Совершенный конус горы Фудзияма — один из самых живописных природных феноменов Азии. Фудзияма — не только чудо природы, но и священное место, символ и гордость Японии, многие века притягивающая паломников, а теперь и туристов. Фудзияма — также воплощение нерушимой связи традиций и современности, значительное явление в японской культуре. Этой величественной горе нет равных по количеству посвящённых ей произведений искусства и поэтических строк.
Многочисленны красочные образы Фудзиямы. Её изображали на деревянных гравюрах, использовавшихся в традиционных постановках японского театра. Но больше всего Фудзи прославлена в японской живописи. Известен альбом Сано Шинкей «Истинные виды короля гор» (1822 г.), содержащий 25 видов горы, сделанных с одного и того же места в разные времена года. Изображение Фудзи в разные сезоны художник трактует как определённое понимание времени, невластного над священной горой. В 1823—1829 гг. всемирно известный художник Кацусика Хокусай опубликовал цветные оттиски гравюр из серии «36 видов горы Фудзи» (изображения гравюр приведены в конце статьи). Художник выступил в роли гида по окрестностям Фудзи, иногда как бы забывая о ней и концентрируя внимание на разнообразии окружающих ландшафтов. Но и при этом Фудзияма остаётся центром мироздания.
Фудзияма, или, как принято называть эту гору в Стране восходящего солнца, Фудзи-сан, — вулкан в центральной части острова Хонсю, самого крупного из Японских островов. Кроме того, это высшая точка Японии: её высота составляет 3776 м. Поскольку Фудзияма возвышается над равниной, в ясную погоду её можно увидеть на расстоянии 80—90 км, но красивейшими считаются виды со стороны океана.
Вершину правильного конуса Фудзиямы образует кратер диаметром 700 м и глубиной до 100 м. Кратер напоминает цветок лотоса: он окаймлён восемью гребнями, известными под названием Яксудо-Фуйо, что означает «восемь лепестков Фудзиямы». Симметричные верхние части склонов расходятся под углом 45°, нижние более пологие. Подножие представляет собой почти идеальный круг, имеющий 126 км в окружности.
Японским сейсмологам удалось установить, что Фудзияма формировалась весьма необычно. До настоящего времени считалось, что эта гора приняла свой современный вид в течение трёх главных периодов вулканической активности, начавшихся несколько сотен тысяч лет назад. Вулкан, появившийся на этом месте во время первых извержений, получил название Комитакэ.
Его высота тогда была не больше 2500 м. Следующие мощные извержения произошли около 100 тыс. лет назад и завершились образованием вулкана, известного под названием Старая Фудзияма. После мощных вулканических извержений, произошедших около 10 тыс. лет назад, образовалась Новая Фудзияма, в основании которой лежит Старая Фудзияма. Когда же учёные произвели бурение глубинных пластов священной горы, были выявлены андезитовые лавы, которые раньше никогда не находили в недрах Фудзи. Обнаруженные пласты андезитов залегают намного ниже базальтовых слоёв Комитакэ и Старой Фудзиямы, что позволяет сделать вывод о том, что вулканическая активность происходила на этом месте ещё задолго до образования вулкана Комитакэ.
Иначе трактует образование Фудзиямы японская мифология. Согласно легендам, Фудзи появилась на свет в 286 г. до н. э., когда разверзлась земная твердь и возникло самое крупное в Японии озеро Бива. В то же время из выброшенного грунта сложилась гора. Эта легенда не беспочвенна: вулканическая зона Фудзи приурочена к поперечному разлому (так называемому Большому Рву) острова Хонсю. Сам же остров Хонсю расположен в пределах гигантского Тихоокеанского сейсмического пояса, совпадающего с линией разломов земной коры на стыке Тихоокеанской, Евразиатской и Филиппинской литосферных плит. Именно поэтому на Японских островах ежегодно случается до 1500 землетрясений разной интенсивности, что составляет примерно четыре толчка в день, отмечаются медленные поднятия или опускания отдельных участков, периодически извергаются вулканы, бьют термальные источники.
Фудзи всегда почиталась как место, где обитали боги, и одновременно служила вратами в преисподнюю. Подобные священные горы благодаря своим особым формам и размерам считались земными проявлениями оснований мира — земных осей и символизировали покой среди хаоса. В то же время романтические чувства, которые вызывает Фудзи у японцев, можно объяснить предчувствием того, что эта красота не вечна, что когда-нибудь в результате сильного землетрясения или извержения она может исчезнуть с лица Земли. Как источник поэтического вдохновения и главная святыня и достопримечательность Японии Фудзияма занесена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Японцы всегда стремились подняться на вершину Фудзи и поклониться её духу. Однако эта возможность предоставляется только в ограниченное время — в летние месяцы, когда тает снежное покрывало горы. Сохранились документальные записи о том,что в 663 г. н. э. на гору взошёл безымянный монах. В Средние века было организовано «Фудзи-ко» — особое общество почитателей Фудзи, полагавших, что эта гора олицетворяет не только «начало Неба и Земли», но и такие фундаментальные понятия, как страна, нация, божественная чистота и гармония. В период Эдо (середина XV в. — 1869 г.) существовало свыше 800 организаций, ведавших восхождением. Поскольку подъём требовал значительных усилий, желающие подняться на Фудзи вооружались длинными посохами и надевали соломенные шляпы, спасавшие от солнца.
Путь на Фудзи с приходом технического прогресса утратил свою сакральность и созерцательность. Теперь не приходится истирать сандалии и посохи. Для путешественников созданы всевозможные удобства, существенно облегчающие восхождение на гору. Путь на вершину разделён на десять ярусов-станций. Практически половину пути, до пятой станции, можно проделать в комфортабельном автобусе или в машине, любуясь из окна живописными пейзажами. Пеший подъём от пятой станции, лежащей на высоте 2300 м, до вершины занимает примерно три — семь часов, а спуск — от двух до пяти часов.
Почитать и поклоняться Фудзи не мешает и то, что главная вершина и символ страны отданы в частное владение. Государство безвозмездно уступило участок земли площадью 3,85 млн. кв. м синтоистскому храму. Японское правительство судилось с храмом в течение 17 лет. В соответствии с решением Верховного суда к храму отходит территория вулкана, начиная от уровня 3350 м и до самой верхней точки на высоте 3776 м. Под контролем государства остаются лишь тропы, по которым каждое лето туристы совершают восхождения на Фудзи, а также работающая на вершине метеорологическая станция.
Красота и очарование Фудзиямы во многом связаны с особенностями ландшафтов, сменяющих друг друга с подъёмом. У самого подножия и в нижней части склонов разбиты сливовые и вишнёвые сады, зеленеют рисовые поля. Местами ещё сохранились массивы лесов, в которых растут вечнозелёные дубы, камелии, камфорный лавр с глянцевитыми, блестящими листьями: Деревья обычно увиты лианами: актинидией, виноградом, плющом, под ними стелется ковёр из папоротника. Здесь же встречаются хвойные деревья: сосны с причудливо изогнутыми стволами и плоскими кронами, кипарисы, туи, криптомерии. Особую известность получил лесной массив Аокигахара у подножия Фудзи, окутанный легендами и мифами о привидениях и духах, населяющих этот лес.
Среднегорный лесной ярус уже иной, здесь прохладнее и потому преобладают листопадные широколиственные деревья: буки, дубы, каштаны, клёны, ясень. Ещё выше царство хвойных: пихты, ели, тиса, лиственницы. Ближе к вершине доминируют открытые пространства, занятые кустарниковыми пустошами с рододендроном, багульником, брусникой и горными лугами, называемыми в Японии «хара». Сама же вершина в течение десяти месяцев покрыта снегом.
Фудзи не просто часть ландшафта страны, её справедливо отождествляют с самой Японией. У японцев даже есть такая поговорка: «Тот, кто ни разу не поднимался на Фудзи,— глупец, тот же, кто поднимался дважды,— вдвое глупец». Совершить в жизни восхождение на Фудзи-сан нужно обязательно, и первые впечатления настолько сильны, что они затмевают все последующие восприятия этой совершенной горы.
Виды горы Фудзи: гравюры Хокусая
Япония, карта расположения вулкана Фудзияма