Флоренция — центр итальянской области Тоскана. В этом прославленном своими традициями художественном центре еще в X—XI веках выработалась собственная школа архитектуры, продолжавшая позднеантичное направление.
Грандиозный силуэт Флорентийского собора господствует над обликом прославленного города, четко вырисовываясь на фоне синего небосвода, представляя собой одну из наиболее известных достопримечательностей Италии и Тосканы. Чем ближе зритель подходит к собору, тем больше начинают увеличиваться колоссальные размеры здания, превосходящие все привычные масштабы.
У его подножия воспринимается уже не столько красота линий и форм, сколько сила гигантской массы собора, увенчанного огромным куполом. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре стал зримым рубежом, отделившим архитектуру Средневековья от архитектуры новой эпохи — эпохи Возрождения.
В конце XIII века жители Флоренции начали строительство нового городского собора. Его возводили на месте древнего храма, который назывался Санта-Репарата — Святая Репарата. Эту святую особо почитали во Флоренции, так как в начале V века, в день ее памяти, жители Флоренции одержали победу над варварами во главе с Радагайсом.
В благодарность за спасение города была построена церковь Санта-Репарата, которая к XII веку стала главным городским собором. К концу XIII века ее обветшавшее здание уже не отвечало ни вкусам, ни потребностям горожан. Оно было маленьким и не вмещало всех желающих, и вдобавок его облик не соответствовал возросшему богатству и могуществу Флоренции.
Флорентийцы решили воздвигнуть новый городской собор таким, «чтобы нельзя было потребовать от человеческих сил и рвения ни большей по размерам, ни более прекрасной постройки». Гигантская величина и сказочная пышность собора призваны были символизировать богатство и мощь Флоренции, стать предметом гордости ее жителей и свидетельством их патриотизма. Создавая собор, флорентийцы думали прежде всего о чести города.
Торжественная церемония закладки нового собора состоялась 8 сентября 1296 года, в праздник Рождества Богородицы. Первый камень в основание собора был заложен кардиналом — послом римского папы, в присутствии многочисленных епископов, священников и гражданских властей Флоренции, а также огромного количества горожан.
Строительство собора стало важным общегосударственным делом. Так как расходы предстояли огромные, все жители Флорентийской коммуны были обложены специальным налогом, а папа римский заранее обещал отпущение грехов всем, кто жертвовал на строительство храма.
Первым строителем собора стал архитектор Арнольфо ди Камбио, крупнейший архитектор того времени. Он задумал построить колоссальное здание с планом в виде латинского креста. Над пересечением нефов должен был подняться громадный купол, который станет центральным элементом всего ансамбля.
Но в 1302 году Арнольфо ди Камбио скончался, успев лишь частично возвести боковые стены, и полностью — стену фасада, наполовину отделав ее. С 1310 года строительство собора прекратилось и возобновилось только сорок пять лет спустя, в 1355 году. Во время этого почти полувекового перерыва архитектором Джотто ди Бондоне была построена колокольня собора, известная под именем «кампанила Джотто».
С 1355 года строительством собора руководила специальная комиссия, а главным архитектором был назначен Франческо Таленти. Проект ди Камбио был отставлен и вместо него принят новый, предусматривающий некоторое расширение собора. Но строители столкнулись с чрезвычайно сложной технической задачей: как возвести громадный купол?
В 1366—1367 годах флорентийцы объявили специальный конкурс на проект окончательного завершения недостроенного собора, в котором приняли участие не только архитекторы, но и художники. Один из них, Андреа Бонайути, даже изобразил собор, каким он себе его представляет — в законченном виде, с куполом, — на фреске Испанской капеллы церкви Санта-Мария Новелла. Но проблема, как построить купол, все равно снята не была, и разрешить ее сумел только Филиппо Брунеллески, крупнейший итальянский зодчий эпохи Возрождения.
Брунеллески родился в 1377 году во Флоренции. По его проектам во Флоренции было сооружено несколько крупных построек, и к тому времени, когда он начал работу над куполом собора, он был уже зрелым мастером.
Еще во время строительства, в 1412 году, новый собор был официально посвящен Богоматери и стал называться Санта-Мария дель Фьоре — собор Девы Марии с Цветком Лилии в Руке. Остатки древней церкви Санта-Репарата, которую сломали в 1375 году, вошли в объем нового здания.
В 1420 году крупнейшие мастера Тосканы и зарубежные архитекторы собрались во Флоренции для обсуждения метода возведения купола недостроенного собора Санта-Мария дель Фьоре. Среди разных мнений совершенно неожиданным прозвучало предложение Брунеллески: возводить купол без каких-либо строительных лесов, что позволяло значительно сэкономить на средствах и материалах.
При этом купол должен быть не сферическим, так как верхняя часть такого купола не выдержит нагрузки и обвалится, а стрельчатым, вытянутым вверх и ребристым. Восемь ребер купола должны были принять на себя основную нагрузку.
Многим эта идея показалась фантастической, но Брунеллески сумел убедить в своей правоте коллег и городские власти Флоренции. Строительство купола в основном было завершено в 1436 году, но окончательно он был достроен в 1446 году, а венчающий его фонарь — только в 1467 году, уже после смерти Брунеллески.
Диаметр купола Флорентийского собора составляет 42 м. Это значительно превосходит все предыдущие постройки Античности и Средневековья. Огромный, вознесенный вверх купол, по словам восхищенных современников, был «могучим и воздушным, способным осенить все народы Тосканы».
Освящение собора состоялось 25 марта 1436 года. На церемонию был приглашен папа римский Евгений IV. «Папа охотно выразил согласие, — пишет Никколо Макиавелли. — И, дабы воссияли одновременно и великолепие города, и блеск нового храма, а также, чтобы почтить главу церкви, от Санта-Мария Новелла, где проживал папа, до собора построили помост в четыре локтя шириной и два высотой, со всех сторон задрапировав его богатейшими тканями.
По этому помосту и направился в новый храм папа со своим двором в сопровождении магистратов и особо отобранных для этого случая граждан. Все прочие граждане и простонародье рассыпались по улицам, собрались у окон домов и в церкви, чтобы видеть это величественное зрелище».
В 1471 году был сделан «последний штрих» — фонарь купола собора увенчал шар с крестом. Таким образом, через 175 лет после дня закладки первого камня собор был завершен. Его строительство обошлось Флоренции в 18 млн золотых флоринов.
В XV веке Флорентийский собор являлся самой большой церковью в Италии. Он вмещает 30 тыс. человек. Его протяженность составляет около 150 м, ширина — 38 м, высота до верха креста — около 115 м. Долгое строительство наложило на здание собора печать различных стилей — по конструкции собор готический, но по духу — ренессансный.
Фасады собора облицованы разноцветным мрамором, а огромный купол, покрытый кирпично-красными плитками, доминирует в панораме города. К собору примыкает изящная колокольня высотой 99 м — так называемая «кампанила Джотто». Внутри собор огромен, он наполнен светом и воздухом. Вместо традиционного ощущения высоты, бесконечности сводов во Флорентийском соборе чувствуется необъятная ширина. Светлые гладкие стены собора вызывают чувства покоя, умиротворения и радости.
С Флорентийского собора берет свое начало архитектура новой эпохи. И несмотря на то что во время ее развития мастерам XV—XVI веков удалось превзойти образец, собор Санта-Мария дель Фьоре на века сохранил свое значение как памятник дерзкой человеческой мысли.
Италия, карта расположения собора Санта-Мария дель Фьоре