Пещера Ласко, «Доисторический Версаль» Аквитании

Во французской глубинке, в департаменте Дордонь на севере Аквитании, скрывается одна из самых удивительных в мире картинных галерей. Авторы рисунков неизвестны, так как жили они еще в каменном веке. Их талант неоспорим: созданные ими на стенах пещеры Ласко рисунки и гравюры поражают выразительностью и тонким ощущением движения изображаемых объектов — от человека до гигантского оленя. Но всему этому богатству угрожает присутствие огромного количества туристов.

Стены Ласко покрыты многочисленными рисунками древних людей, живших на юге современной Франции около семнадцати тысяч лет назад. Неведомые живописцы, жившие в эпоху палеолита, покрыли стены пещеры Ласко множеством изображений животных и людей. Поразительно не то, что эти рисунки сохранились, а то, что выполнены они в очень своеобразной творческой манере, которой — после открытия пещеры — стали подражать многие живописцы нашего времени.

Пещера Ласко, история открытия

Уникальная достопримечательность Франции находится на территории Перигора — природного, исторического и культурного региона Франции. Образовалась она в известняковом холме, на левом берегу реки Везер. По сути, пещера представляет собой промоину, созданную подземными водами. Древние люди обжили ее потому, что Ласко — пещера довольно сухая: карстовую вымоину окружает прослойка мрамора, таким образом, внутрь не попадала влага. Этим же объясняется и удивительная сохранность рисунков: мрамор препятствует отложению кальцита на стенах.

Люди эпохи позднего палеолита поселились в пещере около 15 тыс. лет до н. э. (согласно данным радиоуглеродного метода определения возраста предметов). Они веками наносили на ее стены гравированные и живописные рисунки. Сменилось не одно поколение художников каменного века, прежде чем люди покинули пещеру и она оказалась заброшенной на многие тысячи лет.

Поначалу авторство рисунков приписывали людям древней мадленской культуры: они действительно жили преимущественно в пещерах и создали прекрасные произведения пещерного искусства, исполненные в технике резьбы по кости и камню. В наше время все больше исследователей придерживаются мнения, что творчество художников из Ласко все-таки относится к более ранней культуре — солютрейской. К такому выводу привело изучение творческой манеры солютрейцев, в частности, придумавших особые методы обработки кремниевых орудий и достигших в мастерстве их использования небывалого совершенства.

Человечество узнало о пещере Ласко по воле случая. 12 сентября 1940 г. четверо молодых людей обнаружили на берегу реки узкий пещерный проход. Незадолго до их прихода была гроза, молния повалила сосну, и ствол пробил лаз в пещеру.

О своем открытии молодые люди рассказали учителю Леону Лавалю, а тот — ученому, исследователю истории первобытного общества аббату Анри Брейлю (1877-1961 гг.). Шла Вторая мировая война, и Брейль скрывался в Перигорских лесах от немецких оккупантов. Брейль изучил пещеру, установил подлинность наскальных рисунков, сделал подробное описание. Ему пришлось оставить на время Францию, но в 1949 г. он вернулся и начал детальное исследование Ласко. В результате аббат обнаружил другие наскальные изображения.

Несмотря на все тяготы военного времени, тогда же, в 1940 г., местные власти добились присвоения пещере Ласко статуса исторического памятника Франции. Но посещать пещеру было разрешено только после войны, в 1948 г. Никакого опыта по части оборудования пещер для осмотра туристами у местных жителей не было. Тем не менее эксперимент удался. Сюда провели электрическое освещение, а в 1998 г появилась техническая возможность снабдить пещеры кондиционерами. На входе была установлена массивная бронзовая дверь.

В 1979 г. пещера Ласко вошла в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО наряду со стоянками доисторических людей и прочими пещерами с наскальной живописью в долине реки Везер.

Пещера Ласко, искусство и достопримечательности

Рисункам на стенах пещеры Ласко угрожают сразу несколько больших напастей: углекислый газ, выдыхаемый множеством посетителей, испарение воды, слишком высокая температура и искусственное освещение.

Пещера Ласко совсем небольшая, состоит из нескольких галерей, рисунки и гравюры находятся преимущественно в верхней части пещеры.

Анри Брейль предложил свою схему пещеры с названиями, которыми пользуются и поныне. Они отражают характер рисунков (Зал быков) или внешний вид помещения (зал Апсида, Неф).

Иногда Ласко называют Сикстинской капеллой первобытной живописи, Доисторическим Версалем и Французской Альтамирой. На сегодня в пещере обнаружено и тщательно описано около двух тысяч доисторических рисунков и гравюр, разделенных на три группы по тематике: люди, животные и символы. Также были найдены многочисленные артефакты: орудия из камня и кости, украшения, светильники.

Самая яркая «экспозиция» — в Зале быков: здесь изображены зубры, лошади, олени и один медведь. Рисунки в зале имеют очень большой формат, некоторые достигают 5 м в длину. Понятно, что для создания столь монументальных «полотен» древние строили подобие лесов.

В прочих залах встречаются гигантские изображения оленей, баранов, коров и носорогов. Весьма необычно изображение лошади анфас: как правило, древние рисовали зверей в профиль.

В пещере немало загадочных изображений. В частности, один из художников древности оставил на стене пещеры рисунок странного существа с рогом на лбу, напоминающего единорога. Среди настенных изображений также есть геометрические фигуры и цветная плоскость, разделенная на равные квадраты. Наконец, есть здесь и зарисовка человека с птичьей головой. Существует несколько теорий относительно того, чем объясняется появления на стенах пещеры столь необычных изображений. Согласно одному из предположений, пещера Ласко — храм каменного века, а рисунки — иллюстрации к легендам и сказаниям, смысл которых мы уже никогда не узнаем.

Благодаря открытию пещеры Ласко человечеству удалось узнать многое о жизни своих предков. Однако для самой пещеры расконсервация не прошла бесследно. Атмосферный баланс был нарушен, и это создает угрозу сохранности древних рисунков.

В 1955 г. появились первые признаки повреждения рисунков, причиной стал избыток углекислого газа, выдыхаемого посетителями и действовавшего на рисунки почти как кислота. Тогда же в Ласко установили особую систему вентиляции для восстановления баланса.

Едва специалисты управились с этой проблемой, как появилась другая: в 1960 г. в Ласко объявилась «зеленая болезнь»: все тот же переизбыток углекислого газа, слишком высокая температура и искусственное освещение создали условия для распространения колоний микроводорослей на стенах. Одновременно дала себя знать «белая болезнь»: на стенах стал оседать слой кальцита, грозивший уничтожить бесценные рисунки. В 1963 г. вход в пещеру был временно запрещен для всех, кроме специалистов.

Решив все-таки открыть сокровища Ласко для посетителей, власти Франции распорядились сделать точную копию части пещеры, включая Осевой проход и Зал быков. Рядом с настоящей Ласко была построена бетонная Ласко II, в которой воспроизвели наскальные изображения из подлинной Ласко.

Была создана уникальная климатическая установка, она помогла несколько восстановить прежний атмосферный баланс в пещере. Но тут же появилась новая напасть: в пещере расплодились грибы фузариум солани, которые приходится удалять вручную специалистам, одетым в подобие скафандров. Министерство культуры Франции учредило Международный исследовательский комитет по пещере Ласко, который бьется над проблемой спасения подземной галереи, которой угрожает полное уничтожение.

Франция, карта расположения пещеры Ласко

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика