Иерусалим, священный город трех религий

Эту каменистую землю, расположенную между Средиземным и Мертвым морями, между горами Ливана и пустынями северной части Аравийского полуострова, издавна называют Святой. Иерусалим – ее центр, город, который также, как и Рим, можно назвать вечным. История древнего города насчитывает более пяти тысяч лет. Трагические катаклизмы не раз разрушали его, как и многие другие города Древнего Востока. Но, в отличие от них, Иерусалим каждый раз возрождался заново, ибо неизменно почитался как святыня. С этим городом связаны узловые события мировой истории.

Иерусалим раскинулся вдоль гряды холмов, протянувшихся с запада на восток. Их высота колеблется от 720 до 830 м над уровнем моря. Статус Иерусалима как политического центра государства Израиль и одновременно духовного центра трех религий, богатая история, обилие исторических и архитектурных памятников, этническое разнообразие населения – все это накладывает свой отпечаток на облик города, делая его не похожим ни на один из городов земли.

Старый город, сердце Иерусалима

Сердце Иерусалима, Старый город, включенный в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, состоит из четырех кварталов: Еврейского, Армянского, Христианского и Мусульманского. Границы между ними практически незаметны, но тем не менее они существуют – каждый из этих кварталов имеет свои особые, характерные черты.

Львиные ворота

Старый город окружен крепостными стенами, построенными в 1536–1539 гг. турецким султаном Сулейманом Великолепным. Они протянулись почти на 4 км, местами достигая в высоту 20 м. Эти стены возведены на древних основаниях, а при их строительстве были использованы камни от разных построек, существовавших в разные периоды истории Иерусалима.

ворота Ирода

В стене устроены семь ворот – Дамасские, Новые, Яффские, Сионские, Мусорные (Навозные), Львиные (врата Стефана), врата Ирода. Восьмые ворота, Золотые, обращенные к долине Кедрон, позже были заложены турками, как считается, по военным соображениям.

Золотые ворота

Дорога от Елеонской, или Масличной, горы приводит к Дамасским воротам – Баб аль-Амуд. Они построены в XVI в. на месте старых, сооруженных еще при царе Ироде. Сейчас в основании стены у ворот можно увидеть гигантские тесаные блоки, оставшиеся от древнего сооружения. Отсюда в город ведет наклонная, мощенная каменными плитами мостовая, отмечающая начало Кардо Максимус – главной магистрали римских времен, пересекавшей город с севера на юг. Разделяясь надвое, эта улица выводит на шумный восточный рынок. И сейчас в стенах его лавок можно заметить мраморные римские колонны.

Дамасские ворота

Вблизи Елеонской горы расположены Львиные ворота. Из Ворот Ирода, или Цветочных, можно попасть в Мусульманский квартал. Арабы называют эти ворота Воротами мертвых – Баб эс-Сагира, так как рядом располагается мусульманское кладбище. Через Мусорные, или Навозные, ворота (называемые так потому, что через них из города выносились нечистоты, а за городскими стенами в этом месте располагалась свалка), можно пройти к Стене Плача.

Навозные ворота

К западу от Мусорных ворот заново воссозданы ворота периода Айюбидов (XIII в.) – для прохода паломников и туристов к Стене Плача, так как одни лишь Мусорные ворота не справляются с потоком людей.

Новые ворота

Сионские ворота ведут в Еврейский и Армянский кварталы. Арабы называют эти ворота Баб эд-Дауд – врата Давида, потому что они обращены к горе Сион, где, по преданию, был погребен царь Давид. Яффские ворота (Баб эль-Халили) обращены на запад, в сторону Яффы, древнего приморского города, во все века служившего морскими воротами Иерусалима (ныне в черте Тель-Авива). По своей оживленности и стратегическому положению эти ворота представляют собой самый важный транспортный узел Старого города.

Сионские ворота

Древняя Иерусалимская цитадель отмечает место, где царь Ирод Великий возвел в I в. до н. э. мощное оборонительное сооружение для защиты царского дворца. Свой современный вид цитадель обрела в эпоху османского владычества. На главной башне турки соорудили характерный минарет, позже получивший название Башня Давида. Свое военное значение крепость сохраняла вплоть до 1967 г. Сейчас в ее стенах находится Музей истории Иерусалима.

Еврейский квартал Иерусалима

Еврейский квартал граничит с Армянским и Мусульманским, но никакой очевидной границы между ними нет. В 1948 г., во время войны за независимость Израиля, Еврейский квартал был занят Арабским легионом, разрушившим все синагоги. В 1967–1972 гг. квартал фактически отстроили заново. В этом районе много музеев, дающих наглядное представление о трехтысячелетней истории Иерусалима.

После объединения Иерусалима в 1967 г. территория Еврейского квартала стала предметом тщательных археологических исследований. Раскопки выявили следы едва ли не всех этапов истории города. Ряд интереснейших сооружений древности – «широкая стена», фрагмент фортификационных сооружений, возведенных царем Езекией в 701 г. до н. э., «квартал Ирода» с остатками домов богатых горожан, украшенных мозаикой и фресками, руины дома, принадлежавшего семье иудейского священника и разрушенного в пожаре 70 г., открыты для посещения публики. Наиболее интересны расчищенные участки улицы Кардо Максимус.

В непосредственной близости от Кардо расположены две исторические синагоги. Название одной из них, Рамбан, связано с именем иудейского богослова-мистика, каббалиста, комментатора Талмуда, поэта и врача Рабби Моше бен Нахмана (по начальным буквам имени – Рамбан, 1194 – ок. 1270). Сегодня она наряду с синагогой караимов (IX в.) – самая древняя в Иерусалиме. Остатки синагоги Хурва (что означает «руины», «развалины») легко заметить благодаря большой белой арке, являвшейся частью купола. Строилась она в 1856–1864 гг. по проекту турецкого архитектора Асада Эфенди, и в ее облике отразились характерные черты османской архитектуры. Здание венчал куполом высотой 25 м. В 1948 г. Арабский легион сровнял синагогу с землей. После Шестидневной войны израильтяне решили сохранить в памяти людей свидетельства страшных разрушений Еврейского квартала и, не восстанавливая полностью синагогу Хурва, отреставрировали только большую арку, когда-то поддерживавшую купол, обращенную к Храмовой горе нишу, где находился арон кадеш (шкаф для хранения свитков Торы), и каменный помост, с которого когда-то читали Тору.

Руины еще одной исторической синагоги – Тиферет Исраэль, «Слава Израилю» (1856–1872 гг.), разрушенной в 1948 г., можно увидеть в нескольких шагах от площади Хурва, в сердце Еврейского квартала. Когда-то ее силуэт был хорошо виден из самых разных уголков города, а сейчас от нее остались только три портала, украшенные великолепной каменной резьбой. Почти напротив Тиферет Исраэль – остатки синагоги караимов (IX в.).

К югу от площади Хурва располагается комплекс четырех синагог сефардов – Иоханан бен Заккая, пророка Илии (Элияху), Стамбульской и Средней. Этот комплекс сложился в XVI – конце XIX в. Синагога Иоханана бен Заккая стала центром молений испанских евреев (сефардов), пришедших сюда после изгнания в 1492 г. С середины XIX в. в этой синагоге по традиции избирается главный сефардский раввин Израиля. Стамбульская синагога (Истамбули) была построена в середине XVI в. приехавшими в Иерусалим стамбульскими евреями. Здесь по преимуществу молились евреи – выходцы из восточных стран, прежде всего из Турции.

Стена Плача

В восточной части Еврейского квартала находится большая площадь, расположенная у основания знаменитой Стены Плача.

вид на стену плача

Иерусалимский храм, средоточие духовной жизни еврейского народа, был разрушен римлянами в 70 г. н. э. После мусульманского завоевания на его месте была сооружена мечеть халифа Омара, огромный золотой купол которой сегодня царит над всем Старым городом. От иудейского храма уцелела только часть подпорной стены с западной стороны. На протяжении без малого двух тысячелетий евреи, в какой бы они части света ни находились, с мольбой обращали к ней свои взоры в надежде на возвращение в Сион. Они приходили к Стене, чтобы помолиться, посетовать на судьбу и попросить Бога о скорейшем избавлении. За долгие столетия здесь было выплакано столько слез, что Западную стену стали называть Стеной Плача. Ныне эта стена – Котел ха-Ма’арав, Западная стена, или Стена Плача, – место паломничества для евреев всего мира.

евреи паломники

В своем современном виде Стена Плача (ее открытый фрагмент) имеет протяженность 57 м, высоту 19 м. Она сложена из огромных, тщательно подогнанных каменных монолитов, среди которых встречаются глыбы длиной 5 м и более. Кладка сохранилась на высоту 28 рядов, причем нижние ряды – самые древние, относящиеся еще ко временам Ирода. Британский археолог Ч. Уоррен установил, что под землей сохранились еще 17 рядов кладки иродианской эпохи.

кладка стены плача

На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.

верующие евреи

В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.

записки в стене плача

Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.

Также интересно:  Нью-Йорк: Анатомия Большого яблока, часть 3

раввины у стены плача

Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.

очистка стены плача

Перед её центральной частью Стены Плача и рядом с ее северным участком пролегает под землей туннель. В его подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля.

план стены плача

В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.

туннель под стеной плача

Христианский квартал Иерусалима

христианский квартал

Христианский квартал занимает северо-западную часть Старого города, однако к истории христианства относится и множество мест в Мусульманском квартале. Местоположение большинства христианских святынь в Иерусалиме связано либо с евангельскими свидетельствами, либо с апокрифическими преданиями, повествующими о земной жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Начинается Христианский квартал от Яффских ворот. Отсюда берет свое начало улица Давида, одна из центральных магистралей Старого города. Пересекая Христианский квартал, она выводит прямо к сердцу Иерусалима – Храмовой горе.

К северу от Яффских ворот возвышается здание Латинского патриархата (1852–1858 гг.), легко узнаваемое по треугольному фасаду, надпись на внешней стене которого напоминает о визите папы Павла VI в Святую землю в январе 1964 г. Неоготическая англиканская церковь Христа расположена уже в самом начале Армянского квартала, вблизи Цитадели. Это самая старая протестантская церковь на Ближнем Востоке, она сооружена в 1849 г. Стоящий рядом с ней дворец являлся резиденцией британского консула. К востоку от Латинского патриархата начинается «греческий» район Христианского квартала. Здесь, в здании эпохи крестоносцев, расположен Музей православного Иерусалимского патриархата.

В непосредственной близости от храма Гроба Господня расположен квартал Муристан (персидск. «госпиталь»), где в IX в. на средства императора Карла Великого был построен комплекс, включающий церковь, монастырь и приют для паломников, разрушенный позднее халифом аль-Хакимом. Церковь Св. Иоанна Крестителя в Муристане (450 г.) – самая древняя (после храма Гроба Господня) церковь Иерусалима. При крестоносцах она являлась главным храмом ордена госпитальеров (иоаннитов). В 1869 г. турецкое правительство подарило часть Муристана греческому патриархату. Центр Муристана сегодня занимает Греческий рынок с источником Мавра.

«Христианский» маршрут по Иерусалиму, проходящий через весь Старый город, завершается у Львиных ворот. Мусульмане называют их воротами Св. Марии, поскольку поблизости находился дом, в котором она родилась. Этот дом, где жили родители Девы Марии – св. Анна и св. Иоаким, стоял у северной ограды площади Харам аш-Шариф. В V в. здесь был основан монастырь Св. Анны. Строгая трехнефная церковь Св. Анны (1142) – настоящая жемчужина архитектуры эпохи крестоносцев, одна из лучше всего сохранившихся в Иерусалиме средневековых церквей.

В саду монастыря Св. Анны находится пруд Вифезда, или Овечья купель. Это название родилось из-за располагавшихся неподалеку Овечьих ворот. Как рассказывает евангелист Иоанн, во времена Христа купальня Вифезда славилась как место чудесных исцелений. У этой купели Иисус исцелил беспомощного расслабленного.

Одна из главных святынь христианского Иерусалима – легендарная Виа Долороса, Крестный путь, который прошел Иисус Христос от крепости Антония до Голгофы. Он берет свое начало в сегодняшнем Мусульманском квартале и заканчивается в Христианском квартале, в храме Гроба Господня. Несмотря на то что Иерусалим многократно перестраивался и его улицы меняли свое направление, еще в XVI столетии монахи-францисканцы сумели определить маршрут, по которому проходил Крестный путь, а последующие археологические открытия отчасти подтвердили эти изыскания.

На месте здания мусульманского медресе Эль-Омария у Дамасских ворот во времена Христа находилась, как свидетельствуют материалы раскопок, крепость Антония, первая резиденция царя Ирода Великого. От стен крепости Антония, где в римские времена располагалась претория и темница, начался Крестный путь Христа. Сегодня каждую пятницу из двора медресе Эль-Омария берет начало скорбная процессия молящихся, возглавляемая братьями францисканцами. Скорбный путь ведет к центральному месту христианского Иерусалима – храму Гроба Господня

В непосредственной близости от храма Гроба Господня, к югу от него, стоит церковь Искупителя (1893–1898 гг.), как будто по волшебству перенесенная в Иерусалим из какого-нибудь немецкого провинциального городка. Она сооружена по проекту немецкого архитектора Фридриха Адлера в связи с посещением Иерусалима в 1898 г. германской императорской четой, Вильгельмом II и Августой-Викторией.

Армянский квартал занимает юго-западную часть Старого города, протянувшись вдоль южной стены от Яффских до Сионских ворот. Несколько обособленный от остальных районов старого Иерусалима, он напоминает островок в океане – жизнь здесь течет размеренно и мирно. Внешне Армянский квартал представляет собой нечто среднее между монастырем и небольшой крепостью, что как нельзя более соответствовало условиям жизни иерусалимских армян в XIV–XIX вв.

Центральная улица квартала проходит прямо под сводами здания Армянского патриархата, а прилегающая к нему часть носит название Армянского сада. Главный храм армянской общины, собор Св. Иакова, сооружен в память о мученической смерти апостола Иакова, казненного на этом месте в 44 г. по приказу Ирода Агриппы. Существующее здание церкви сооружено в XI в.; свой современный облик оно приобрело после многочисленных перестроек и реконструкций. О первоначальной византийской постройке сегодня здесь не напоминает практически ничего (за исключением часовни Св. Менаса, датируемой V в.), о сменившей ее церкви крестоносцев – лишь небольшие фрагменты. В убранстве храма использованы камни, привезенные из мест, с которыми связаны важнейшие события Священной истории: Синая, Фавора и Иордана.

Храм Гроба Господня

Храм Гроба Господня сооружен на месте, где завершился земной путь Христа и где разыгрались события, связанные с Его распятием, погребением и Воскресением. Огромное, чрезвычайно сложное сооружение включает в себя около сорока различных зданий, и ориентироваться без плана в нем довольно трудно. В состав ансамбля входят скала Голгофа, на которой был распят Иисус, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы, тайны которых известны лишь малому числу избранных.

За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново. Существующее здание храма Гроба Господня построено после опустошительного пожара 1808 г.

Фасад храма Гроба Господня сохранился еще со времен крестоносцев. Когда-то попасть внутрь можно было через два входа, сегодня остался один: второй замурован мусульманами после падения Иерусалима.

Храм состоит из трех основных сооружений – часовни на Голгофе (Кальвария), часовни Гроба Господня и ротонды Воскресения. Прямо напротив дверей, на расстоянии нескольких шагов от входа, на мраморном полу лежит камень Помазания, обозначающий место, где Иосиф Аримафейский и Никодим помазали смесью мирры и алоэ снятое с Креста тело Иисуса. Камень этот выглядит как обычная плита из бледно-розового известняка. Над ним устроен невысокий балдахин на четырех металлических столбах, на балдахине висят неугасимые лампады от всех христианских исповеданий.

Камень Помазания

За камнем Помазания возвышается глухая стена ротонды Воскресения. Она представляет собой как бы второй, внутренний храм в храме Гроба Господня. Ее обширное – около 32 м в диаметре – круглое пространство окружает колоннада из 18 массивных колонн. Кафоликон, или Греческие хоры – основная часть храма. Тяжелый четырехъярусный иконостас делит его на две части. Часть икон пожертвована русским императором Александром I.

Кафоликон

Три больших паникадила, из которых среднее отлито из чистого серебра, пожертвованы другим русским императором – Николаем I. На царских вратах можно видеть изображения двуглавого византийского орла. В центре храма Воскресения, прямо под куполом, устроен небольшой каменный пьедестал с вазой на вершине. Традиция считает его омфалосом – «пупом земли».

Омфалос

В центре ротонды возвышается мраморная часовня (Кувуклия), сооруженная над пещерой Гроба Господня. Это – центр всего комплекса. Здесь, на этом месте был погребен Искупитель мира, воскресший в третий день после своей смерти на кресте. И здесь же, на этом месте, по словам евангелиста, «смерть была поглощена победою» – Христос воскрес, «смертию смерть поправ».

Кувуклия

Небольшая купольная часовня перекрывает грот, где был погребен Христос, и разделена на две неравные части: первая, более обширная, называется приделом Ангела, а вторая, очень маленькая – собственно пещера Гроба Господня.

пещера Гроба Господня

Посредине придела Ангела стоит невысокий аналой из мрамора, в который вделана часть камня, заграждавшего вход в пещеру Гроба Господня.

Аналой с камнем

С самых первых веков христианства ложе Гроба Господня, или «лавица святая», служит алтарем для совершения литургии. Длина «лавицы» составляет около 2 м, ширина – 1,5 м. Верхняя плита имеет поперечную трещину, о происхождении которой рассказывают самые разные предания. 43 лампады – 13 православных, 13 католических, 13 армянских и 4 коптских – день и ночь освещают темные, невысокие своды пещеры Гроба Господня. Вход в часовню сделан очень низким, и поэтому любой человек, входящий в полутемное помещение, невольно склоняется в низком поклоне.

Гроб Господень

Вторая главная святыня храма Гроба Господня – Голгофа. Вход на нее устроен справа от «камня миропомазания». К вершине горы, где был распят Христос, ведут 18 мраморных ступеней крутой лестницы (когда-то это была просто крутая тропа). От алтаря храма Воскресения на Голгофу ведет другой ход, предназначенный главным образом для священнослужителей. Голгофская часовня представляет собой небольшое почти квадратное пространство 12–12 м, перекрытое невысоким сводом. Пол выложен мраморными мозаиками.

Голгофа

Сквозная арка делит часовню на две равные части: одна принадлежит православным, другая католикам. Во время богослужений и те, и другие видят и слышат друг друга. В православной части блестят в свете свечей золотые и позолоченные лампады и оклады икон, в католической стены и потолок украшают мозаичные картины на библейские темы. Между двумя часовнями расположен алтарь Стабат Матер – в память о страданиях Матери, видевшей смерть Своего сына. Украшенное драгоценными камнями скульптурное изображение девы Марии изготовлено на пожертвования, собранные во многих странах мира.

алтарь Стабат Матер

На том месте, где возвышался Крест Искупителя мира, сегодня стоит на четырех мраморных столбах престол для совершения бескровной жертвы. Под престолом обозначена серебряным кругом яма от Креста. Места, где стояли кресты двух разбойников, распятых вместе с Христом, обозначены на полу двумя черными кругами. У подножия Голгофы – небольшая часовня Скорбящей Богоматери, где простые, сложенные из камней надгробия отмечают восстановленные могилы христианских королей Иерусалима Готфрида Бульонского и Балдуина I, разрушенные греками в 1810 году.

камень Ангела

Справа от престола через застекленное окошко в полу часовни можно видеть ту самую расселину в камне, которая образовалась в минуту последнего вздоха умирающего Иисуса.

часовня Адама

Широкая и длинная лестница ведет в полную очарования армянскую часовню Св. Елены, сооруженную крестоносцами в 1130 году. Купол этой трехнефной часовни поддерживается четырьмя колоннами, относящимися к еще более раннему времени – XI веку. Считается, что из ниши, расположенной по правую сторону главного алтаря, императрица Елена наблюдала за проведением раскопок на месте обретения Креста.

часовня Св. Елены

К числу других святынь принадлежит часовня Разделения Риз (собственность Армянской Апостольской церкви) – на этом месте римские воины по жребию делили одежды Христа. Часть построек храма Гроба Господня занимает францисканский монастырь; здесь можно видеть фрагмент колонны, к которой был привязан Иисус Христос во время бичевания. Другие части этой колонны в разное время были отправлены в Венецию – в собор Сан-Марко, и в Испанию.

часовня Разделения Риз

Храм Гроба Господня – место паломничества христиан различных конфессий из разных стран мира. Ежедневные литургии здесь совершают общины православной церкви, армянской апостольской церкви и католической церкви, причем по строгому расписанию. Эти три общины владеют главными частями храма; декоративная отделка и внутреннее убранство часовен и алтарей выполнены в соответствии с традициями и обрядами тех общин, которые ими владеют.

Эфиопский монастырь на крыше Храма Гроба Господня

Представители других христианских конфессий – яковиты, копты и др. – имеют право совершать богослужения только в большие праздники. Коптам принадлежат в храме две часовни, сирийцам (яковитам) – одна. Эфиопская церковь владеет маленьким монастырьком, сооруженном на крыше армянской часовни Св. Елены. Только сердце храма – сам Гроб Господень – остается в «международном» пользовании, но при этом утварь в часовне Гроба Господня все равно принадлежат различным конфессиям.

Также интересно:  Ксанф и Летоон, древние города Ликии

Елеонская гора (Масличная гора)

елеонская гора

Елеонская гора – место, знаковое для верующих людей, а также самый большой холм в окрестностях Иерусалима, высотой 826 метров. Горный кряж отделяет Старый город от губительного соседства Иудейской пустыни. Елеонская гора считается местом важных библейских событий и открывает бесподобную панораму на город. Тысячи паломников ежегодно посещают ее, чтобы своими глазами увидеть красоту этих мест.

панорама елеонской горы

Для верующих каждый камень Елеонской, или Масличной, горы напоминает о важных событиях. Согласно библейским рассказам, на этот холм любил ходить Иисус. Здесь он вел неспешные беседы с людьми, переживал о судьбе Иерусалима, произносил молитву и столкнулся с предательством Иуды. Гора ассоциируется и с Елеонской проповедью. Именно отсюда Христос вознесся на небеса, оставив лишь след стопы на камне.

древние гробницы

Это место покоряет также своей природой и великолепными видами. Подножие горы занимает Гефсиманский сад, где можно найти вековые экземпляры маслин. Ранним утром солнце по-особенному подсвечивает сад: кажется, будто оливы парят в воздухе. За деревьями ухаживают францисканские братья. Гефсиманский сад виднеется издалека, он расположен слева от входа в Церковь Всех Наций. Оливковая роща огорожена, чтобы сохранить деревья от паломников, которые желают увезти частичку Иерусалима.

собор масличной горы

Со смотровой площадки на Елеонской горе можно начать знакомство с Иерусалимом. С высоты видны очертания Старого города: просматриваются золотые ворота и мечети. Вдали за рекой Кедрон – старинные крепостные стены, золотистые отблески храмов, стройные вершины минаретов. На северо-западной стороне располагается Христианский квартал и его главная достопримечательность – Храм Гроба Господня. С собой стоит захватить бинокль, чтобы рассмотреть город.

вид с масличной горы

Большую часть горы занимает действующее древнее кладбище, которому более 3 тысяч лет. Оно находится перед обзорной площадкой. Путники могут увидеть гробницы Захарии и Бней-Хезир. Вокруг – примерно 150 тысяч захоронений. На надгробиях встречаются известные имена: Авессалом – сын царя Давида, политический деятель и лауреат Нобелевской премии Менахем Бегин, главный раввин Израиля Авраам Кук.

кладбище елеонской горы

На западной и южной части холма находятся могилы пророков, Гефсимания, Церковь Всех Наций и христианские святыни. В пещере с погребальными нишами – захоронения пророков. На южной вершине расположился русский Вознесенский монастырь. На северной – кампус Еврейского университета.

гробницы елеонской горы

К числу самых посещаемых мест Масличной горы также относится церковь Марии Магдалены, сделанная в русском стиле, и гробница Девы Марии. Интерес представляет и католическая базилика, православный женский монастырь. На восточном склоне создан Греческий православный монастырь. Он тоже связан с преданием: на этом месте Иисус посылал одного из учеников за ослом. Теперь каждый год в Лазареву субботу отсюда проводится крестный ход с использованием пальмовых ветвей.

церковь марии магдалины

На самом высоком месте, где, по преданию, вознесся Спаситель, был возведен восьмиугольный храм, увенчанный куполом. Персы постройку разрушили, но конструкцию восстановили в меньших размерах, а затем преобразовали в мечеть. Теперь храм принадлежит мусульманам, которые раз в год разрешают проводить христианское богослужение – в день Вознесения Господня. Достояние часовни – оттиск стопы Христа.

храмы елеонской горы

На вершине Елеонской горы, возле места Вознесения, располагается Спасо-Вознесенский женский монастырь. Основной храм – Спасо-Вознесенский собор, возле которого есть камень, где стояла Божия матерь во время вознесения. Достопримечательность обители – самое высокое церковное здание не только на горе, но и в Иерусалиме – «Русская свеча». Колокольня достигает в высоту 64 метра.

русская свеча

Мусульманский квартал Иерусалима

квартал мусульман

Мусульманский квартал – самый обширный, оживленный, колоритный и хаотичный из четырех кварталов Старого города. Здесь всегда многолюдно. В лабиринте извилистых улочек встречаются постройки эпохи арабского Средневековья – мамлюкские, османские. На улице короля Фейсала сохранились два здания медресе Эль-Давадария и Эль-Бахария, относящиеся к мамлюкскому периоду (XIII в.). Помимо мечетей на Храмовой горе, в городе насчитывается еще 34 мечети.

Также интересно:  Запретная мечеть аль-Харам в Мекке, великая святыня ислама

улицы мусульманского квартала

Главным входом в Мусульманский квартал служат двухбашенные Дамасские (Шхемские) ворота – великолепный образец оттоманской архитектуры. На площади перед ними шумит колоритный арабский базар.

арабский базар

Храмовая гора (гора Мориа) – одна из наиболее известных и почитаемых в мире святынь. На нашей планете есть немало мест, которым поклоняются приверженцы той или иной религии, но гора Мориа, пожалуй, единственное место, почитаемое и иудеями, и мусульманами, и христианами.

переулки мусульманского квартала

История этого места уходит в библейские времена. Считается, что именно здесь, на горе Мориа, Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. Другое предание рассказывает, что когда в начале I тысячелетия до н. э. в Иерусалиме воцарился Давид, он попытался провести перепись населения, чем навлек на себя гнев Господень: в Иерусалиме началась эпидемия. В ту пору перед царем Давидом на вершине горы Мориа явился ангел, держащий в руке обнаженный меч, занесенный над Иерусалимом. При этом нога ангела коснулась вершины скалы, которая навеки почернела и оплавилась. Чтобы искупить свой грех, царь Давид воздвиг на этой скале алтарь-жертвенник. Позднее сын Давида, Соломон, построил на этом месте огромный храм, где хранился легендарный ковчег Завета. В VI веке до н. э. Иерусалим захватили вавилоняне, и храм Соломона был разрушен до основания. Позднее его восстановили, а в I столетии до н. э. царь Ирод перестроил храм и значительно расширил его, однако новый храм все равно оставался беднее и меньше прежнего. Около 70 года, во время Иудейской войны, этот храм был разрушен и более не восстанавливался.

гора мориа

С вершиной горы Мориа связаны и события Ляйлят Аль-‘Исра’уаль-Ми’радж – «Ночи Вознесения», одного из важнейших событий в жизни пророка Мухаммеда. В 619 году, в одну из ночей, Мухаммед был внезапно разбужен явившимся к нему ангелом Джибрилом (Гавриилом) и перенесен на волшебном животном в Иерусалим, на гору Мориа.

вознесение мохаммеда

Здесь над пророком разверзлись небеса и открылся путь, приведший его к трону Аллаха. Он встречался и беседовал с другими пророками прошлого, включая Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это событие стало переломным в жизни Мухаммеда.

вознесение пророка

Сегодня над Храмовой горой царит удивительное здание голубого цвета, похожее на волшебный замок из бирюзы. Это – мечеть халифа Омара, чаще называемая «Купол Скалы», по-арабски «Куббат ас-Сахра». Ее венчает громадный купол с полумесяцем на вершине, видный отовсюду и всем.

мечеть омара

Мечеть Куббат ас-Сахра («Купол Скалы») 

Мечеть, получившая название «Купол скалы», была построена на горе Мориа халифом Омаром Ибн-Хатибом в 688–692 годах. Позднее, при халифе Абд аль-Малике ибн Мирване, она стала традиционным местом паломничества мусульман.

золотой купол мечети омара

В эпоху крестовых походов, когда крестоносцам удалось овладеть Иерусалимом, в мечети была устроена церковь Господа – Templum Domini. Священная скала была окружена железной решеткой, над ней устроен деревянный алтарь, у входа крестоносцы установили фигуру Христа, а над куполом водрузили золотой крест.

вид на купол скалы

Султан Саладин, захвативший Иерусалим в 1187 г., вернул мечети ее первоначальный вид; христианский крест на куполе был заменен полумесяцем. В дальнейшем турецкие султаны прилагали немалые усилия для украшения мечети. Позже правительства арабских стран стали выделять средства на содержание мечети, на обновление позолоты купола и ремонт редких по красоте и изяществу витражей, мозаик и росписей, над которыми трудились искуснейшие мастера Египта, Марокко, Турции и других стран исламского Востока. Характерно, что за все время своего существования эта мечеть ни разу не разрушалась ни землетрясениями, ни пожарами, ни войнами, так что на сегодняшний день она является самой древней из сохранившихся мусульманских построек в мире. Конечно, здание пережило многочисленные ремонты и реставрации, изменилась облицовка стен снаружи и отдельные детали, но план, конструкция и основные архитектурные формы в неприкосновенности сохранились от VII в.

панорамам купола скалы

В ансамбле Храмовой горы мечеть халифа Омара выделяется своими размерами, величием и гармонией архитектурных пропорций. Ее плавный по силуэту, слегка ребристый полусферический купол (его диаметр – 20 м, высота – 34 м) безраздельно господствует над всей площадью Харам аш-Шариф, четко рисуясь на безоблачном синем небе. Издали мечеть выглядит голубой, но по мере приближения глаз начинает различать белые, желтые, зеленые, черные узоры на ее стенах. Возможно также, что строили ее византийские зодчие: как известно, мусульманское искусство не допускает изображения человеческого лица, а среди мозаичных арабесок и орнамента многие усматривают лики херувимов.

интерьер купола скалы

Внутри мечеть сказочно великолепна. Слабый свет струится через цветные витражи узких полукруглых окон. Цветные стекла – желтые, голубые, розовые – создают в интерьере мечети удивительный эффект мягких тонов, напоминающий перламутр. Этим перламутровым светом наполнено все пространство храма.

внутри мечети купол скалы

Стены мечети приблизительно до половины высоты облицованы мрамором, а выше стены, своды, арки как будто покрыты старинной парчовой тканью – золото и перламутр по зеленому фону. Это – великолепные мозаики, явно выполненные под влиянием византийского искусства, сделанные из миллионов кусочков мрамора, перламутра и золота всевозможных оттенков.

потолок мечети купол скалы

Мечеть перекрывает громадный золотой купол. Его диаметр – 20 м, высота – 34 м. Купол опирается на два ряда идущих по окружности колонн с золочеными капителями. Колонны сделаны из красного порфира, зеленого и бордово-фиолетового мрамора с белыми прожилками.

оформление мечети купол скалы

В центре здания устроена двойная ограда. За первой оградой – деревянной, покрытой искусной резьбой, – находится вторая: чугунная решетка готического стиля, поставленная здесь крестоносцами. Эта ограда окружает черную, неправильной формы скалу – вершину горы Мориа, на которую некогда ступил ангел Господень.

внутри Купола скалы

Само название мечети – «Куббат ас-Сахра», «Купол Скалы» – говорит о функции этого здания: его огромный купол, подобно футляру, накрыл вершину горы Мориа, легендарную скалу, считающуюся краеугольным камнем мироздания.

Мечеть Аль-Акса

мечеть аль-акса

В южной части Храмовой горы высится увенчанная черным куполом мечеть Аль-Акса. Вместе с храмом Купол скалы (Куббат ас-Сахра) мечеть Аль-Акса (Аль-Масджид аль-Акса) образует величественный религиозный комплекс Харам аль-Шариф

харам аль шариф

Мечеть Аль-Акса имеет религиозный статус третьей святыни ислама. Больше нее мусульмане почитают только мечети аль-Харам в Мекке и Аль-Масджид ан-Набави или храм Пророка, который стоит в городе Медина. Иерусалимская святыня служила первой киблой для всех приверженцев ислама, то есть направлением, в сторону которого они поворачиваются, совершая намаз. Позже в качестве киблы была избрана Мекка. Из великих мечетей также может быть интересна мечеть шейха Зайда в Арабских Эмиратах.

купол аль-акса

Мечеть Аль-Акса была заложена в 693 г. халифом Абд аль-Маликом ибн Мирваном. Завершил строительство в 715 г. его сын и преемник, халиф Валид. За истекшие столетия мечеть не менее пяти раз полностью или частично разрушалась: причинами были войны, пожары, землетрясения. Захватившие Иерусалим крестоносцы превратили мечеть в церковь, а в 1118 г. король Балдуин II передал здание ордену тамплиеров (храмовников). Бывшая мечеть стала называться храмом Соломона. В огромных сводчатых подвальных помещениях под ним – длиной около 100 м и шириной 70 м – тамплиеры устроили стойла для лошадей, и с тех пор за этими подземельями закрепилось название «Соломоновы конюшни».

строение мечети аль-акса

Саладин, изгнавший в 1187 г. крестоносцев, восстановил мечеть Аль-Акса. С тех пор многие правители мусульманских стран считают своим священным долгом финансировать реставрационные работы в мечети. Средства на это жертвовали короли Египта, Марокко, Иордании и даже главы немусульманских государств. Так, колонны из каррарского мрамора, украшающие интерьер мечети, – подарок итальянского диктатора Муссолини (установлены в 1938–1943 гг.).

вход в мечеть аль-акса

По сравнению с «Куполом Скалы» мечеть Аль-Акса выдержана в более строгом, пуританском стиле, ее внешний облик не идет ни в какое сравнение с великолепной мечетью халифа Омара. Ее комплекс занимает территорию 144 тысячи кв. м и состоит из трех частей: аркад с проходами, огромного внутреннего двора-атриума и крытого молитвенного зала. В ансамбль входят также четыре минарета: три квадратных в плане и один цилиндрический; все они построены в мамлюкский период (1260–1517 гг.).

внутри мечети аль-акса

Молитвенный зал имеет в плане форму прямоугольника (60 × 90 м), вытянутого с востока на запад. Внутрь ведут семь больших дверей, устроенных в северной части здания; по одной двери имеется на восточной и западной сторонах. Обширный зал, где одновременно могут находиться до пяти тысяч молящихся, разделен на три нефа двумя рядами колонн. Роскошные иранские ковры устилают пол. Из помещенных высоко под потолком окон – их здесь более ста, многие с цветными витражами – льется мягкий свет. Вдоль восточной стены тянется ряд итальянских мраморных колонн, вдоль западной – симметричный им ряд каменных столбов. Очень красивы художественные надписи, исполненные на голубой глазури, и светильники из ноздреватого хевронского стекла.

интерьер аль-акса

Внешний купол мечети в 1985 г. был покрыт свинцом. Внутренний купол, украшенный резьбой по гипсовой штукатурке, датируется XIII столетием. В северном крыле мечети расположено место, откуда, по преданию, пророк Мухаммед вознесся на небо. Оно называется Макам Азиз и особенно почитается мусульманами.

михраба аль акса

Несмотря на западное влияние, новая часть города продолжает взывать к истории. Например, в начале 2008 года был открыт Струнный мост. Он напоминает об арфе царя Давида, о которой сказано в Библии. Помогает вспомнить древнюю историю Иерусалима и Храм Книги, вместе с внушительным макетом города времен Второго Храма. Важное историческое влияние имеет Яд-ва-Шем — мемориальный комплекс, посвященный жертвам холокоста. В зале имен собраны воспоминания родных и погибших. Здесь записаны имена трех из шести миллионов евреев, погибших во времена войны.

яд ва-шем

Иерусалим всегда был местом решающей битвы за эту святую землю, и в настоящее время он остается самым неординарным и спорным городом в мире, городом пылких и убежденных в своей вере людей.

Израиль, карта Иерусалима

 

Похожие статьи

Добавить комментарий