Достопримечательности Франкфурта: Кайзердом | TourPedia.ru

Франкфуртский собор, символ единства нации

Среди многочисленных достопримечательностей Германии особняком стоит Франкфуртский собор, или собор святого Варфоломея, королевская, а затем императорская церковь многих поколений монархов, начиная с VII века. Величественный готический храм стоит в историческом центре города, вознося свой шпиль на высоту 95 метров. Франкфуртский собор — один из семи так называемых Кайзердомов, имперских соборов Германии. Другими имперскими соборами являются Аахенский собор, Майнцский собор, Вормсский собор, Шпайерский собор, Бамбергский собор и собор в Кенигслуттере.

Франкфуртский собор, история возведения

Некогда участок, на котором расположен собор, был островом. Судя по раскопкам, люди жили здесь ещё со времен неолита. Первое здание религиозного назначения на острове относится к временам римского владычества – в 83-260 годах здесь стояла раннехристианская капелла. В позднеримскую эпоху на острове располагалась богатая усадьба.

После распада Римской империи район Франкфурта перешёл под власть франкских королей династии Меровингов. На острове была возведена королевская капелла (VI век). После смены власти капелла была перестроена и стала дворцовой церковью новой династии Каролингов (VIII-IX века).

В 843 году Франкская империя была разделена на три части, и район Франкфурта вошёл в состав Восточно-Франкского королевства. В 855 году после смерти последнего императора франков Лотаря королевство обретает полную независимость и становится территориальной основой формирования будущей Германии.

В ту эпоху королей избирали из числа племенных герцогов, и выборы эти проходили во Франкфурте, в базилике Спасителя, которая представляла собой перестроенную и расширенную в IX веке дворцовую капеллу Каролингов. Короновались же монархи в древней столице франков Аахене.

В XIII веке внешний вид базилики претерпевает значительные изменения – храм перестраивается и обретает готические черты. Именно тогда и начинает складываться нынешний архитектурный облик Франкфуртского собора. Это было практически новое здание, и собор освятили в честь апостола Варфоломея. Храм многократно достраивался и приобрёл свой сегодняшний вид лишь в XV столетии.

Франкфуртский собор играл важную роль в политической жизни Германии. Здесь никогда не было епископской кафедры – собор всегда был королевским, а затем перешёл в подчинение непосредственно императорам. С 1352 года именно здесь выбирали императоров Священной Римской империи. В 1425 году для выборной церемонии в восточной части храма построили капеллу.

Начиная с 1562 года, в соборе проводились и коронации. Короновались императоры у центрального алтаря, в котором хранилась главная святыня храма – часть черепа святого Варфоломея. Первым императором, коронованным во Франкфуртском соборе, стал Максимилиан II Габсбург, а последним – Франц II, последний император Священной Римской империи, которого короновали 14 июля 1792 года.

Императорский статус Франкфуртского собора делал его важнейшим символом, олицетворением единства германской нации. Авторитет собора всемерно поддерживался германскими монархами. С внешним великолепием храма соперничали его интерьеры, в оформлении которых принимали участие лучшие скульпторы и живописцы Позднего средневековья и Нового времени.

В ходе политической реорганизации Германии под властью Наполеона собор был изъят из юрисдикции императора Священной Римской империи и передан городу Франкфурту. Однако городские власти не стали искать новое назначение зданию, и в нём продолжались богослужения, причём как католические, так и лютеранские.

В 1866 году Франкфурт входит в состав Прусского королевства, преобразованного позже в Германскую империю. В 1867 году в соборе произошёл сильнейший пожар, вследствие которого значительная часть интерьеров выгорела. Однако король Пруссии Вильгельм I, будущий император Германии, не пожалел средств на реставрацию символа германского единения, и Франкфуртский собор был восстановлен в прежнем блеске.

Страшным испытанием для Франкфурта стали годы Второй мировой войны. С октября 1943 по март 1944 года город шесть раз подвергался массированным бомбардировкам союзной авиации. Самые разрушительные последствия имел авианалёт 22 марта 1944 года, когда более тысячи старинных домов исторического центра превратились в руины. Собор святого Варфоломея получил сильнейшие внешние повреждения, а интерьеры его были практически полностью уничтожены огнём.

К счастью, все произведения искусства и украшения, которые можно было снять, заранее вывезли в безопасное место. Через три года после окончания войны в соборе начались восстановительные работы, завершившиеся лишь в конце 50-х годов.

Франкфуртский собор, архитектура и интерьер

Здание собора выстроено из красного кирпича, традиционного для немецкой готической архитектуры. Главный вход в собор находится в северной части, а знаменитая готическая башня с часами находится в западном конце здания.

Внутренняя планировка повторяет римские трёхнефные базилики – наследие древней базилики Спасителя. В целом храм спланирован в форме так называемого греческого креста – длина поперечного нефа (трансепта) равна длине центрального нефа. Общая длина здания составляет 64 метра, высота центрального нефа – 17 м., а высота купола – 23 м.

Портал при главном входе украшен скульптурами, изображающими Христа с двенадцатью учениками. Недалеко от входа на стене помещено барельефное изображение апостола Варфоломея, созданное в 1957 году скульптором Гансом Меттелем.

Внутреннее помещение храма также исполнено в готической традиции с высокими потолочными крестовыми сводами. Непосредственно у входа размещена экспозиция, посвящённая истории Франкфуртского собора. Здесь выставлены драгоценности и предметы, имеющие отношение к королевским и императорским домам Германии.

Среди них копии императорских регалий Священной Римской империи – короны, меча, скипетра и т. д. Оригиналы же хранятся в Вене, во дворце Хофбург.

В капеллах собора размещены многочисленные произведения искусства. В их числе живописное полотно «Снятие с креста» кисти великого голландца Антониса Ван Дейка, написанная в 1627 году, и знаменитая скульптура «Распятие Христа», созданная Майнцем Хансом Бакхоффеном в 1509 году, а также весьма своеобразное полотно современного художника Ариса Калаизиса «Мученичество св. Варфоломея, или Двойное мученичество».

Очень выразительное надгробие с изображением Девы Марии, оплакивающей Христа, находится в часовне святой Магдалины (1435 год).

Вообще в соборе довольно много надгробных памятников именитых граждан Франкфурта XVI-XVIII веков.

В восточной части храма для посещения открыта «Валькапелле», часовня, в которой проводились выборы императоров. Стены предалтарного пространства, хора, расписаны замечательными фресками, изображающими сцены из жизни апостола Варфоломея. Эти фрески, чудом уцелевшие в страшных пожарах 1867 и 1944 годов, написаны в 1407 году.

В южной части собора выставлена очень интересная коллекция вырезанных из дерева алтарей XIX века. Главной же реликвией храма является часть черепа святого Варфоломея, хранящаяся здесь с XIII столетия.

В 80-90-е годы прошлого века в соборе производились археологические раскопки. Были сделаны интересные находки франкского времени, в том числе захоронение знатной женщины VII века. На могиле установлена каменная плита.

Закончить же осмотр собора лучше всего на смотровой площадке, куда ведёт лестница из 324 ступенек, расположенная внутри башни. С неё открывается чудесный вид на город – как на живописные старинные кварталы, хранящие память веков, так и на суперсовременные небоскрёбы, устремлённые в будущее.

Германия, карта расположения Франкфуртского собора

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика