. э., в царствование фараона Тутмоса I, зодчий Инени заложил ныне знаменитый храм Амона в Карнаке, ставший украшением Фив.

Храм Амона в Карнаке

Храм Амона в Карнаке с его воротами, внутренними двориками и залами, бесчисленными колоннами, скульптурами и обелисками — значительнейший храмовый комплекс Древнего Египта. Он назывался Ипет-Сут и долгое время являлся главным святилищем страны. Все фараоны эпохи Нового царства считали своим долгом и первостепенной заботой обустраивать и украшать его, привлекая для этого лучших зодчих, скульпторов и художников Египта. Храм в Карнаке посвящен богу Амону — во времена Нового царства он был признан ипостасью бога Солнца Ра. В честь Амона-Ра, «царя всех богов», слагались гимны, в его честь строились величественные храмы.

Карнакский храм представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, строившийся в течение столетий при нескольких поколениях фараонов. Уже к началу периода Нового царства в Карнаке существовал небольшой храм Амона. Фараон Яхмос I украсил его колоннами из кедра, драгоценной утварью — вазами для благовоний, сосудами и жертвенниками, выполненными из розового гранита, лазурита, малахита, золота и серебра. Крупное строительство началось здесь в правление фараона Тутмоса I. Перестройкой храма руководил выдающийся древнеегипетский зодчий Инени, однако построенный им монументальный колонный зал не сохранился — он был разрушен в результате последующих переделок.

При фараонах XVIII династии, преемниках Тутмоса I, храм в Карнаке продолжал строиться и расширяться. Большие работы развернулись здесь во времена царицы Хатшепсут, по приказу которой был разобран колонный зал, а вместо него воздвигнуты тридцатиметровой высоты «обелиски царицы Хатшепсут», высеченные из асуанского гранита. Их украшали навершия из электра — сплава золота и серебра. Работами руководил придворный зодчий царицы Хатшепсут — Сенмут, который построил один из пилонов храма. Однако преемник царицы Тутмос III уничтожил все, построенное предшественницей, и выстроил новое здание храма, в котором особенно изысканное оформление получил «Зал Анналов». На его стенах Тутмос III, желая увековечить свои победоносные военные походы, приказал высечь многочисленные рельефы и тексты, рассказывавшие о подвигах фараона.

Сегодня храм Амона в Карнаке находится в руинах, которые тем не менее продолжают производить колоссальное впечатление. Недаром Карнак — один из самых популярных туристических маршрутов.

Храм Амона представляет собой вытянутый прямоугольник. Его окружает массивная стена, к воротам которой ведут две дороги, одна со стороны Нила, другая — из Луксора. Обе дороги обрамляют два ряда сфинксов с головами баранов (баран — символ бога Амона). Попасть на территорию храма и в его внутренние помещения можно через десять ворот-пилонов, сооруженных в виде массивных порталов с двумя монументальными, сужающимися к верху башнями по сторонам. Эти пилоны — своеобразные вехи строительства храма: каждый из них возведен в правление одного из фараонов. В свое время на пилонах стояли мачты из кедра с развевающимися на них флагами.

Центральный пилон имеет высоту 44 м, ширину — 113 м, а толщина его стен составляет 15 м. За ним расположен широкий внутренний двор, окруженный колоннадой. У входа в храм сохранились руины вестибюля, перед которым некогда стояла колоссальная статуя Тутмоса III. От вестибюля к Нилу тянется колоннада из двух рядов колонн высотой 20 м с капителями в виде цветков папируса. Сейчас колонн двенадцать, а первоначально было на две больше — на их месте при фараоне Хоремхебе был сооружен очередной пилон.

Посетитель храма через все более и более сумрачные помещения и залы попадал в Большой гипостильный зал — святилище Амона. Сооружение Большого гипостильного зала началось во времена фараона Хоремхеба, но свои окончательные размеры и архитектурное убранство он приобрел только при фараонах XIX династии — Сети I и Рамсесе II Великом. Гипостильный зал отличается гигантскими масштабами построек и необыкновенной пышностью декоративного убранства. Площадь зала составляла 5000 кв. м, а высота достигала 24 м. Крышу поддерживали шестнадцать рядов колоссальных колонн. Всего здесь было установлено 134 колонны, наибольшие из них имели высоту 20,4 м, а ширину — 3,57 м. Колонны центрального нефа с капителями в виде расцветших папирусов достигали высоты 19,2 м, а колонны боковых проходов, изготовленные в виде нераспустившихся папирусов — 14,7 м.

«Все виденные вами досель здания, хотя бы вы обтекли весь земной шар, — игрушки перед этим столпотворением! — писал побывавший в Карнаке в 1830-х годах русский путешественник А.С. Норов. — Этот лес колонн, величины невообразимой, и где же? — внутри здания, повергает вас в глубокую задумчивость о зодчих». Зодчими, оставившими самый заметный след в истории Карнакского храма, и в частности строившими Большой гипостильный зал, были Иуп и его сын Хатиаи. Последнего хроники называют «воздвигающим великие колонны в храме Амона».

Колонны «Зала Анналов», расположенного по главной оси храма, увенчаны либо цветком лотоса, либо цветком папируса. Это геральдические эмблемы Древнего Египта: папирус считался символом Нижнего Египта, а лотос — Верхнего. Гладкие стволы колонн сплошь покрыты рельефами ритуального и исторического содержания, иероглифическими надписями. Именно из храма в Карнаке берет свое начало древнеегипетская традиция увековечивать воинские доблести фараонов в монументальных рельефных композициях.

Росписи потолка и перекрытий имитировали синеву неба, усеянного золотыми звездами. Сегодня от кровли не осталось и следа, и остатки зала находятся под открытым небом. Стены и колонны гипостильного зала покрывали многочисленные цветные рельефы, общая площадь которых составляла 24,3 тыс. кв. м. На стенах и колоннах сверкало золото, тонкими листочками которого были покрыты детали колонн и рельефов. Никогда еще древнеегипетские храмы не украшались с такой пышностью.

В Большом гипостильном зале были установлены колоссальные монолитные статуи царей, среди них — статуи фараона Рамсеса II Великого и его жены Нефертари (не путать с Нефертити!). С именем Рамсеса II связан третий большой период строительства в Карнакском храме. Сцены, запечатленные на стенах храма, рассказывают о деяниях этого фараона. На одной из стен Карнакского храма бог Амон вручает фараону Рамсесу II символы его власти. Далее следуют сцены жертвоприношений, совершаемых Рамсесом II. И всюду со стен храма на зрителя смотрят боги: Хнум, с телом льва и головой барана, Гор с головой сокола, Осирис и Исида. Часто встречаются изображения скарабея — священного жука, символизировавшего в Древнем Египте вечный процесс смерти и возрождения.

Храм Амона в Карнаке иногда называют каменным архивом Египта. На стенах, пилонах, колоннах и карнизах храма среди гимнов богам и ритуальных текстов — многочисленные надписи, повествующие об исторических событиях эпохи Нового царства: истории военных походов и сражений, обстоятельства восхождения на престол фараонов, списки царей Египта и т.п.

С южной стороны храма находится Священное озеро. На нем — пристань, к которой причаливали сделанные из кедра священные ладьи со статуями великой триады богов — бога Солнца Амона-Ра, его супруги богини неба Мут (Нут) и их сына Хонсу, бога Луны. Отсюда брала свое начало торжественная процессия, связанная с ритуалом встречи и перенесения в святилище священной ладьи. Эта церемония происходила в храме ежегодно и собирала толпы паломников.

Путь священной ладьи лежал через залитые солнцем дворы храма, в сумрачный гипостильный зал, и далее — в погруженное в темноту главное святилище, освещавшееся лишь светильниками. От света к тьме — таков был путь, по которому веками шли древнеегипетские жрецы и вели за собой во тьму безропотные толпы своих приверженцев, подавленных циклопическим величием жилища древнего бога, где все производило впечатление величественности, сверхчеловеческой мощи и таинственности…

К южной части храмового ансамбля примыкают храмы богини Мут и бога Хонсу. В древности их окружали обширные «священные сады». Храм богини Мут начал закладывать еще Сенмут, зодчий царицы Хатшепсут. Храм Хонсу был построен при фараоне Аменхотепе III. Аллея сфинксов с бараньими головами ведет от него к другому великому храму Египта — храму Амона-Ра в Луксоре.

Храм Амона в Луксоре

В 3 км к югу от храма Амона в Карнаке расположен Луксорский храм. Меньший по размеру, но столь же впечатляющий и прославленный, как и Карнакский, он тоже посвящен богу Амону. Этот второй по значению и размерам храм Древнего Египта являлся наиболее гармоничным и законченным храмовым сооружением эпохи Нового царства. Сегодня храм в Луксоре относится к числу наиболее прославленных египетских памятников.

Иероглифические тексты донесли до нас имена зодчих, строивших Луксорский храм. В их числе — братья-близнецы Гори и Сути. Но главную роль в строительстве храма, которое длилось несколько веков, сыграл зодчий Аменхотеп, сын Хапу, по прозвищу Хеви — придворный архитектор фараона Аменхотепа III, во время правления которого возведены все главные постройки Луксора. Аменхотеп, сын Хапу, еще при жизни получил признание и славу, а после смерти был обожествлен как один из величайших мудрецов Египта. Сохранились три его статуи, на одной из которых высечен текст, рассказывающий о жизни великого архитектора.

Храм в Луксоре — сложный архитектурный ансамбль, вобравший в себя особенности различных исторических эпох и плоды деятельности различных правителей. В многочисленных перестройках, производившихся в разные периоды существования храма, нашли свое отражение нашествия завоевателей, борьба за власть, попытки насаждения новой религии и другие события истории Древнего Египта. В общий ансамбль включен и храм Александра Македонского, объявившего себя сыном бога Амона и добившегося от египтян обожествления. Есть здесь и христианская часовня, относящаяся уже к первым векам нашей эры. В ряде мест изображения древних богов соскоблены и заменены надписями на коптском языке — это следы религиозной борьбы первых веков христианства, когда разрушались древние капища и идолы.

После завоевания Египта арабами мусульманская религия тоже оставила свои следы в Луксорском храме. И сегодня можно видеть мусульманскую мечеть Абу-эль-Хагаг, стоящую на крыше древнеегипетского храма. Когда строилась эта мечеть, Луксорский храм был полузасыпан, и его выступающая из песка верхняя часть была использована как фундамент. Сегодня храм освобожден из песка, и мечеть выглядит надстройкой на нем.

Луксорский храм имеет форму прямоугольника, вытянутого с севера на юг вдоль берега Нила. Длина его центрального здания составляет 190 м. Сдвоенные ряды колонн 20-метровой высоты в виде связок папируса обрамляют широкий открытый двор размерами 45 x 51 м. Гигантская колоннада, примыкающая к северной стороне двора, так и осталась недостроенной, но все равно производит огромное впечатление. Четырнадцать ее монументальных, совершенных по пропорциям колонн выглядят поразительно легкими. Капители колонн украшены цветком папируса, причем на колоннаде центрального прохода цветок изображен распустившимся, а на колоннаде двора — в виде бутона. Вход в святилище вел через соединенный со двором великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в виде связок папируса.

Гигантские колоннады — характерная особенность Луксорского храма. В девяти его залах — 41 колонна, в вестибюле их 64, в центральной колоннаде — 14. Всего в храме насчитывается 151 колонна, благодаря чему все сооружение напоминает собой заросли гигантских каменных папирусов.

На стенах храма сохранились многочисленные рельефы, повествующие о жизни фараона Аменхотепа III. Выдуманная придворными летописцами легенда утверждала, что фараон был рожден от брака его матери с самим богом Солнца Амоном-Ра. Вся эта история, начиная от сцены зачатия и кончая сценой передачи Амоном своему сыну Аменхотепу символов власти, последовательно развернута на стенах святилища. Рельефные композиции Луксора составляют единое целое с архитектурным пространством храма.

При фараоне Рамсесе II Великом зодчий Бекенхонсу существенно расширил Луксорский храм. Был возведен новый пилон, перед которым стояли шесть статуй Рамсеса II. Четыре, из розового гранита, запечатлели фараона стоящим, а две, из черного гранита, — сидящим. Тогда же были построены и открытые колоннады двора с 74 колоннами, у подножия которых возвышались монументальные статуи фараона. Один из двух гранитных обелисков, установленных перед Луксорским храмом, в XIX столетии был вывезен во Францию и ныне стоит на площади Согласия в Париже.

После разрушения Фив ассирийцами во главе с царем Ашшурбанипалом в 663 году н.э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах до 1930-х годов, когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать об искусстве древних египтян.

Если на восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и храмы в честь великих богов, то на западном строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Воды Нила как бы разделили Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На западном берегу, напротив Фив, расположились усыпальницы царей Египта. Внизу, на равнине, возводились заупокойные храмы, порой достигавшие громадных размеров, а сами гробницы для большей сохранности от разграбления высекались в отдаленных ущельях. Все правители Фив, включая позднейших царей объединенного Египта, покоились в скальных гробницах. Именно здесь, в Долине царей – царском некрополе Фив, археологами найдены десятки мумий правителей Древнего Египта – от самых прославленных до безвестных. Здесь Говард Картер совершил одно из величайших археологических открытий ХХ столетия, обнаружив совершенно неразграбленную гробницу фараона Тутанхамона. Особое место среди царских заупокойных храмов на западном берегу Нила занимает храм царицы Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона – грандиозный, украшенный множеством колоннад и скульптур.

Храм царицы Хатшепсут

Царица Хатшепсут (правила в 1525—1503 гг. до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника — своего пасынка Тутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут стремилась тем самым обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что это ей не удалось — судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя и оставил в одном из потаенных уголков свой портрет.

Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Вероятно, тем самым царица хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Сегодня местность, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все подобные сооружения Древнего Египта.

Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы. Они были ярко раскрашены — тело и лицо желтые, борода синяя, повязка на голове полосатая, красно-зеленая. Пьедесталы украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая центральным двором, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Некогда ее обрамляли монументальные фигуры львов, а по сторонам портика возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амону. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Когда-то в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. Западную часть террасы также украшает портик с четырехгранными монолитными колоннами, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. На стенах портика сохранились рельефные композиции, посвященные жизни царицы Хатшепсут. Вот мать будущей правительницы Египта, царица Яхмос, сочетается браком с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом Хатшепсут был фараон Тутмос I). Далее — сцены рождения Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронации, получения благословения от богини Хатор и т.д. На противоположном конце террасы высечены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт и привезшей оттуда множество драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях — типично африканские сюжеты.

Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр; на спине каждой сидит сокол. Это геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита.

Верхняя терраса предназначалась для главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были далеко видны с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открывается таинственный лабиринт вырубленных в скалах подземных залов. Полы в залах были выложены золотыми и серебряными плитами, кедровые двери инкрустированы бронзой, стены украшали граненые колонны, а своды покрывали ярко раскрашенные рельефы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а его двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

В главном зале подземного святилища находилось огромное мраморное изваяние царицы. К сожалению, от него сохранились только обломки. Всего же в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. Скульптуры из храма Хатшепсут являются наиболее выдающимися образцами древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в виде фараона, в виде бога Осириса и в виде сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам… На всех статуях мастера постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 м), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство с оригиналом и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из главного святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. Законный наследник Тутмос III, взошедший на престол после смерти царицы, первым делом приказал уничтожить все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи.

Рамессеум

Заупокойные царские храмы и вырубленные в скалах гробницы фараонов на западном берегу Нила отличались особой монументальностью. Но даже среди них выделялся своими размерами храм Рамсеса II – Рамессеум, построенный зодчим Пенра в 1-й пол. XIII в. до н. э.

О Рамсесе II египтологам сегодня известно, наверное, столько же, сколько обо всех остальных египетских фараонах вместе взятых. Этот правитель Египта, вошедший в историографию под именем Великий, царствовал 55 лет и положил много сил для популяризации собственной персоны. Рамсес II был огромного роста и атлетического сложения. Он имел 42 жены и наложницы и 187 детей: 120 сыновей и 67 дочерей, три из которых стали его женами. Двенадцать своих сыновей фараон пережил. В период царствования Рамсеса II по всей стране воздвигались его статуи. Более того, чтобы удовлетворить свое тщеславие, фараон приказал каменотесам сбивать имена со статуй предшественников и заменять их своим.

Громадный ансамбль Рамессеума, размеры которого весьма характерны для эпохи Рамсеса II, включал в себя заупокойный храм и дворец, предназначавшийся для пребывания фараона во время церемонии «хеб-седа» — ритуального обряда, призванного «возродить» престарелого фараона и придать ему новые силы.

Первоначально «хеб-сед» был праздником, посвященным тридцатилетнему пребыванию фараона на троне, но затем сроки проведения обряда изменились. Во время этих церемоний фараон представал перед своими подданными, появляясь в так называемом окне явлений, выходившим в центральный колонный зал дворца.

Заупокойный храм Рамессеума был посвящен богу Амону и обожествленному отцу Рамсеса II — фараону Сети I. Расположенные на разных уровнях многочисленные колонные залы и внутренние дворы храма соединялись лестницами. Для придания всему ансамблю цельного облика зодчий Пенра обнес передний двор храма-дворца величественной двойной колоннадой. Преддверие храма охраняли высеченные из камня колоссальные статуи с эмблемами царского достоинства в руках.

В храме-дворце стояло огромное количество статуй фараона в облике бога Осириса. Стены украшали рельефы, рассказывающие о военных победах Рамсеса II и Сети I и представляющие собой своеобразные летописи их походов — передвижения войск, лагерные стоянки, взятие крепостей, сражения, бегство разгромленного противника, возвращение фараонов в Египет с богатой добычей.

Среди этих композиций выделялись рельеф с изображением битвы при Кадеше (ок. 1312 г. до н.э.), в которой Рамсес II, как были убеждены египтяне, одержал победу над хеттами (хетты, впрочем, считали иначе), а также изображение праздника в честь бога Мина, связанного со сбором урожая.

Развалины Рамессеума сохранились до наших дней. Здесь до сих пор высятся десятки колоссальных колонн, отмечавших фасад храма-дворца, а посреди храмового двора лежит разбитая гигантская статуя Рамсеса II, достигавшая высоты 19 м и весившая свыше 100 тонн. Это, вероятно, была величайшая на земле монолитная, т.е. высеченная из цельного куска камня, скульптура.

Сооружение в эпоху XVIII династии в южной части Фив новых святилищ – Луксора на восточном берегу Нила и заупокойного храма Аменхотепа III напротив, на западном берегу, как бы «уравновесило» соответствовавшие им храмы северной части Фив – Карнака на востоке и храма Хатшепсут на западе, а соединившие все храмы с Нилом аллеи сфинксов еще более способствовали созданию единого архитектурного комплекса, ныне включенного в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Другие объекты культурного и исторического наследия древнего Египта — некрополи Мемфиса  и памятники Нубии.

После разрушения Фив ассирийцами в 663 г. н. э. столица Египта была перенесена в Нижний Египет, в дельту Нила. Величественный город лежал в развалинах и заносился песком до 1930-х гг., когда археологи начали расчистку его руин. Но даже эти руины, дошедшие до наших дней, производят неизгладимое впечатление и многое могут рассказать о мастерстве и искусстве древних египтян.

Египет, карта расположения Карнака и Луксора

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено