«Долина двух озер» Глендалох, святое место Ирландии

Глендалох — долина ледникового происхождения с двумя озерами — Верхним и Нижним, к берегам которых спускаются крутые склоны, заросшие густым лесом. Это удивительное по красоте место в Ирландии можно еще назвать и Долиной святого Кевина. В ее глубине скрываются остатки одного из величайших сокровищ Ирландии — монастыря, основанного в VI в. святым Кевином (?-618 гг.). Он и сам жил здесь отшельником в VI-VII вв. В поисках прибежища для уединенных молитв нашел зеленую низину между горами с двумя чистыми озерами и дикими лесами. Сам святой жил в пещере, где в полный рост не встать, а братия под его присмотром построила монастырь, ставший очагом культуры на всем западе зеленого острова. Монастырь погиб, когда король Генрих VIII смертельно обиделся на папу римского.

Глендалох, долина святого Кевина

Английская форма названия ирландской местности Глендалох в графстве Уиклоу происходит от ее наименования на гаэльском языке. Ирландское Gleann Da Locha буквально переводится как «долина двух озер», где «глеанн» — узкая долина, лощина; «да» — два, «лоха» — озера.

Не сохранилось ни одного документального свидетельства о жизни святого Кевина, о ней можно судить только по более поздним источникам. Главным таким источником является труд Acta Sanctorum Hiberniae, или «Святые Ирландии», автором которого является францисканский монах Джон Колган (ок. 1592-1658 гг.) из монастыря в Дублине. В архиве этого монастыря и было обнаружено такое собрание жизнеописаний, которое ничем документально не подтверждено и основано на записанных ранее легендах и домыслах.

Так, его биография на латинском языке утверждает, что Кевин родился в крепости Уайт-Фонтейн (Белый Фонтан) в семье дворян Кемлога и Кемеллы из Лейнстера. При рождении он получил ирландское имя Кэмен, что на гаэльском языке означает «благородного происхождения». Кевин — англизированная форма произношения его имени. Когда Кевину исполнилось семь лет, его отдали в обучение святому Петроку, который якобы был сыном Глиуиса — одного из валлийских королей. До двенадцатилетнего возраста Кевин жил среди монахов. Впоследствии его наставником был собственный дядя — святой Евгений, занимавшийся с учениками в монастыре в Уиклоу. О дальнейшей жизни Кевина Acta Sanctorum Hiberniae повествует бегло, рассказав, что тот был рукоположен в епископы и отправился на поиски места для уединения и размышлений.

Также интересно:  Далада Малигава: Храм Зуба Будды в Канди

В то время Глендалох был пустынной местностью, где, как рассказывают древние хроники, «две реки образуют слияние» и словно предназначенной для отшельничества. Легенда уверяет, что явился Кевину ангел и указал на пещеру, в которой тот и поселился. Теперь это место именуется Ложе св. Кевина. Здесь же обнаружено захоронение бронзового века. Семь лет Кевин жил в пещере отшельником, носил шкуры животных, спал на камнях, постился и молился. Затем у него появились ученики. Они построили поселок на берегу озера, который и дал начало монастырю. Его строительство вдохновило появление многих других монастырей Ирландии.

Сам Кевин все так же вел уединенный образ жизни, хотя интересовался делами монастыря, оставаясь его духовным главой и первым настоятелем до самой своей смерти в 618 г. Хотя и при жизни святого Кевина в монастырь приходило немало тех, кто хотел бы стать его учеником, популярным центром паломничества монастырь стал после его смерти. В течение шести столетий Глендалох процветал, занимая важное место в церковной жизни Ирландии. Ирландские летописи содержат ссылки на смерть аббатов и описания набегов на поселение, совершенных викингами.

В 1111 г. Глендалох получил статус диоцеза провинции Северный Ленстер — одной из пяти в Ирландии. Монастырь был большим и процветающим, с мастерскими, домами для переписки рукописей, для приема паломников и высоких гостей, госпиталем, фермами и жильем монахов и мирян.

Однако в 1214 г. диоцезы Глендалоха и Дублина были объединены под началом последнего, и с тех пор культурное и церковное значение монастыря практически исчезло.

В 1398 г. английские солдаты изгнали из него последних монахов и разрушили многие строения. Монастырь кое-как просуществовал до 1539 г., когда по повелению короля Генриха VIII были закрыты все католические монастыри королевства, в том числе и в Ирландии. От всего монастыря остался только небольшой храм, ставший церковью местного значения и местом паломничества. В дальнейшем самым шумным обычно было паломничество 3 июня, в День св. Кевина, как правило, сопровождавшееся массовыми беспорядками.

Также интересно:  Баальбек, святилище древних богов

Глендалох, достопримечательности святой долины

Основная группа монастырских развалин находится восточнее Нижнего озера, вторая, связанная непосредственно с самим святым Кевином, — у Верхнего озера. Монастырские ворота один из важнейших памятников страны, единственный в Ирландии. Первоначально они были двухэтажными, с двумя прекрасными гранитными арками. Анты — выступы стен, обрамляющие обе стороны входа — предполагают, что у ворот была деревянная крыша. Внутри ворот на западной стене находится крестообразный камень — символ святости территории за ними.

Кое-где в монастыре сохранилась булыжная кладка мостовой. Пройдя по ней от ворот, путник оказывается перед кладбищем, в углу которого высится гранитная Круглая башня. Такие сооружения строились в период между IX и XII вв. и преимущественно в Ирландии. Башня в Глендалохе сохранилась лучше других в стране. Ее коническая крыша перестроена в 1870-х гг. из камней, найденных внутри нее.

Культура строительства круглых башен Ирландии эпохи раннего Средневековья по-своему уникальна, а их точное назначение до наших дней так и выяснено. Подобно «вовнушкам» Северного Кавказа, сванским башням Грузии и башням Тибета, они могли быть и ориентиром для паломников, и колокольней, и складом, и убежищем на случай нападения.

Самые крупные руины долины — стоящий неподалеку собор XII в. без крыши. Известно, что камни для его основания были взяты из более ранней церкви меньшего размера. Алтарь и ризница датируются кон. XII — нач. XIII в. Рядом с собором стоит гранитный крест со странным диском без отверстий. Этот артефакт возрастом старше собора и прозван Крестом св. Кевина. Предположительно, он отмечал границу кладбища.

В центре церковного двора стоит миниатюрный романский Дом священника: в XVIII—XIX вв. вокруг него хоронили местное духовенство. Над его дверью видны полустертые от времени фигуры: вероятно, святого Кевина с учениками. Возможно, он служил хранилищем реликвий, связанных с именем святого. Дом был полностью разрушен и реконструирован из собственных камней по рисунку 1779 г.

Также интересно:  Место рождения Спасителя: Храм Рождества в Вифлееме

Ниже, в долине, стоит чудесная часовенка XI в. с высокой острой крышей. В народе ее прозвали Кухней св. Кевина, может быть, за сходство ее колокольни с печной трубой. Колокольня с ее конической крышей и четырьмя маленькими окнами поднимается над крышей в виде миниатюрной круглой башни.

В 1875 г. тут же рядом были обнаружены остатки церкви Св. Киарана в честь основателя монастыря Клонмакнойс, имевшего связи с Глендалохом еще в X в. В стороне от нее стоит один из самых ранних и наиболее совершенных в архитектурном отношении храмов Глендалоха — романская церковь Св. Марии. В отличие от нее, церковь Троицы, что находится рядом с главной дорогой, выглядит куда проще. У нее тоже есть своя круглая башня, но она упала в страшный ураган 1818 г.

Еще одно сооружение группы строений у Нижнего озера — церковь Спасителя XII в., восстановленная в 1870-х гг. У нее любопытный резной орнамент, в который вплетены изображения змеи, льва и пары птиц, удерживающих клювами человеческую голову.

В роще у Верхнего озера, около водопада Пауланасс находятся руины романской церкви Риферт постройки около 1100 г. Ее название — искаженное гаэльское Ри Ферта, или «Королевская могила». Возможно, она стоит на месте еще более древнего кладбища. Почти полностью она сложена из гранита.

Неподалеку, на каменистом выступе, виднеется Келья св. Кевина, предположительно — домик самого отшельника. Это — маленькое строение, от него сохранился только фундамент диаметром 3,6 м со стенами толщиной 0,9 м.

Небольшая прямоугольная Церковь-на-Камне стоит на южном берегу Верхнего озера, частично перестроенная в XII в. Считается, что это первая церковь, построенная святым Кевином в Глендалохе.

Последняя достопримечательность Глендалоха — Ложе св. Кевина: пещерка, вырезанная в скале людьми бронзового века, хоронившими здесь своих мертвых. Именно она и стала местом уединения св. Кевина.

В настоящее время Глендалох — культурно-исторический памятник и одно из самых посещаемых мест в Ирландии. История долины занимает большое место в самосознании ирландцев, представляя собой важный объект национального наследия народа.

Ирландия, карта расположения долины Глендалох

Похожие статьи

Добавить комментарий