Замок Хоэншвангау (нем. Schloß Hohenschwangau) расположен в Германии, неподалеку от городка Фюссен (нем. Füssen), расположенном в Баварии. Замок находится всего в нескольких сотнях по прямой от замка-сказки Нойшванштайн (нем. Schloß Neuschwanstein), построенного Людвигом II Баварским. В Хоэншвангау прошло детство Людвига и замок во многом определил всю его жизнь.
Замок Хоэншвангау, история
Хоэншвангау построен на руинах крепости Шванштайн (нем. Schwanstein), упоминание о которой можно найти во многих исторических хрониках еще XII века. По одной из версий, Шванштайном сначала владел немецкий княжеский род Вельфов. Затем он перешел к рыцарям рода Швангау. К роду Швангау принадлежал миннезингер (трубадур) Гильдбольд фон Швангау, живший в начале XIII в. Главной темой миннезингеров была придворная (куртуазная) любовь.
В Шванштайне жил отважный принц Конрад Гогенштауфен (Штауфен), последний представитель дома Гогенштауфенов, смертельно враждовавшего с папой римским и неоднократно им проклятого.
По легенде, из этих мест был рыцарь Лоэнгрин, любимый образ Людвига II. Шванриттеры, последователи Лоэнгрина, совершили немало подвигов, многократно воспетых баварскими менестрелями.
Рыцари Швангау покинули эти места в начале XVI в. В 1535 г. крепость Шванштайн перешла в собственность имперского советника Иохана фон Паумгартнера, который к 1547 г. отстроил ее и дал имя — Хоэншвангау. Но новые хозяева недолго задержались в замке и покинули его. Замок постепенно разрушался и после наполеоновских войн превратился в романтичные развалины на зеленом холме в окружении горных склонов.
В 1829 году кронпринц Масимилиан, будущий король Максимилиан II, Баварский проезжая по своим землям обнаружил руины и пришел в восторг от прекрасных видов, что открывались с вершины скалы. В 1832 году он приобретает остатки замка Шванштайн за 7000 гульденов. Спустя год начинается реконструкция замка, которая продлилась 5 лет, вплоть до 1837 г.
Хоэншвангау стал официальной летней и охотничьей резиденцией Максимилиана II, его жены Марии Прусской и двух его сыновей — Людвига, позже (Людвига II, Баварского) и Отто (позже — Отто I Баварский). Король и королева жили в главном здании, а дети — во флигеле.
Королева Maрия, племянница короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и внучка короля Фридриха Вильгельма II была без ума от Хоэншвангау. Баварская королевская семья проводила здесь много времени. Здесь принимали важных гостей, устраивали различные празднества, захватывающие рыцарские турниры, фейерверки и пикники.
После смерти отца на престол взошел Людвиг, переехав соответственно в главное здание замка. Людвиг никогда не был женат, поэтому его мать, Мария Прусская, продолжала жить рядом с ним. Замок был одним из любимых мест Людвига, особенно после начала строительства замка Нойшванштайн неподалеку.
В такой обстановке, в окружении рыцарских легенд и лебедей жил юный кронпринц Людвиг. Здесь стали пробуждаться его романтические фантазии, появились первые задумки о строительстве своих замков. Отсюда, с балкона зала Тассо молодой Людвиг II созерцал в телескоп строительство его будущего волшебного замка, стилизованного под ХIII век.
Первое время Нойшванштайн именовали Новым Хоэншвангау. Так как замки роднит не только близкое расположение, но и то, что именно в Хоэншвангау, где Людвига с детства окружали картины с героями легенд, он безумно полюбил мир немецких саг. Украшением двора служит фонтан в виде лебедя.
В Хоэншвангау Людвиг впервые познакомился с Ричардом Вагнером, здесь стоит пианино, на котором играл знаменитый композитор. Стены некоторых залов украшены фресками, отображающими эпизоды из немецкой истории и легенд, в том числе рыцаря-лебедя из оперы Вагнера «Лоэнгрин». Говорят, Людвиг не любил Хоэншвангау. Но почему-то модель именно этого замка он подарил Вагнеру, и сегодня она хранится в музее композитора в Байройте.
Замок Хоэншвангау, архитектура и интерьер
Главное здание Хоэншвангау в Германии выполнено в неоготическом стиле, который был очень популярен в эпоху романтизма. Оборонительные башни с острыми пиками и резные каменные стены подчеркивают средневековый дух замка. Яркие стены и теплые тона превратили дворец в солнечный островок среди изумрудного леса.
Архитектором и художником-декоратором замка был Доменико Куальо (Johann Dominicus Quaglio) — один из самых известных немецких архитекторов эпохи романтизма, который вложил в в возведение этого романтического замка все свои силы, и умер не дожив до окончания строительства. Окончательное оформление внутренних интерьеров замка проходило под руководством австрийского художника Морица фон Швинда (Moritz Ludwig von Schwind).
В отличие от мрачно-серых брутальных крепостей прошлого замок был окрашен в радостный желтый цвет, выделяясь ярким пятном на фоне окружающей зелени. Король-отец Людвиг I, оказавшись здесь впервые, воскликнул: «Это подлинно замок фей!». Символом замка снова стал лебедь. Лебедь ранее был и на гербе графов Швангау.
Главный фасад украшен искусными барельефами со множеством декоративных элементов. Центральное место занимает герб династии Швангау. Зубчатые стены украшены дополнительными рельефами, которые придают им игривый вид. Главное здание имеет округлую форму и совмещено с четырьмя башнями. Вокруг расположены флигель и несколько дополнительных жилых построек. Сегодня посетители могут лицезреть Хоэншвангау таким же, как и несколько веков назад.
Изящная неоготика экстерьера отлично сочетается со стилем бидермейер, который был очень популярен в период романтизма. Стиль отличается лаконичностью и отсутствием сложных элементов.
В каждом помещении есть несколько больших зеркал, потемневших от времени, а в оформлении стен преобладают пастельные оттенки лилового и сиреневого. Всего в замке находится 14 помещений, но экскурсия проводится только по некоторым из них.
Из Рыцарского зала с большими окнами и яркой росписью на стенах по винтовой лестнице можно попасть в Зал лебединого рыцаря. Долгое время он служил столовой. Гобелены и фрески в зале посвящены Лоэнгрину – сказочному лебединому рыцарю, герою оперы Вагнера. Картины впервые были опубликованы в саге о Лоэнгрине. В интерьерную роспись их перенесли Лоренцо Куальо и Михаил Неер.
Над перечисленными залами расположилась бильярдная и королевские покои. Последние находились в восточной части здания. В их интерьере сочетаются турецкие элементы мебели и античная роспись. Они пришлись по душе Максимилиану II в период поездки в Грецию. В королевской спальне (Зале Тассо) воплощены мотивы произведения «Освобожденный Иерусалим».
Спальные покои королевы Марии Фридерики Прусской находилась в «Восточной комнате», оформление которой напоминало о путешествии Максимилиана в Грецию и Турцию в 1832-1833 годах. Турецкие канапе были подарены баварскому кронпринцу самим турецким султаном Мухамедом II.
В рабочем кабинете королевы (зале Бертрады) преобладают растительные орнаменты и пейзажи, а также картины, повествующие о рождении Карла Великого — сына первого короля из династии Каролингов Пипина III Короткого и Бертрады. Согласно легенде, Карл родился на мельнице в баварском местечке Гаутинг (Gauting).
По соседству с покоями расположен Зал героев, в котором проводили приемы. Большие холсты на его стенах посвящены скандинавскому герою Велькину и сказаниям о Дитрике фон-Берне. Работы выполнены известными мастерами (Адамом, Неером, Гроссманом и другими). Огромный овальный стол в центре комнаты украшают тексты из «Песни о Нибелунгах».
В гостиной королевы Марии собрана коллекция портретов династии Виттельсбахов и изображений старой крепости Швангау. Все работы выполнены в строгом стиле и отличаются исторической достоверностью.
Зал Гогенштауфенов служил гардеробной сначала Максимилиану, а затем и Людвигу, когда тот после смерти отца взошел на престол. На картинах, украшающих стены, изображены эпизоды из истории рода Гогенштауфенов — династии южно-германских королей и императоров Священной Римской империи (1138-1254). В этой комнате находится старинное фортепиано, так называемый «рояль Вагнера», сделанный из клёна. Король Людвиг II, будучи хорошим пианистом, музицировал здесь и часто просил Рихарда Вагнера сыграть что-либо из своих произведений.
В эркере замка находится небольшая часовня, где набожные правители проводили немало времени. Гордостью часовни являются две старинные иконы, которые Александр I подарил Людвигу II.
Ныне замок по-прежнему принадлежит членам Королевского дома Баварии — семье Виттельсбах. С 1913 г. он имеет статус музея и открыт для посещения.
Германия, карта расположения замка Хоэншвангау