Гелатский монастырь, живая история Грузии

Гелатский монастырь — выдающийся памятник архитектуры и всей культуры Грузии, одна из самых известных достопримечательностей Грузии и один из наиболее крупных средневековых монастырей этой страны. Гелати — так звучит его сокращенное название — расположен относительно недалеко от города Кутаиси — древнего центра Имерети, исторической провинции Западной Грузии.

Гелатский монастырь, история возведения

Гелатский монастырь — один из крупнейших средневековых монастырей Грузии, и о его основании и строительстве сохранились довольно подробные сведения. Он стал символом политического и экономического подъёма страны в эпоху правления царя Давида IV Строителя. Монарх видел монастырь не только культовым центром, но и научно-просветительским, создав при нем академию, где работали выдающиеся ученые. При этом подчинялся монастырь исключительно царскому дому.

Монастырь основал в 1106 г. св. благоверный царь Давид IV Строитель (1073-1125 гг.), он воздвиг строения в честь присоединения к грузинскому государству Кахетинского царства и победы над сельджуками в долинах Алгетки и Храма.

О строительстве и дальнейшем обновлении зданий Гелати имеются довольно подробные документально подтвержденные сведения. Да и в самом монастыре находятся стенные росписи с множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии.

Гелати возводился в период политического и экономического подъема страны. Царь Давид IV призвал в Гелати знаменитых грузинских ученых, чтобы при их поддержке создать Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр. Среди выдающихся ученых, современников царя Давида, трудившихся в монастыре, — святые Иоанн Петрици, философ, и Арсений Икалтоели, богослов.

В 1118 г. здесь был похоронен Георгий Чкондидели — епископ и мцигнобартухуцеси (главный везир, премьер-министр) Давида IV. Царь оставил завещание, в котором велел устроить в Гелати усыпальницу грузинских царей. Этот шаг призван был закрепить за монастырем постоянные внимание и заботу со стороны правителей страны.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 19: Древнее королевство Гуге

Гелати во всем подчинялся только царскому дому. Царь Давид лично руководил организацией монастыря, но не успел завершить строительство. В его завещании есть такие строки: «Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства».

Главный храм монастыря освящали уже при царе Деметре I (1093-1156 гг.). По преданию, Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати, у входа. Считается, что ему принадлежит могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его». Православной церковью царь Давид причислен к лику святых.

В первой четверти XII в. в Гелати уже появился главный храм Богоматери, южные ворота, ограда монастыря, а также здание академии, был проведен и накрыт сводом родник, строились трапезная и монашеские кельи. После смерти царя Давида Гелати не утратил привилегированного положения. Во времена царицы Тамары, правнучки царя Давида, монастырь был одним из наиболее крупных духовных центров Западной Грузии.

Не сохранилось документальных свидетельств о дальнейшем строительстве Гелати, а его фрески почти полностью относятся к эпохе позднего Средневековья. Но изучение архитектурных деталей построек монастыря говорит о том, что в XIII — начале XIV в. в нем шло большое строительство. Тогда же появились церкви Святого Георгия Победоносца и Святителя Николая Мирликийского, колокольня и богато украшенный восточный портик академии.

XIII в. принес монгольское нашествие и распад единой Грузии на два самостоятельных государства: Гелати оказался во владениях западно-грузинских (имеретинских) царей. Но деятельность академии продолжалась: в частности, на грузинский язык переводилось множество греческих книг. В конце XIII в. тут принял постриг имеретинский царь Давид Нарин, осыпавший монастырь богатыми дарами.

В 1509-1510 гг. турки разграбили Кутаиси и Гелатский монастырь, но он был восстановлен имеретинским царем Багратом III (1510-1565 гг.). В 1669 г. был построен мост через реку Чишур, на дороге, что соединяла Гелати с монастырскими угодьями.

Также интересно:  Святые места Тибета, часть 2: Пещерный монастырь Драк Йерпа

Планировка Гелатского монастыря сохранилась практически в первоначальном виде. В центре широкого двора стоит главный храм — Рождества Пресвятой Богородицы. Развитие ансамбля выразилось в дальнейшем возведении церкви Св. Георгия в середине XIII в., построенной на продолжении оси главного храма. На рубеже XIII-XIV вв. на оси академия — главный храм была возведена церковь Святителя Николая. В 1994 г. Гелатский монастырь внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Ансамбль Гелатского монастыря, архитектура и интерьер

Благодаря удачному географическому расположению — в стороне от путей, по которым в основном проходили иноземные захватчики — архитектурные памятники Гелати хорошо сохранились.

В 1821 г., уже после присоединения Имерети к России, Гелатская кафедра была упразднена, и монастырь вошел в состав новообразованной Имеретинской епархии Грузинского экзархата Русской православной церкви. В 1888 г. от железнодорожной станции Гелати до монастыря прошла железная дорога и был построен железнодорожный мост через реку Цкалцитела.

В 1923 г., после утверждения советской власти в Грузии, церковную утварь Гелати передали Кутаисскому историко-этнографическому музею, а сам монастырь объявили филиалом музея. После провозглашения независимости Грузии в 1991 г. Гелати передан Грузинской православной церкви.

Возвышающийся в центре двора главный храм Рождества Пресвятой Богородицы является вертикальной доминантой ансамбля. Это — единственное сохранившееся до наших дней сооружение монастыря, датированное первой четвертью XII в., с шестью приделами.

Монастырское предание гласит, что в приделе апостола Андрея Первозванного находится могила св. царицы Тамары, скончавшейся неподалеку от Кутаиси в своем замке Тамарисцихе. Сохранились сведения, что в старину в этом приделе служили ежедневную панихиду по царице, что может служить косвенным подтверждением этой гипотезы. Самый северный придел — Всемилостивого Спаса — был избран усыпальницей многих грузинских царей; считается, что здесь погребены цари Баграт с супругой Еленой, Ростом и Симон.

Также интересно:  Рифы Туббатаха, морское достояние Филиппин

Наружная сторона храма облицована гладко тесаными, хорошо пригнанными известняковыми квадрами. Первоначально они были белыми, но со временем обрели темно-желтый, местами розоватый оттенок.

Сохранившаяся до нашего времени роспись храма разновременная. Наибольший интерес вызывает уникальное мозаичное изображение Божией Матери на алтарном своде времени основания монастыря. На стенах имеются изображения многих святых и исторических лиц Грузии. А на северной стене — фигура основателя церкви, св. царя Давида Строителя, с моделью основанной им церкви в руке. В главном храме имеются также росписи XVII в., изображающие царей, митрополитов и епископов.

Церковь Святого Георгия Победоносца, согласно легенде, основана там, где царю Давиду Строителю явился великомученик Георгий и указал ему место. Не сохранилось никаких сведений о времени постройки церкви. Искусствоведческий анализ внутреннего пространства церкви указывает на то, что это — памятник XII—XIII вв. Сооружение дошло до нас практически в своем первоначальном виде.

Церковь Святого Георгия заметно меньших размеров, чем главный храм Рождества Пресвятой Богородицы. Ее высокие и стройные архитектурные формы явно противопоставлены несколько приземистому по пропорциям большому храму. Настенная роспись церкви выполнена в XVI в.

Небольшая церковь Святителя Николая расположена в нескольких метрах от главного храма и возведена на рубеже XIII—XIV вв., встав в ряд с предшествующими ей зданиями. Сооружение отличается по архитектурным формам от двух других храмов монастыря — это редкий двухэтажный памятник (под ним можно свободно ходить), но имеет и общие черты, что определяет единство ансамбля Гелатского монастыря.

В состав монастырского комплекса входит также каменная — узкая и высокая, с остроконечной кровлей — колокольня XIII в. подле центрального храма. Она стоит около святого источника, покрытого каменным шатром и берущего начало за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии XII в., от которого уцелели лишь наружные стены и вход.

Грузия, карта расположения Гелатского монастыря

 

Похожие статьи

Добавить комментарий