Хармандир-Сахиб, священный Золотой Храм сикхов

Самый священный храм сикхов (гурудвара), пятой по численности религии мира, расположен на месте когда-то окруженного лесом озера. Его строительство связано с основанием и развитием города Амритсар. Хармандир-Сахиб (в переводе Храм Бога) строился и разрушался много раз прежде, чем в конце 1700-х был восстановлен тот вариант, который мы можем видеть сегодня. В 1802 году Хармандир-Сахиб был покрыт позолоченными пластинами и стал известен под именем Золотой Храм Амритсара.

золотой храм вечером

Красоту этой удивительной достопримечательности Индии, воплотившей в себе смесь индуистских и мусульманских архитектурных стилей и усиленным отражением в воде, некоторые сравнивают с Тадж-Махалом. Другие крупнейшие центры различных религий мира — это один из важнейших православных соборов Храм Спаса на Крови, сердце католической веры собор Святого Петра в Ватикане, главная мусульманская святыня мечеть аль-Харам, гигантский древний буддийский храм Боробудур, индуистский Акшардхам и крупнейший храм веры бахаи — Храм Лотоса.

золотой храм днем

Амритсар, город Золотого Храма

золотой храм в тумане

Амритсар является главным центром культурной, религиозной и политической истории сикхов. Жители по праву гордятся своим городом, но в первую очередь красивым и уникальным Золотым храмом, служащем духовным центром для более чем 20 миллионов сикхов во всем мире. Строительство храма инициировал Рам Дас, четвертый гуру сикхов, а завершил в 1604 году его преемник, гуру Арджан Дэв. В настоящее время Золотой храм является главной туристической достопримечательностью Амритсара, ежедневно он притягивает десятки тысяч паломников со всей Индии.

старое фото золотого храма

История Амритсара в 20 веке несколько раз омрачалась массовыми убийствами и вооруженными конфликтами. Первое произошло в 1919 году на площади Джаллианвалабагх, месте самой кровавой резни во времена Британской Индии, и явилось свидетельством одного из самых позорных эпизодов в британской колониальной истории. Площадь находится в центре Амритсара недалеко от Золотого Храма. Британский генерал Реджинальд Дваер, будучи вице-губернатором провинции в 1919 году, запретил все митинги и демонстрации индийцев. 13 апреля 1919 года, огромное число паломников приехали в Амритсар, чтобы отпраздновать Вайсакхи – один из самых великих праздников в календаре сикхов.

древний хармандир сахиб

Во второй половине дня тысячи людей собрались на площади Джаллианвалабагх. Генерал Дваер лично повел войска на площадь и приказал своим людям открыть огонь без предупреждения. Официальные источники британского правительства назвали число погибших – 379 человек. Индийский национальный Конгресс утверждал о 1000 погибших. Действительное число погибших неизвестно, но, вероятно, гораздо выше, чем 379. Возмущению индийцев не было предела. Ганди призвал к общенациональной забастовке, положившей начало Движению несотрудничества, ставшей важной вехой в борьбе за независимость Индии. Сегодня эта площадь в центре Амритсара превращена в парк.

панорама золотого храма

Раздел Британской Индии на Индию и Пакистан произвел огромные последствия на демографию, экономику, социальную структуру и культуру Амритсара. Штат Пенджаб был разделен между Индией и Пакистаном и Амритсар стал приграничным городом, часто на линии индо-пакистанского вооруженного конфликта. До раздела, Мусульманская лига Индии хотела включить Амритсар в состав Пакистана на том основании, что около 50% его населения составляли мусульмане, но город стал частью Индии.

вид на хармандир сахиб

Индийский национальный конгресс аналогично намеревался включить расположенный неподалеку город Лахор в состав Индии, который являлся культурной, экономической и политической столицей Пенджаба, а число индусов и сикхов составляло в нем около 50%, но Лахор стал частью Пакистана. Амритсар и Лахор пережили ужасные общественные беспорядки во время раздела Индии. Мусульманские жители Амритсара массово покидали свои дома и имущество из-за насильственных анти-мусульманских погромов в городе. Подобные сцены массовой резни против индусов и сикхов происходили в Лахоре и привели к массовой эвакуации в Индию.

отражение золотого храма

Когда Британская Индия канула в лету, Амритсар накрыла еще одна волна насилия. В 1984 году сикхский фундаменталист Джарнайл Сингх Бхиндранвал и его последователи заняли Золотой храм в рамках кампании борьбы за независимое государство сикхов, Холистан. В 1984 году премьер-министр Индира Ганди санкционировала акцию под кодовым названием Голубая звезда – операция по уничтожению сикхских сепаратистов в Золотом храме. Действуя по распоряжению премьер-министра Индиры Ганди, индийская армия атаковала боевиков в храме, убив Бхиндранвала и других террористов, наряду с многими мирными жителями, оказавшихся в заложниках, Золотому храму был нанесен серьезный ущерб.

Также интересно:  Последняя Шангри-Ла: Сикким, тибетское королевство Гималаев

дорога к Золотому храму

Проведенная индийскими военными операция в Амритсаре с применением танков и бронемашин была успешна в военном плане, но вызвала широкую полемику в индийском обществе и привела к росту сикхского терроризма. Многие сикхи увольнялись из вооруженных сил, покидали государственную службу, возвращали награды, полученные от правительства Индии. Спустя четыре месяца после операции, 31 октября 1984 года, Индира Ганди была убита двумя ее телохранителями сикхами. По стране повсеместно прокатились вооруженные погромы сикхов.

Сикхская община отказалась от выделенных правительством средств для ремонта поврежденного Золотого Храма и провела все работы самостоятельно. Хотя все трещины и щели были отремонтированы, инцидент не был забыт, и вы найдете много людей в Амритсаре, стремящихся объяснить происшедшее так, как ее видит сикхская сторона.

украшения золотого храма

На сегодняшний день Амритсар являет собой типичный индийский мегаполис: шумный, с грязными улицами и блуждающими коровами. Это самый крупный город в штате Пенджаб (свыше миллиона жителей). Несмотря на то, что Амритсар является центром паломничества, здесь вы не увидите больших толп иностранных туристов. По прибытии в международный аэропорт Дели, большинство туристов устремляются в Агру, Гоа или Джайпур, часто упуская из виду Амритсар, всего в шести часах езды на скором поезде или менее часа на самолете от Дели.

одинокий сикх

Золотой Храм Хармандир-Сахиб

стены золотого храма

Золотой храм, этот сверкающий гигантский комплекс из мрамора, бронзы и сусального золота, находится в самом сердце города Амритсар. Бытует легенда, что его купол позолочен 750 килограммами чистого золота. Храм является наиболее святым местом в религии сикхов, религиозного меньшинства в Индии. Он служит ярким примером приверженности сикхов своей вере, в которой активно проповедуется единство и равенство всех религий. Золотой храм сочетает в себе красоту архитектуры и поистине священную атмосферу. То, как верующие боготворят храм, достаточно, чтобы пленить ваше внимание и сердце.

вход в хармандир сахиб

Хармандир-Сахиб могут посетить люди всех вероисповеданий, но перед входом обязаны помыть ноги и покрыть голову цветным платком, продемонстрировав, тем самым, уважение к религиозным обычаям сикхов. Заходя в ворота храма, перед паломниками и туристами предстает окруженный озером позолоченный храм, красоту которого трудно переоценить.

внутри золотого храма

После знакомства с внутренним убранством храма, все желающие приглашаются бесплатно покушать в главном зале. Пища является важной частью сикхизма, совместная трапеза в храме объединяет людей разного социального статуса и создает гармонию между всеми его участниками.

столовая сикхов

Храмовый комплекс в Амритсаре можно назвать самой большой бесплатной столовой в мире, щедрость которой просто поражает. Трудно оспорить такое утверждение. Ежедневно, до 30 000 людей посещают храм, чтобы получить бесплатное питание. В выходные и праздничные дни — в два раза больше. И что интересно, пища готовится и сервируется, главным образом, волонтерами. Около 1000 волонтеров вызывается помочь ежедневно. Им может стать любой желающий, независимо от религии или социального статуса. Есть и такие, кто имеет престижную работу, например менеджеры банков. Здесь добровольно работают индийцы всех вероисповеданий и социального статуса. Несмотря на существующее напряжение между сикхами и индуистским большинством в Индии, люди всех религий без исключения могут прийти и покушать или добровольно поработать добровольцем в лангар (общественной столовой).

повара сикхи

Пищу раздают в столовых комнатах без какой-либо мебели. Посетители сидят на полу, волонтеры раздают порции порции вегетарианской пищи: дхал (традиционный вегетарианский индийский суп-пюре из бобовых), рис, овощи и чапати (индийский хлеб из пшеничной муки). В конце каждого приема пищи группа уборщиков подметает и моет бетонные полы. Никто не остается здесь голодным. Любой человек может прийти сюда и его накормят в любое время, 24 часа в сутки.

сикхи на раздаче

Сикхизм, возникший в Пенджабе в 15 веке, решительно отвергает понятие касты, лежащей в основе индуизма. Золотой храм в Амритсаре стремится воплотить в жизнь этот принцип, наиболее очевидно проявляющийся на кухне, где каждый, независимо от религии, имущественного положения или социального статуса, считается равным. Первый сикхский гуру, Нанак, заложил основы общественной кухни, целью которой, по его словам, “ сделать всех людей равными”. Волонтерская деятельность и общественная взаимопомощь является еще одним принципом сикхизма — бескорыстное служение. Когда император Великих Моголов Акбар попытался дать Гуру Амар Дасу блюдо с золотыми монетами в качестве пожертвования на кухню, он отказался их принять, заявив, что кухня «содержится с благословения Всемогущего».

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 11: Нечунг, монастырь тибетского оракула в Лхасе

обед сикхов

Храмовый комплекс имеет спальные комнаты, в которых туристы и паломники могут свободно остаться переночевать. Можно остаться здесь на три ночи, и никто не будет задавать вам каких-то вопросов. Жилые помещения, конечно же, спартанского стиля. Вряд ли доставить большое наслаждение ночевать на полу при огромном скоплении народа, с отсутствующей в помещении горячей водой, но таким образом можно лучше ощутить атмосферу Золотого храма и доброту его прихожан, такое никогда не забывается.

спальня в сикхском храме

Посетив Амритсар, не премините случаем воспользоваться такой возможностью. Индийцы всех вероисповеданий приезжают в Амритсар и посещают храм, чтобы найти мир, которого так не хватает огромному, свыше одного миллиарда человек населению Индии. Золотой храм в Амритсаре необходимо посетить дважды: один раз в течение дня, и однажды ночью, когда он красиво освещен.

вид на хармандир-сахиб

Сикхи, «вечная армия десяти гуру»

Сикхизм — дхармическая религия, одна из национальных религий Индии. Ее название происходит от санскритского слова «шишья» (ученик). По национальной принадлежности почти все сикхи — пенджабцы, они образуют довольно компактную этноконфессиональную общность. Сикхи сосредоточены в основном в штатах Пенджаб и Харьяна, незначительная часть их живет в других штатах Индии. В современной Индии сикхи составляют 1,9% от общего числа населения (их больше, чем буддистов и джайнов, но меньше, чем индусов, мусульман и христиан).

Сикхизм возник в XVI в. на северо-западе Индии (Пенджаб) как протест против кастовой системы индуизма и политического господства мусульманской династии Великих Моголов. Так как сикхизм возник в среде индуизма и ислама, его становлению способствовало взаимовлияние этих двух религий.

Основатель сикхизма — гуру Нанак (1469-1539) . О его жизни сохранилось мало достоверных сведений, они тонут во множестве легенд. Известно, что он родился в семье мелкого торговца из касты кшатрия. Ему была предсказана слава великого духовного вождя. Нанак рано отказался от уготованной ему карьеры торговца и, раздав бедным свое имущество, ушел из дома. В отличие от индусских аскетов и мусульманских святых, он не искал тишины и уединения. Напротив, он пошел к людям — в города и селения, положив начало традиции, которой следовали впоследствии все сикхские гуру. Ни один из них не призывал к аскетизму и уходу от жизни, провозглашая достойным образом жизни труд, активную жизнь и взаимопомощь. Около четверти века гуру Нанак бродил по стране, произнося проповеди и слагая гимны во славу бога. Главной темой его проповедей было равенство людей перед богом. По легенде его сопровождали мусульманин-музыкант и индус, записывавший гимны учителя.

Конец жизни гуру Нанак провел в Картапуре. Здесь и начала складываться сикхская община. Обязательными для ее членов были утренние и вечерние собрания (сангаты), на которых произносились проповеди, пелись гимны и читались религиозные стихи. Устраивался также «стол гуру» — общая трапеза, за которой собирались все желающие вне зависимости от касты, возраста, пола и религиозной принадлежности. Позже этот ритуал стал для сикхов одним из важнейших. Он и сейчас не утратил своего первостепенного значения.

Перед смертью Нанак избрал преемником своего последователя Ангада (1504-1552), который стал вторым сикхским гуру. Его сменил Амар Дас, который укрепил организацию сикхов, установил религиозные праздники, определил центр паломничества и сложил ряд гимнов.

Тогда же были заложены основы религиозно-философской доктрины сикхов. Ее основные положения были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок бхакти и суфизму. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства, связанные с осознанием общности судеб индусов и мусульман. Организация сикхской общины имела много общего с суфийскими орденами.

Общение с богом происходит во внутреннем созерцании, это — глубоко мистический процесс. Он не требует жрецов-посредников и не нуждается в священном каноне. Отсюда — резкая проповедь против мусульманских и индусских священнослужителей, против канонических текстов, в том числе Корана и Вед. Однако эта позиция не была выдержана последовательно, и некоторые сикхские гуру ссылались на авторитет Вед.

Также интересно:  Пещерный монастырь Бхаджа, один из древнейших в Индии

Путь спасения в сикхизме — нам-марг, или сахадж-йога, предполагает 5 последовательных стадий духовного совершенствования. В качестве обязательных установлений практики провозглашено постоянное размышление о боге и повторение его имени, а также медитация. Истинное служение богу — это прежде всего служение людям, и потому во главу угла ставится активная жизнь и труд на благо людей. Наставить на истинный путь и повести по нему может лишь наставник-гуру; ученик-сикх должен ему беспрекословно подчиняться. Все сикхские гуру жили в обществе, вели обычный семейный образ жизни и заботились о духовном развитии своих учеников.

Центром религиозной жизни были молельные дома-гурудвары («Врата Гуру»). В них находилась главная святыня сикхов — священная книга «Ади Грантх». Гурудвары строились по мере роста общины в исторических для сикхов местах и были связаны, как правило, с именами и деятельностью сикхских гуру.

Всего их было 10 гуру. Во время правления второго гуру, Ангада (1539—1552), стали устраиваться бесплатные кухни — лангары, где могли беспрепятственно получать еду члены разных каст. С тех пор лангары являются неотъемлемой частью сикхских гурудвар. Тогда же, как говорится в легендах, был введен шрифт гурмукхи (букв, «из уст гуру»), предназначенный для записи сикхского священного канона.

Третий гуру, Амар Дас (1552—1574), начал постепенно отходить от непритязательной простоты первых учителей. Он учредил сикхские праздники, ввел особый брачный ритуал «ананд» и стал более благосклонно, чем его предшественники, относиться к мирским благам.

Четвертый гуру, Рам Дас (1574—1581), установил наследственный характер власти гуру (до него каждый гуру сам назначал своего преемника). Изменилась при нем и структура общины: она была поделена на территориальные единицы—манджи, во главе которых назначались масанды. Рам Дас заложил также будущую столицу сикхов Амритсар.

Еще резче обозначился отход от первоначальных строгих принципов при пятом гуру, Арджуне (1581—1606). При нем община значительно увеличилась, распространившись в пределах всего Пенджаба, и упрочилась в структурном отношении, став мощной организацией. Но прославился гуру Арджун главным образом благодаря составлению священного сикхского канона «Ади Грантх».

Так постепенно сикхи превратились в сплоченную, влиятельную и сильную организацию. В XVII— XVIII вв. Пенджаб входил в состав империи Великих Моголов, и существование крупной сикхской общины на северо-западной границе не могло не беспокоить монархов. Противостояние было неизбежным. Результатом его явилось преобразование мирной религиозной общины в военную могущественную организацию и обретение сикхами того воинственного духа, который с той поры стал неизменно с ними ассоциироваться. Преобразование особенно активным было при шестом гуру, Харгобинде (1606—1645).

До десятого гуру, Гобинда Сингха (1675—1708), кардинальных изменений в сикхской общине не происходило. Гобинд Сингх произвел серьезную реорганизацию: упразднил пост гуру, уничтожил систему масандов и создал новое сообщество сикхов — хальсу, а также армию хальсы. Тогда же были введены атрибуты сикхизма, именуемые «пять «к » (длинные нестриженые волосы, кинжал, гребень, стальной браслет, особый род одежды).

Единственным гуру Гобинд Сингх провозгласил священную книгу «Ади Грантх». Того, кто претендовал на пост гуру, сикхи считали вероотступником. Это положение послужило главной причиной раскола и образования сект в сикхизме (удаси, беди и др.).

Постепенно сикхи превратились в самостоятельную этноконфессиональную группу со своей идеологией, законами и вождями. В борьбе против империи Великих Моголов и замкнутых кастовых систем они проповедовали равенство людей.

Десятый гуру Гобинд Сингх (1675-1708) упразднил пост наследственных гуру, передав власть самой религиозной общине — хальсе. Его ученики разделили территорию сикхов на двенадцать мисалей (объединений воинов).

В результате длительных войн против моголов и афганцев в 1767 году было создано самостоятельное государство — конфедерация двенадцати мисалей, возглавляемая военными вождями.

К 20-м гг. XIX в. Ранджит Сингх (1780-1839) объединил сикхскую конфедерацию и расширил ее границы. После его смерти сикхские войска столкнулись с англичанами и в 1849 г. потерпели поражение; Пенджаб был присоединен к Британской Индии.

С разделом бывшей Британской Индии на Индию и Пакистан (1947) между мусульманами и сикхами произошли кровопролитные столкновения, после которых практически все сикхи переселились в Индию.

мост хармандир сахиб

Индия, карта Золотого Храма в Амритсаре

 

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий