«Остров Храмов» Миядзима: Ицукусима-дзиндзя и другие святыни

Для каждого японца остров Миядзима — одно из самых святых мест в их островной стране. Почтение к острову и его храмам столь безмерно, что его немногочисленные жители даже соглашаются болеть и рожать только за его пределами. А образ красных ворот-торий, сквозь которые на лодках когда-то попадали в храм, что вытянулся вдоль берега, — национальное достояние всей страны. Остров Ицукусима известен во всем мире синтоистским святилищем Ицукусима — национальным сокровищем Японии, включенным в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ицукусима, храм на воде

Главный храм Ицукусима расположен практически на воде, что должно подчеркивать его чистоту и неприкосновенность.

Можно по-разному истолковывать тот факт, что храм Ицукусима (Ицукусима-дзиндзя), стоящий совсем неподалеку от Хиросимы, совсем не пострадал от атомного взрыва в 1945 г. Он не был целью американцев, но сами японцы склонны думать, что храм уцелел благодаря накопленной в нем за долгие века могучей священной силе.

Храм Ицукусима стоит на одноименном острове в Японском Внутреннем море, но в Японии принято именовать этот кусочек суши Миядзимой, или Островом Храмов. Ицукусима — не единственное святилище на острове, но самое главное из находящихся здесь многочисленных буддийских и синтоистских святынь.

Особую, почти мистическую атмосферу вокруг храма создают горы, что стали фоном для архитектурного ансамбля острова. Горы невысоки, они подступают к самому морю, и с них открывается вид на храм и острова Японского Внутреннего моря, почти всегда затянутого легкой дымкой. Самая высокая гора — Мисэн, откуда виден весь остров и даже Хиросима. Так как синтоизм обожествляет природу, деревья вокруг храма и вообще на острове не вырубаются.

Храм Ицукусима — одно из самых неординарных синтоистских святилищ страны, ему уже более четырнадцати веков. Считается, что изначально святилище было возведено в VI в. в честь трех дочерей бога Сусаноо равно как и 16-метровые ворота-тории Ицукусимы, которые, согласно легенде, построены из ствола одного-единственного камфорного дерева.

Впоследствии храм Ицукусима пережил немало реконструкций и перестроек: в частности, в XII в., когда правил клан полководца Тайра Киемори (1118-1181 гг.), который был в этом храме приравнен к лику богов.

Однако большинство его нынешних сооружений, очертания которых знакомы каждому японцу с детства, были построены в XVI в. Тогда господствовал помпезный архитектурный вкус, столь полюбившийся главным заказчикам — императорам Японии, и храм Ицукусима в полной мере передает роскошный стиль того времени.

Храм Ицукусима построен в виде причала над водой, и со стороны создается впечатление, что он плывет по ее поверхности, удаляясь от берега. Красные ворота-тории были изначально построены для того, чтобы лодки тех, кто желает посетить храм, проплывали бы подними, следуя верным курсом.

Примерно в те же времена состоялась Битва при Ицукусиме 1555 г. между войсками рода Мори и рода Оути. В Японии эта феодальная битва считается одной из самых выдающихся, и это было единственное сражение на острове Ицукусима за всю многовековую историю храмового комплекса.

На берегу бухты, где стоит храм, расположена храмовая сокровищница, в которой хранятся тысячи старинных предметов, в разное время пожертвованных святилищу: расписанные веера, фарфор, маски, мечи, доспехи и древние манускрипты.

В 1996 г. храм Ицукусима был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Некоторые постройки и утварь храма объявлены правительством Японии национальными сокровищами.

В 2005 г. город Миядзима, что находился на острове, был поглощен городом Хацукаити, после чего и все постройки на острове, и он сам стали одним из городских районов. В полном смысле слова Миядзима и не был городом, а скорее собранием поселков, что сохранились и в наши дни.

Миядзима, священный остров Японии

Остров Миядзима считается у японцев настолько священным, что в течение многих веков сюда не допускали людей низкого происхождения.

Забота японцев о сохранении священной чистоты острова выражалась в том, что вплоть до начала XX в. на Миядзиму не могла ступать нога женщины, дабы не осквернить его. То же стремление к защите святости острова объясняет и запрет на захоронение тел на острове, ведь, согласно канонам синтоизма, в таком месте не должно свершаться что-либо нечистое, к чему относили роды и похороны. Поэтому на острове нет кладбища, а скончавшихся вывозят с Ицукусимы.

Неподалеку от берега, прямо из глубины вод поднимаются деревянные ворота-тории, чьи очертания известны во всем мире благодаря как образцам традиционного искусства — старинным ксилографиям и веерам, так и стараниям современных масс-медиа, растиражировавших образ ворот во всем мире как образ Японии. Ворота-тории — олицетворение символического прохода прямо к главной святыне острова. Не обошлось здесь и без секретов: древние архитекторы, стремясь придать этому проходу красоту и элегантность, тщательно изучили периодичность и высоту приливов и отливов Внутреннего Японского моря, которое в этом месте совсем неглубокое. В зависимости от колебания уровня воды меняется внешний вид коридоров и основания самого храма Ицукусима и всей его объемной композиции, что является олицетворением постоянства круговорота жизни.

Еще одна известная постройка на острове Миядзима — буддийский монастырь Дайгандзи, посвященный богине Бэнтэн и считающийся едва ли не древнейшим в Японии.

Стоящая рядом Пятиярусная пагода отбрасывает тень на Зал тысячи татами (Сэндзёкаку), сооруженный по личному повелению военного правителя Тоётоми Хидэеси, и сегодня именующийся храмом Памяти Хидэеси.

Ставшие привычными на острове мартышки, что вместе с оленями бродят по набережной и горным тропинкам парка Момидзидани (Долины кленов), были привезены сюда лишь в 1962 г. для нужд местного отделения Японского центра по изучению обезьян в живой природе. Мартышек и оленей кормят посетители острова, приезжающие, чтобы помолиться в святилище Миядзимы, подняться на фуникулере на вершину горы Мисэн, с которой связана жизнь буддийского священника Кобо Дайси (774-835 гг.), и подышать чистым лесным воздухом.

У подножия же горы Мисэн расположен Дайсё-ин — один из самых популярных храмов буддийской секты Сингон и один из главных храмов в западной части Японии. Здесь основатель секты Кобо Дайси впервые начал исповедовать буддизм на острове Миядзима. В XII веке император Тоба основал здесь свой молитвенный зал. Тесные связи с Императорской семьей у Дайсё-ин сохранялись до XIX века. В 2006 г. на 1200-летний юбилей храма приезжал сам Далай Лама.

У главных ворот в храм Ниомон расположились статуи Стражей ворот.

В Дайсё-ин можно найти множество строений, статуй и других объектов религиозного поклонения, зачастую выглядящих весьма странно для иностранца-гайдзина.

Особый интерес представляют залы Каннон-до, Манидэн, песочная мандала, которую сотворили приезжие монахи из Тибета и пещера Хэндзёкуцу, где развешены 88 образов, представляющих храмы паломничества по Сикоку.

Хэндзёкуцу

Особенно много на территории монастыря статуй дзидзо (популярное японское божество в виде монаха, часто одетого в красный шарф или вязаную шапку).

В главном алтаре зала Каннон-до находится статуя богини Каннон, а перед ней – мандала из разноцветного песка, выполненная тибетскими священниками.

Каннон-до

На террасе у Каннон-до стоит красная голова с выпученными глазами. Это Дарума – стилизованное изображение Бодхидхармы, основателя дзэн-буддизма. Таких кукол используют в ритуале загадывания новогодних желаний. Сначала нужно купить даруму в буддистском храме и, загадывая желание, нарисовать зрачок в одном из ее глаз. Если к Новому Году желание сбылось – рисуют зрачок в другом глазу, если нет – несут в храм, сжигают и покупают новую. Сжигание дарумы – послание синтоистским богам-ками, что, мол, я ищу альтернативные способы реализации своего желания у Будды.

Зал Тёкуган-до (Chokugan-do), вход которого как раз напротив ворот Онаримон (Onarimon). Вдоль ступеней крыльца стоят 20 деревянных статуй, по 10 с каждой стороны. Внутри находится одно большое и тысяча маленьких изваяний Фудо Мё-о, одного из Пяти Королей Мудрости.

На западной стороне храма Ицукусима устроена самая старая из сохранившихся в Японии сценических площадок для театральных представлений. Когда над храмом Ицукусима опускается ночь, здесь начинаются религиозные церемонии, во время которых непременно звучит гагаку — классическая японская синтоистская религиозная музыка, зародившаяся еще в VIII в., в период Нара. Музыка гагаку сопровождает музыкально-танцевальное представление бугаку.

Около высящейся неподалеку горы Мисэн стоит еще один храм острова — храм Гунмо (Гунмо-дзи-дзе). Дважды в год — 15 апреля и 15 ноября — здесь проводится церемония огня, когда монахи-аскеты босиком расхаживают по раскаленному пеплу — искусство, требующее большой сосредоточенности, которой монахи достигают путем чтения молитв, устремив взгляд на очертания храмов острова Ицукусима.

Япония, карта острова Ицукусима

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика