На северо-востоке от столицы древнего царства Гуге заброшенного города Цапаранг в верхней долине реки Сатледж находится малоизвестная культурная достопримечательность Китая, таинственная долина Гаруды, или Кунлунг. Считается, что в этой долине когда-то располагалось древнее царство Шангшунг, в котором преобладала Бон, добуддийская религия Тибета. Здесь находится монастырь Гуругьям, главный бонский монастырь Западного Тибета и один из немногих, открытых для посещения действующих бонских монастырей Страны снегов.
Долина Гаруды манит искателей приключений и эзотериков со всего света своей таинственностью, неисследованностью и историей. Слово «Гаруда» (Кунг или Къюнг по-тибетски) – это название мифического царя птиц в индуистской и буддийской мифологии, выглядящий как получеловек-полуптица (орел с человеческим туловищем). В индуизме на Гаруде ездил бог Вишну в одной из своих форм. По легенде Гаруда – враг змей и нагов. В традиции Бон была своя священная птица «кхадинг», золотой орёл.
Индийский Гаруда, попав в Тибет, слился с этим образом, сформировав тибетского Гаруду. В Тибете Гаруда – символ просвещённого ума, йидам. В буддийской традиции Гаруда больше похож на орла, от человека у него лишь торс и руки. В буддийской традиции Ньингмапа и в религии Бон это очень важный персонаж.
Основателем Бон считается Тонпа Шенраб Мивоче, живший около 16000 лет назад. Считается, что он ввёл в древний культ Бон некие символы и понятия, а также заменил кровавые ритуалы шаманских жертвоприношений подношениями из растительных культур, в результате чего религия получила новое развитие.
Принято противопоставлять буддизм религии Бон в силу исторических или иных причин. В частности, весьма чтимый на Тибете учитель Гуру Ринпоче (Падмасамбхава) в рамках своей миссии по распространению буддизма посрамил «чёрных» бонских магов-жрецов и колдунов, превзойдя их в магическом искусстве, и подчинил демонов и злых духов Тибета, обратив их в буддизм и сделав дхармапалами — защитниками Дхармы.
Также, есть неопровержимые свидетельства, что Гитлер и агенты организации «Аненербе» имели контакт с бонскими жрецами, что вполне укладывалось в концепцию создания идеологами SS так называемой «новой религии», центр которой планировалось устроить в замке Вевельсбург. И также бытует мнение, что именно от адептов Бон нацистами была позаимствована свастика, развернутая на 45 градусов и вращающаяся в отличие от буддийской свастики против часовой стрелки.
В VII веке царь Сонгцен Гампо завоевал королевство Шангшунг, и с тех пор религия Бон начала приходить в упадок. Многие священные места бонпо были покинуты или заменены буддийскими святилищами. Серебряный Дворец Кунлунга, выдающийся культурный центр времен Шангшунга, стал отголоском исторического прошлого после полного упадка древнего королевства. Многие другие места бонпо вокруг Серебряного дворца Кунлунга также исчезли в океане истории. И все же, спустя тысячи лет злоключений, религия Бон сохранилась и выжила, и сейчас она практикуется несколькими сообществами бонпо на Тибетском нагорье.
В настоящее время буддизм и Бон на Тибете мирно сосуществуют и имеют много общего в отправлении религиозных обрядов, а символом неразделимости тибетского буддизма и Бон стал бонский маг и мудрец Дренпа Намка, позднее обратившийся в буддизм и создавший Бон Сарма, новую разновидность Бон.
Монастырь Гуругьям, которому, по преданию, уже 3000 лет, неразрывно связан с именем мастера Дреппа Намка, медитировавшего в Юнгдрунг Ринчен Барва, священной пещере на склоне холма Кардонг, у подножия которого и расположен монастырь. Здесь в XX веке бонским мастером Чунгдрулом Ринпоче была найдена каменная статуя Дренпа Намка. Чтобы возродить забытую бонскую традицию времён царства Шангшунг, Чундрул Ринпоче в 1936 году начал восстановление монастыря Гуругьям.
Гуругьям достиг наибольшего расцвета после восстановления и расширения в 40-ые годы. В монастырской библиотеке находятся не только священные писания Бон, но и медицинские и священные писания всех четырех буддийских традиций Тибета.
Здесь также много натуральных шкур диких животных: волка, барса, часто встречаются изображения Гаруды. Но есть и мемориальные ступы с прахом учителей бон-по и буддистские статуи, книги выглядят так же, как и в буддистских библиотеках. Главная святыня монастыря — древняя каменная статуя Дренпа Намка.
Перед входом в главный зал монастыря старая лубяная карта-схема Шамбалы с десятками схематично изображенных монастырей. Рядом с картой на лубяной картинке схематично изображены священный Кайлас и священный Манасаровар.
Монастырь стоит, как страж, перед входом в узкое ущелье самых верховий реки Сатледж, которое и ведет в секретную долину Гаруды, одну из наиболее интересных и загадочных мест в Тибете. Чтобы попасть в это ущелье, нужно еще проехать через китайскую воинскую часть со специальным пропуском.
Напротив монастыря расположена гробница, где производились археологические раскопки, признанные одними из самых высокогорных раскопок в мире. Здесь в 2006 году монахи обнаружили несколько предметов из шелка, бронзы и керамики, которые были перенесены в святилище. Лишь в 2012 году археологи приступили к исследованию древнего захоронения.
Самым ценным предметом, поднятым на поверхность, оказалась золотая маска, представляющая собой квадрат размером 4 на 4 см. Глаза, нос и рот нарисованы черным и красным пигментом. Маленькие дырочки вокруг маски указывали на то, что изначально она была вышита на шелке.