Святые места Тибета, часть 19: Древнее королевство Гуге

В Западном Тибете, на высоте более шести тысяч метров над уровнем моря, едва ли не в самом недоступном месте Земли, среди пейзажей бескрайней каменистой пустыни покоится мертвое королевство Гуге, уникальная культурная достопримечательность Китая. Древние руины окружены желтыми скалами, испещренными морщинами и трещинами эрозии. Ныне мало кто поверит, что когда-то здесь существовало могущественное государство, важная точка на торговом пути между Тибетом и Индией. Пустынные выжженные солнцем равнины когда-то орошались с помощью ирригационных систем, здесь процветало земледелие, жили люди, строили города и величественные храмы. Сегодня не так много сохранилось от погибшей цивилизации, но даже то, что еще можно увидеть, поражает воображение.

Гуге, история древнего королевства

Королевство Гуге появилось в 9 веке нашей эры, в конце эпохи большой империи Ярлунг (Yarlung), которая была создана тремя великими императорами Сонгценом Гампо (Songtsen Gampo, 617-649), Трисонгом Деценом (Trisong Detsen, 742-798) и Три Репалченом (Tri Repalchen, 815-836). Преемник последнего, король Лангдарма (тиб. Glang dar-ma, дословно «Бык Дарма») был последовательным противником буддизма; пытаясь восстановить на территории своей империи религию Бон, он уничтожал буддийские книги, уродовал памятники, убивал монахов.

Когда Лангдарма после шестилетнего правления был убит в 842 году, два его сына стали сражаться за трон. Три партии: традиционалистов, китайских буддистов и индуистов развязали гражданскую войну, и империя Ярлунг прекратила свое существование. В 929 году Тибет был, наконец, разделен на два королевства: У-Цанг (U-Tsang) в центральном Тибете и Нгари (Ngari), основанное западнее Кайлаша, на территории бонского королевства Шанг Шунг (Zhang Zhung) внуком короля Лангдарма Ньямгоном (Nyima Gon).

Этот регион Тибета был обитаем и ранее – по некоторым сведениям здесь селились уже во 2 веке н.э., но именно будучи царством Гуге регион превратился в мощную цивилизацию. Археологи 20 века после обнаружения останков Гуге нашли здесь много семян злаковых растений, что свидетельствует о развитом сельском хозяйстве, орудия труда, оружие. Выкованные здесь доспехи в свое время славились по всему региону. Царство было когда-то огромным, захватывая даже территории современного Кашмира.

Ньямгон разделил свое королевство, включая Ладакх (Ladakh), Тхолинг (Toling) и Пуранг (Purang), среди своих трех сыновей, веря в их мирное сотрудничество. Однако, их потомки стали врагами, а их королевства, Ладакх и Гуге, стали враждующими государствами.

Король Гуге Еше О, хотел возродить буддизм в Нгари и послал 21-го студента Кашмир в 971 г, для изучения санскрита и буддизма. Только двое из них Ринчен Зангпо (Rinchen Zangpo) и Легпай Шераб (Legpay Sherab), вернулись в 988 г. и стали известными переводчиками. Рингчен Занпо стал впоследствии одним из величайших в Тибете переводчиков с санскрита и ключевой фигурой в процессе возрождения буддизма в Тибете после гонений Лангдармы.

Стараниями Рингчена Зангпо было построено 108 монастырей по всему западному Тибету, Ладакху и Спити, включая монастыри Табо в Спити и Алчи в Ладакхе. И из них два из самых значимых были Цапаранг и Тхолинг. Он же пригласил кашмирских мастеров, которые расписали стены фресками, которые можно увидеть там и по сей день. Монастыри в Тхолинге и Цапаранге были так влиятельны, что кашмирская художественная традиция оттуда распространилась по всему Тибету.

Король Еше О продолжал приглашать индийских учителей буддизма в свое королевство. Но Атиша (982-1054), известный учитель университета Викрамашила (Vikramasila) в Бенгалии (сегодня Индийский штат Бихар), отказывался от приглашения. Тогда король Еше О отправился в Гарлог (Garlog), королевство турок на северо-западе Нгари, чтобы попросить о финансовой помощи для приглашения Атиши. Но вместо помощи он был заключен в тюрьму, поскольку турки не интересовались буддизмом. Его племянник Янгчуб О (Jangchub O) собрал достаточно золота для выкупа, но король попросил передать это золото Атише, что бы тот все-таки приехал в Нгари. Атиша, узнав о таком самоотречении, приехал в Гуге в 1042 году.

В то время столицей королевства был город Тхолинг. Хотя Атиша планировал прожить в Гуге три года, он остался в Тибете на 17 лет, до самой своей смерти. Приход Атиши считается началом возрождения буддизма в Тибете.

Царство Гуге пережило непростые времена в 13-14 веках, во время гегемонии школы Сакья в Тибете: последователи этого учения активно занимались политикой с целью объединения Тибета в единое теократическое государство. В конце 14-15м веках после заката Сакьи Гуге снова расцвело под властью короля Намгъялда и его сына Пунцога. Последний и перенес столицу в величественный Цапаранг в долине реки Сатледж. Он же построил в Цапаранге нижний монастырь Лотенг и верхний монастырь Дретенг, также при нем были построена и расширена сеть подземных ходов и тоннелей в скале. При его приемниках Гуге процветало и множество новых храмов строилось в столице.

Конец пришел всего 100 лет спустя, в начале 17 века. До сих пор неизвестно, что послужило причиной смерти великой цивилизации. Одна из основных версий на данный момент гласит: в 1626 году в Тибет прибыли первые европейцы – португальские миссионеры. Их встретили радушно, а царь даже позволил построить в Цапаранге католическую миссию. Эта миссия и послужила предлогом для восстания несколько лет спустя, когда брат царя, настоятель монастыря Тхолинг, решил завладеть престолом. Царя обвинили в предательстве буддизма, повстанцы нашли помощь у правителя Ладакха, который послал военные силы в Гуге. Армия королевства была разбита, столица осаждена. Судя по всему, Цапаранг так и не был взят штурмом, но выдержал длительную осаду.

Также интересно:  Хорю-дзи: Место где процветает дхарма

По разным версиям король Гуге либо сдался в плен, чтобы спасти своих людей, и всю жизнь доживал в ладакском плену, либо бросился со скалы, окончательно осознав свое бедственное положение. Как бы то ни было, но во взятый город никогда больше не вернулись жители – и это и есть главная загадка гибели Гуге: почему процветающие земли не заселились снова? Что еще случилось в те трагические дни? Брат короля так и не получил престол, по распространенной версии его убили свои же союзники – ладакцы.

В середине 20 века пришедшие в Тибет китайские военные обнаружили в Цапаранге целую пещеру обезглавленных тел – благодаря сухому горному воздуху они хорошо сохранились. Предполагают, что это останки тех, кто был взят в плен ладакцами после падения Цапаранга.

В конце 17 века земли Гуге были освобождены от Ладакского владычества войсками Далай Ламы V и снова присоединены к Тибету, а на месте разрушенных городов основывались монастыри. Так снова ожил монастырь Тхолинг, вновь став центром буддийского искусства. Цапаранг же был заброшен и забыл на долгие годы, пока о нем на весь мир не рассказал итальянский археолог Джузеппе Туччи.

Во время культурной революции Тхолинг, будучи действующим монастырем, сильно пострадал. Цапаранг же почти не тронули, так как это к тому времени был просто разрушенный пустой город. Однако большая часть буддийских статуй была в те времена утрачена. Тем не менее древнее царство Гуге и сегодня остается исторически важным хранилищем исчезнувшего художественного стиля и источником, из которого ожившая буддийская вера распространяла свой свет на Тибет.

Королевство Гуге, достопримечательности

Основные два места, которые посещают туристы в Гуге, – это Тхолинг и Цапаранг, хотя так далеко на запад в Тибете добираются совсем немногие. Тхолинг и Цапаранг были когда-то крупнейшими городами. Монастырь Тхолинг был центром тибетского буддизма, а Цапаранг – это город-крепость, построенная на высокой скале в 9 веке. Оба они расположены в долине реки Сатледж (Лангчен Цанпо), которая течет от самого Манасаровара и дальше в Индию.

Тхолинг был первой столицей могущественного Гуге до ее переноса в Царапанг незадолго до падения царства. А основанный Рингченом Зангпо в 10 веке, монастырь Тхолинг (མཐོ་གླིང་ 托林寺) был когда-то важнейшим монастырским комплексом Западного Тибета. Знаменитый переводчик сам был первым настоятелем монастыря.

Танка, изображающая Толинг периода расцвета

Изначально в Тхолинге было шесть зданий и вход на территорию монастыря был на Востоке. В отличие от погибшего Царапанга, Тхолинг действовал вплоть до середины 20 века здесь жило около 400 монахов секты гегугпа, до культурной революции, во время которой монастырь сильно пострадал, в том числе были уничтожены статуи и фрески. До наших дней сохранились три основных здания, а также чортены и стены камней мани. Сейчас в монастыре проживает немногим более 20 монахов.

Тхолинг, Красный храм
Тхолинг, Красный храм

По оставшимся от экспедиции археолога Джузеппе Туччи обширным фотоархивам, часть фресок была восстановлена. Фрески Тхолинга писались в несколько этапов. Первые были написаны во времена постройки, в 10-11 веках, под влиянием кашмирской школы. Затем монастырь обновлялся и реконструировался в 13 и 15 веках, в том числе были обновлены и дописаны новые фрески (во фресках 13 века очень сильно неварское влияние).

Особенно хороши фрески главного зала (Дукханга), написанные в 13 или 14-16 веках (по мнениям разных ученых). На внутренних стенах Главного зала фрески изображают сцены из жизни Будды, основателей монастыря и первых царей Гуге, а также возрождения буддизма в Тибете. У главного входа – изображения защитников Ямантаки и Вайрочаны.

Кашмирское влияние проявляется в изображении украшений и одежды, которых не носили в Тибете (к примеру, дхоти – индийская набедренная повязка). Также кашмирцы изображали на фресках богатый растительный орнамент, в том числе пальмы (которых тоже в Тибете не бывает). Сам главный зал собраний, называемый также Красным храмом за цвет стен, – крупнейшее здания в Тхолинге и использовался монахами для встреч, диспутов и совместных практик и ритуалов.

Тхолинг, Белый храм

Вход в Белый храм (Лхакханг Карпо) украшен резным дверным проемом из кедра, привезенным из Индии, ему около 500 лет. Внутри фрески 15-16 веков, кое-где пострадавшие от воды, но уже почти восстановленные. Центральная статуя – Будда Шакьямуни, по сторонам от него фрески – Будды и бодхисаттвы (мужские божества по левой стене, женские по правой). Когда-то здесь были еще статуи будд, но только одна сохранилась.

Самый впечатляющих храм комплекса, Нампар Нанг Лхакханг находится в его западной части. Когда-то это храм был центральный в монастырском комплексе Тхолинга и назывался Золотым храмом. Но все изображения были здесь уничтожены, лишь четыре ступы сохранились и несколько разрушенных статуй, разбросанных по часовне как будто для небесного захоронения. Весь храм создает ощущение великой утраты. Даже вход в главный зал сейчас – через пролом в стене, хотя есть возможность войти через боковую часовню.

Раньше, до уничтожения во время Культурной революции, здесь было еще четыре небольших храма по сторонам от центрального – по одному у каждой стены. Вдоль стен до сих пор сохраняются ниши – здесь стояли фигуры божеств в человеческий рост, глядящие в центр. В центре зала – пьедестал, вырастающий из сердцевины лотоса – когда-то здесь было тантрическое божество, обращенное лицом на восток. И весь главный зал таким образом был ничем иным как объемной мандалой.

Также интересно:  Алкобаса, крупнейший готический монастырь Европы

По четырем сторонам Храма – четыре ступы, единственные в Тибете выполненные в индийском стиле «прасада». Также они отличаются от большинства ступ в Тибете тем, что сделаны из кирпича (обычно из глины и камней). В каждой из них – помещение, где хранятся буддийские манускрипты, а также тысячи маленьких молельных изображений, «ца-ца» по-тибетски. Они примерно 10 сантиметров размером, но на них с потрясающей точностью изображен Будда или боддхисатва, прописан задний план и записана мантра. Такие вещи всегда закладывают в фундамент ступы, чтобы подчеркнуть ее священность.

В нескольких километрах от Тхолинга находятся развалины существовавшего до XVII века города Цапаранга (столицы царства Гуге), который располагался на склоне хребта. Цапаранг — город-крепость, форт, встроенный в скалу 300-метровой высоты, потрясающее воображение заброшенное сооружение, крупнейшее в Тибете. Руины его занимают больше 700 кв. км.

Здесь обнаружено около 1000 пещер, 500 комнат, 60 крепостных бастионов и 30 буддийских храмов. Большая часть дворцовых помещений представляет собой пещеры со сводчатыми потолками. В сюрреалистическом лунном ландшафте город выглядит практически сросшимся со скалой и похожим на огромный термитник, и лишь стоящий на вершине красный летний дворец нарушает эту иллюзию.

В Цапаранге сохранились фрески, выдающиеся произведения буддийского искусства. Но даже тем, кого оно не интересует, древняя столица Гуге найдет, что предложить: потрясающие виды на долину реки Сатледж, кривые улочки и потайные тоннели форта, – все это никого не оставит равнодушным.

Руины расположены вдоль склона и явно делятся на три уровня: нижний – территория монастыря и храмы, здесь находятся самые хорошо сохранившиеся здания (их четыре) и фрески. Цапаранг, в отличие от Тхолинга, остался не так сильно затронут во время культурной революции, здесь многое сохранилось нетронутым.

Следующий уровень – жилые помещения монахов, кельи, расположенные прямо в скале. Затем тропа ныряет в тоннель – сквозь толщу горы вы попадете прямиком ко дворцу, точнее, его руинам, на вершине. Перед Вами расстилается долина реки Сатледж, неземные, чуждые, но по-своему прекрасные пейзажи.

Первый на пути — храм Долма Лхакханг – храм Долмы (Тары), расположенный в маленьком здании. Храм богато расписан фресками, датируемыми 16 веком, в это время явный стиль царства Гуге уже приходил в упадок. На фресках выписаны разноцветные изображения слонов, людей-гаруд, отшельников и снежных львов – и это далеко не все. Главное изображение на задней стене – Будда Шакьямуни со Цонкапой и Атишей по обе стороны от него. За троном стоят небольшие фигурки учеников Будды.

Лхаканг Карпо, он же Белый храм, – наверное, одна из важнейших святынь в Нгари. Здесь же находится старейшая в Цапаранге роспись.  Фрески здесь были написаны или обновлены в 15-16 веках, но в них очевидно кашмирское влияние, как и во фресках 10 века. В мире сохранилось не так много следов Кашмирского искусства, помимо Цапаранга, разве что Алчи в Ладакхе. Вы можете заметить стройные тела, тонкие талии, длинные пальцы, будто бы срисованные с изображений индуистских богов.

Потолок храма искусно расписан, а также украшен тонкими поддерживающим колоннами из дерева (в Тибете это драгоценный материал, так как лесов здесь нет). Обратите внимание на вырезанные и нарисованные изображения Будды Шакьямуни наверху каждой колонны. Когда-то по стенам стояли 22 статуи в натуральную величину, но до сегодняшнего дня дожили лишь десять, да и те существенно повреждены. В дальнем левом углу – ноги Джампы, а справа – король Еше О. Раньше голову каждой статуи украшал венец торана, а под ногами был постамент. Остатки их до сих пор можно увидеть (например, дыры в стене, где когда-то крепились венцы).

По двум сторонам от двери стоят 5-метровые фигуры защитников, красный Тамдрин (Хаягрива) и синий Чана Дордже (Ваджрапани). Эти статуи тоже повреждены, но даже лишенные рук, они все равно поражают воображение и дают представление о том, как мог выглядеть храм.

Лхаканг Марпо, известный также как Красный храм, это величественное сооружение было построено около 1470 года. В середине 17 века фрески были обновлены – совсем незадолго до падения Гуге. До сих пор сохранилась драгоценная резная дверь в храм – с изображениями бодхисаттв, слонов и лотосовой мантры.

Внутри храма можно увидеть много тонких колонн, поддерживающих крышу, как и в соседнем Лхаканг Карпо. У главного входа – изображения Ченрезига (Авалокитешвары), Зеленой тары и гневной восьмирукой Белой Тары. С правой стороны от нее также Дролма и Джампельянг – Манджушри.

Фрески на стенах были сильно испорчены протекающей водой и вандалами, но те, что сохранились, просто великолепны. Настолько, что забываешь о времени их написания – 350 лет назад. Слева – знаменитые фрески, описывающие процесс постройки храма: животные тянут длинные бревна, будто музыканты, играющие на трубах, и танцующий лев, празднующий окончание строительства. Среди публики видны чиновники и гости из других стран (кашмирская делегация легко узнаваема в тюрбанах), члены королевской семьи, сам король с королевой (под зонтиком), Будда Амитабха и поющие монахи. Внизу сцены – королевские дары.

На дальней (северной) стене фрески изображают жизнь Будды, например, его искушение демонами и то, как на его защиту встал змей Наг. На восточной стене восемь стилизованных чортенов, символизирующих восемь важных событий в жизни Будды. Главные божества в храме – тораны, окруженные птицами и крокодилами, а также летящими ангелами. По дальней стене раньше были статуи 35 сокровенных Будд, но лишь несколько дожили до наших дней, да и те без голов.

Также интересно:  Персеполь: Тяжелая поступь "бессмертных"

Фрески небольшого храма Дордже Лигдже Лхаканг написаны в золотых и красных тонах и почти все посвящены гневным божествам: Чакрасамваре (Демчогу), Хеваджре и Ямантаке с головой буйвола, последнему и посвящен сам храм.

Если посмотреть назад от дверей храма, то слева будет изображение Вайшраваны, Бога богатства, который изображен верхом на снежном льве и окруженным тибетскими воинами. Рядом с ним еще один защитник с собачьей головой верхом на пантере.

Из четырех храмов в нижней части города тропа пройдет наверх через монастырские жилые кварталы, а затем нырнет в тоннель, чтобы вывести вас в дворцовый комплекс наверху крепости. Летний дворец в северной части вершины крепости пуст, но с балкона вам откроются потрясающие виды. Долина реки Сатледж к северу – как на ладони. К северо-востоку лежат руины Лотсанг Лхаканга.

Маленький, но вполне хорошо сохранившийся Мандала Лхакханг является центральной точкой плато, а когда-то здесь была объемная мандала с тантрическими фресками, но от нее остался лишь фундамент – разрушена во времена Культурной революции. Сам Мандала Лхакханг частенько бывает закрыт для посещений.

Добраться в Зимний дворец можно по очень крутой и опасной лестнице (правда, в последнее время ее снабдили кое-где железными перилами). Сам дворец напоминает муравейник – это множество комнат и туннелей под Летним дворцом. Для сохранения тепла комнаты углублены на 12 метров в глубину скалы. В комнатах в восточной части есть окна.

Вы можете посетить семь комнат, соединенные коридором. Все они пустые. Также, исследуя зимний дворец, можно увидеть ответвления с лестничного проема или коридора: это коридоры, идущие к источникам воды, а также несколько потайных ходов для королевской семьи. Вход на лестницу к Зимнему дворцу находятся между Летним дворцом и Храмом Мандалы.

Помимо самого пещерного города, в Цапаранге можно посетить пещеру – около 700 метров пути вдоль реки от северного входа в город. В пещере сохранились мумифицированные останки нескольких человек. На обратном пути от пещеры, можно увидеть ступу и руины Лотсанг Лхаканга. С западной стороны от Цапаранга тоже есть ступы и пещеры, куда можно прогуляться, если есть время.

Из Цапаранга маршрут простирается на север — к двум уникальным пещерным городам Пиянг (Piyang) и Дункар (Dunkgar). По внешнему виду Пиянг очень похож на Цапаранг и представляет собой огромный утес, весь пронизанный пещерами и с храмом на вершине.

Первый храм в Пиянг был возведен приблизительно в 1000 году н.э королем Гуге Еше О, но сегодня от него мало что осталось. Все пещерное поселение было, по-видимому, создано для какой-то части королевской семьи из Тхолинга.

Проехав несколько километров вдоль той же самой долины, мы попадаем в Дункар. Его пещеры находятся посередине стены высотой в 200 метров, к ним можно подняться по насыпи из мелких камней. Вершина этой горы плоская, что делает Дункар больше похожим на крепость. Три пещеры, скорее всего, использовались как храмы, и в них до сих пор сохранились изумительные фрески, которые по стилю отличаются от фресок в Цапаранге. Они, скорее, напоминают росписи, найденные в Дунхуанге (Dunhuang), который находится примерно на расстоянии 1600 км от Дункара.

На северо-восток из Цапаранга дорога ведет в долину Гаруды и Кунлунг, который считается центром древнего государства Шанг Шунг, откуда произошла религия Бон. Государство Шанг Шунг состояло из трех частей — внутренней, центральной, соответствующей Центральному Тибету, и внешней, включающей Восточный Тибет и пограничные с Китаем области. Внутренняя его часть носила название Олмолунгринг (первоначальное святое место), и столицей ее был Кунлунг-Нулкар – «Серебряный Дворец».

Время существования Шанг Шунга , на основе археологических находок, определяется примерно с 600г до н.э. до VII века, пока его последние следы не исчезли в X веке. Шанг Шунг простирался от Гилгита на западе до озера Намтцо на востоке и от Холхата на севере до Мустанга на юге. Государство состояло из конфедерации племен и 18-ти королевств. Одно из таких королевств, Ярлунг, в центральном Тибете, стало расширять свои владения и захватывать соседние земли во время правления Сонгцена Гампо, что привело к поглощению Шанг Шунга.

В VII веке в Шанг Шунге было более 100 крепостей, множество храмов и деревень. Согласно традиции религиозной традиции Бон, короли и жрецы Шанг Шунга носили рогатые головные уборы и одевались в одежды из шкур тигра, волка и рыси.

Цапаранг, Толинг и Кунлунг — это не просто места с уникальными природными ландшафтами и выдающимися памятниками древнего зодчества, которых, пожалуй, немало в Тибете. Здесь происходили исторические события, сыгравшие заметную роль в формировании Тибетского государства. Тхолинг – это одно из мест, которое стоит у истоков тибетского буддизма, Шанг Шунг – место зарождения исконной тибетской религии бон. Пришедший из Индии буддизм и традиционные учения Тибета положили начало тому, чем является буддизм в Тибете в наше время, со всеми его школами и течениями.

Китай, карта расположения королевства Гуге

Похожие статьи

Добавить комментарий