Античный Эфес, чудо древнего мира

Эфес — город в Малой Азии (на территории современной Турции), заложенный в X в. до н. э. греками-ионийцами на побережье Эгейского моря. Эфесом владели также римляне, персы, Византия, турки-сельджуки и Османская империя. Город был знаменит одним из семи чудес светахрамом Артемиды, не сохранившимся. В XV в. Эфес был заброшен, в XIX в. открыт археологами, на его месте сейчас — археологический комплекс, представляющий собой великолепную историческую достопримечательность Турции.

Древний Эфес, история и легенды

Город-государство (полис) Эфес на западном побережье Малой Азии был основан греками-ионийцами, покинувшими метрополию после смерти царя Аттики Кодра в 1068 г. до н. э. В этом районе полуострова они заложили 12 городов, но Эфес среди них был наиболее преуспевающим благодаря торговле и самым значительным — благодаря грандиозному храму Артемиды, одному из семи чудес Древнего мира.

Согласно мифам об Андрокле, сыне Кодра, Дельфийский оракул предсказал ему стать по воле богов основателем большого города в том месте у Эгейского моря, где ему одновременно явятся рыба, огонь и дикий вепрь. Андрокл долго искал такое место, и однажды все сошлось: от костра на котором его воины жарили рыбу, поднялся большой сноп искр, от него загорелся кустарник, из которого выскочил кабан. По историку Страбону, Андрокл изгнал живших здесь ко времени его появления карийцев и лелегов, по Павсанию — лелегов и лидийцев и заключил союз с хранительницами святилища Артемиды амазонками. Это святилище размещалось на том самом месте, где карийцы поклонялись богине плодородия Кибеле, или Великой Матери, подобного культа придерживались еще более древние (со времен неолита) обитатели этих мест. Другая эфесская легенда, связанная с его названием, рассказывает, что Андрокл назвал город по имени предводительницы амазонок Эфесии, что означает «желанная», ставшей его женой. Хеттские источники называют этот город Апаса (Апаша), что, в общем, созвучно Эфесу.

В 546 г. до н. э. Эфес был завоеван Персией, в 541 г. до н.э. —Лидией. После греко-персидских войн (500-449 гг. до н. э.) Первый Афинский морской (Делосский) союз, в который входил Эфес, во время Пелопоннесской войны 431-404 гг. до н. э. принял сторону Спарты. После 386 г. до н. э. город вновь завоевала Персия. В 334 г. до н. э. персов изгнал из него Александр Македонский (356-323 гг. до н. э.). В 283 г. до н. э. Эфес сделал своей столицей бывший телохранитель и полководец Александра Лисимах (361-281 гг. до н. э.). В III в. городом владели Селевкиды, с 190 г. до н. э. — Пергам, с 133 г. до н. э. — Рим, с конца I в. до н. э. Эфес — столица римской провинции Азия. В V-VI вв. он принадлежал Византии. В 614 г после землетрясения люди начали покидать город. В 1090 г, когда его завоевали турки-сельджуки, это была уже небольшая деревня. В 1100 г. Византия вернула себе Эфес, переименовав его в Агиос-Феологос, в честь апостола Иоанна Богослова. В 1391-1392 гг. им завладели турки-османы, затем Тамерлан, и снова османы. В XV в. Эфес был окончательно заброшен.

Эфес «перемещался» несколько раз. Карийцы и лелеги жили на западных склонах горы Пион, Андрокл построил свой город у ее северных склонов. Аллювиальные наносы реки постепенно отдаляли море от города, береговая линия постоянно менялась, и Лисимах перенес третий по счету Эфес в долину между горами Панаир и Бюль-бюль (современные названия). Бывшая бухта Эфеса к этому времени превратилась в болото. Считается, что в нем погребено около 80% городских сооружений. Четвертым Эфесом называется та часть города, которая была перенесена в 541 г. по приказу лидийского царя Креза на склоны холма Айясолук (с 1914 г. город на этом холме называется Сельчук). В Библии Эфес упоминается многократно. Неудивительно: здесь жили апостолы Павел и Иоанн Богослов, Богоматерь, покинувшая Иерусалим вместе с Иоанном после распятия Иисуса и умершая, по некоторым сведениям, в Эфесе, хотя по канону место ее успения — Иерусалим. По свидетельству Апостола Павла (52 г. н. э.), в римский период в Эфесе жило около 225 000 чел. Историки считают эту цифру маловероятной и определяют ее приблизительно в 60 000 чел. И все равно это большой для античности город.

Древний город Эфес был возведен в устье реки Каистра, современное название которой Кючук-Мендерес (Малый Мендерес), на западе полуострова Малая Азия (Анатолия), в исторической области Иония, протянувшейся неширокой полосой вдоль побережья Эгейского моря, населенного в XIV-XI вв. до н. э. в основном греками-ионийцами. Строительство Эфеса в X в. с самого начала велось по строгому плану, с улицами, пересекающимися под прямыми углами, лишь с минимальной поправкой на холмистый рельеф местности. Античный Эфес и Эгейское море разделяли 1,5 км суши, сегодня развалины города находятся почти в 6 км от морского побережья.

Исторические достопримечательности Эфеса

История открытия Эфеса как археологического объекта не менее интересна, чем его древняя летопись. В 1863 г. архитектор Джон Тартл Вуд (1821-1890 гг.) на деньги Британского музея начал поиски храма Артемиды. Шансов на успех у него было чрезвычайно мало: средств не хватало, местные жители-мусульмане крайне неохотно шли в помощники англичанину, цели которого были им непонятны, а еще и потому, что местность в районе поисков болотиста, что угрожало малярией, к тому же заросшая густым колючим кустарником, а самое главное — Вуд не знал точно, где именно искать то, что осталось от величайшего сооружения. Несколько раз он был на грани гибели: от лихорадки, травм, во время покушения на британского консула в Смирне (Измир) в 1863 г И все же не сдался. С кустарником стали бороться, поджигая его. И из-под пепла постепенно стали проступать контуры городских построек Эфеса: отдельные дома, гимнасий, общественные здания, древнегреческие и христианские храмы (в руинах, конечно).

Наконец в 1866 г. взору Вуда частично открылась каменная чаша театра, где была надпись, указывающая путь к храму. 31 октября 1869 г. Вуд обнаружил фрагмент мраморного пола храма. Но погребенные под толстым слоем песка остальные его части открыть не представлялось возможным, и в 1874 г. раскопки были приостановлены. В 1895 г. их продолжил немецкий археолог Отто Бенндорф, финансировали которого австрийцы. И поныне экспедиция Австрийского археологического института, основанного Бенндорфом, самая представительная из тех, что работают на руинах Эфеса. Вторая по численности — постоянно действующая экспедиция Археологического института Эфеса. Раскопки прерывались лишь на время двух мировых войн XX в., с 1954 г. идут непрерывно, но считается, что открыто лишь 15% общей площади культурных слоев Эфеса. Это связано с тем, что приоритетной задачей стали сохранение и историческая реконструкция сооружений — там, где это возможно, хотя и раскопки, разумеется, продолжаются.

В верхней части Эфеса расположились хорошо сохранившиеся бани, или как они правильно назывались — термы Вариуса. Они были построены примерно во 2 в.н.э. из мраморных блоков и имели три отделения: Frigidarium (с холодной водой), Tepidarium (с теплой водой) и Caldarium (с горячей водой), к которым были подведены керамические трубы.

Далее идет Аг​ора — центральную площадь древнего города. В античных городах агора — это то место, где собирались полноправные жители древней Греции и решали важные вопросы городской жизни (торговые, судебные и военные). Агора в Эфесе была построена скорее всего во время правления императоров Августа и Клавдия. Агора была украшена двойной колоннадою портика, под которым размещались торговые ряды.

Это был центр торговой деятельности, куда съезжались купцы со всех концов Империи. Здесь был также рынок рабов и проводились собрания по случаям религиозных и светских праздников. Сейчас тут нет ничего кроме камней и деревьев, в тени которых гиды начинают свои рассказы об Эфесе.

Полукруглое сооружение Одеон, известное также как Малый театр, стоит на склоне холма, на севере от Агоры. Судя по надписи, его построил в 150 г. н. э. Публий Ведий Антоний. Изначальное назначение одеона — булевтерий — место заседаний городского Сената. Это первое крытое сооружение, рассчитанное на 1400 мест, использовалось поочередно: то для заседаний Сената, то для театральных представлений.

Рядом с Одеоном стоят руины Базилики времён династии императора Августа.

Пройдя дальше по улице с колоннами, турист попадает к античному муниципалитету — Пританеону. Рядом с Пританеоном, в храме Весты (III в. до н. э.) обнаружен очаг для священного огня. В древности священный огонь постоянно поддерживался перед несколькими дорическими колоннами, с написанными на них именами куретцев, сохранившимися до наших дней. Ответственность за поддержание священного огня несли жрицы Артемиды (девушки из богатых семей, которые должны были на протяжении всей своей жизни оставаться девственницами). Они высоко почитались в народе и жили в кельях, окружающих внутренний двор Муниципального дворца.  Во время раскопок в здании были найдены две прекрасных статуи Артемиды, которые ныне находятся в Музее Эфеса.

На северо западе от Агоры расположены руины водонапорных сооружений Эфеса, из-за своего размаха названные Водным Дворцом. В записи, найденной при раскопках, указано, что водный дворец, являвшийся одним из крупнейших зданий города, был построен проконсулом Лаэканием Бассусом около 80 г. до н.э. Это когда-то двухэтажное здание выполняло функцию водохранилища для городских нужд. Статуи Тритона, Венеры и Муз, найденные здесь, представлены в Эфесском музее.

Перед Водным дворцом с другой стороны от Агоры находится Площадь Домициана. В древности на террасе в западной части этой площади был храм, построенный в честь императора Домициана в 81 – 96 г.г. н.э.

Этот храм был первым из храмов Эфеса, построенных в честь одного из императоров. Рука и голова от большой статуи Домициана, найденные здесь, находятся в Музее Эфеса. Храм был построен на колоннах, а у входа в храм был установлен алтарь, украшенный воинами и оружием, которые в данное время также находится в музее.

Рядом с храмом на площади расположен фонтан Поллио, который был построен богатым эфесцем Поллио и его семьей в 97г. н.э. Фонтан построен в виде высокой арки с большим бассейном перед ним. Он снабжался водой из Водного дворца, распространяя ее дальше по всему городу. Группа статуй, изображающая приключения Одиссея и Полифема после Троянской войны, находится в Музее Эфеса, а их копии представлены в саду музея.

Перед спуском с холма расположен мавзолей Меммия. Этот памятник построен в эпоху императора Августа в I в. н.э. в честь Меммия, одного из внуков известного римского диктатора Суллы. В IV веке н.э. на северо западе от памятника был добавлен большой фонтан.

Спуск к порту проходит по одной из центральных улиц — мраморной улице Куретов. Название этой улицы связано с мифологическими персонажами, которые дали имя священной касте куретов. Сначала они возглавляли знаменитые культовые действия в Храме Артемиды, а со временем стали играть основную роль в Пританеоне, где сохранилось множество надписей, которые рассказывают о их деятельности.

Вход на улицу проходит через ворота Геракла, ну или точнее через то, что от них сейчас осталось.

Улица Куретов тянется вдоль склона от Библиотеки Цельса до Агоры. Тот вид, который она имеет в наши дни, был придан ей на границе IV и V вв., когда проводились работы по её обновлению после землетрясения, которое полностью разрушило улицу. Мощение из мрамора и природного камня гармонирует с руинами античных строений, которые стоят по обеим сторонам улицы. Здесь можно увидеть множество колонн, каменных пьедесталов, подиумов, безголовых статуй и остатков торговых лавок и жилых домов.

На многих пьедесталах до сих пор сохранились надписи, выгравированные в камне. На этой и других улицах города размещались ямы, накрытые решетками, где помещали осужденных за убийство или изнасилование. Каждый прохожий имел право плюнуть в яму, чем выражал свое осуждение. На улице также расположена стена из мрамора, на котором выгравированы все городские законы. Законы в то время были неизменны.

Где-то в середине улицы Куретов расположился еще один античный фонтан — Фонтан Траяна, построенный приблизительно в 104 г. в честь римского императора Траяна. Статуя императора стояла в центральной нише фасада над чашей и изображала императора опирающимся ногой на мир, изображенный в форме земного шара, что доказывает знание древними римлянами настоящей формы Земли уже в первом веке нашей эры. Сейчас у фонтана остался только шар, самого императора видимо тоже перенесли в музей. Чаша фонтана имела размер 20х10 метров и была окружена колоннами и статуями. Это были статуи Диониса, Сатира, Афродиты и членов императорской семьи. Сейчас они находятся в Эфесском музее. Реставрация фонтана все еще не закончена.

Чуть дальше по улице Куретов красуется Храм Адриана. Храм был построен около 138 г. н. э. малоизвестным архитектором Квинтилиусом, который посвятил храм императору Адриану. Перед храмом расположены пьедесталы от четырёх статуй, которые когда-то украшали храм. По надписям, которые сохранились на пьедесталах, определили, что это были статуи императоров Диоклетиана, Максимина, Констанция и Галерия. В середине храма можно увидеть часть оригинального подиума, который когда-то поддерживал статую обожаемого императора Адриана.

В начале 20в., при раскопке античного города Эфес, рядом с дворцом Императора, святилищами и величественными храмами был найден античный общественный туалет — изюминка Эфеса! Красота и изящество этого здания удивляет всех его посетителей и по сей день.

Материалом для строительства туалета служил мрамор. За ровными рядами писсуаров была расположена под наклоном канавка, прикрытая сверху мраморным козырьком. Слив вел в огромный подземный резервуар, который вычищался по мере необходимости.

Храм Артемиды, древнегреческой девственной богини плодородия, охоты, женского целомудрия, Луны, сегодня представляет лишь часть его фундамента и единственная колонна (собранная из обломков). Его возводили много раз. Ранние постройки погибали от пожаров и землетрясений. То самое «чудо света» было возведено в середине VI в. до н. э., его размеры были 105 на 51 м, у него было 127 колонн (по легенде, подаренных 127 властителями Греции), каждая высотой 18 м, в центре стояла позолоченная статуя Артемиды из слоновой кости. В июле 356 г. до н. э. некто Герострат, житель Эфеса, одержимый тщеславием, поджег храм, чтобы прославиться, в чем сам с вызовом признался. А настоящая слава нашла родившегося, по легенде, в ту же ночь в столице Македонии Пелле будущего Александра Великого. К началу III в. до н. э. храм был воссоздан. Его украсили скульптуры работы Праксителя, барельефы Скопаса, фрески и картины лучших греческих живописцев.

Средства на восстановление предоставил император Александр. В 263 г. храм был разграблен готами, в 401 г., когда большинство горожан уже были христианами, по приказу византийского императора Феодосия I камни его стен стали строительным материалом, а скульптуры были буквально стерты в порошок для известкового раствора.

А самый узнаваемое и красивое здание Эфеса — реконструированный в 1970-1978 гг. двухъярусный фасад древнеримской Библиотеки Цельса. Эта древнеримская библиотека была построена во время правления Адриана для Тиберия Юлия Цельса (Tiberius Iulius Celsus Polemaeanus) его сыном, Тиберием Юлием Аквилой. В библиотеке хранилось почти 12000 свитков, распределенных по нишам в стенах, на полках и в мебели.

Сейчас от библиотеки остался один двухъярусный фасад, который имеет вид театральной декорации. В нишах, между колонн нижнего яруса, расположены четыре женские скульптуры: «Премудрость», «Добродетель», «Мысль» и «Познание». Мраморные оригиналы статуй хранятся в «Эфесском музее» г. Вены, а на их месте в Эфесе установлены гипсовые копии.

Напротив библиотеки разместилось здание так называемого публичного дома, до которого по слухам из библиотеки вел подземный ход. Мужчины города так обманывали своих жен, говоря, что идут читать книги. На тротуаре, который ведет к публичному дому, сохранилась одна из самых первых в мире реклам, на которой одна из жриц любви приглашает к себе в гости.

От библиотеки Цельсия до главного театра тянется так называемая Мраморная дорога. Улица тянется вдоль торговой площади и отделена от нее высокой стеной. Вдоль Мраморной дороги обнаружены надписи и рисунки, которые предположительно были первыми рекламными надписями и плакатами.

Из всех объектов археологического комплекса в наилучшем состоянии сегодня — Большой театр, вмещавший примерно 24 000 зрителей. Театр считается одним из тех памятников прошлого, которые сохранились лучше всего. Как и все сооружения того времени эфесский театр разделен на три секции: скена (служебные помещения и гримерки), орхестра (круглая площадка, где выступал хор) и кавеа (сектор зала для зрителей).

Зал по отношению к сцене поднимается на 30 метров и завершается портиком для улучшения акустики. Театр использовался как для гладиаторских боев, так и для различных выступлений. Но все же гладиаторские бои были в те времена намного популярнее музыки и танцоров).

От театра к морю тянется длинная и широкая Портовая улица, которая когда-то вела в известный античный порт, исчезнувший много веков назад вместе с водой. Т.к. эта улица была первым, что видели приезжающие в Эфес люди, она была сделана очень величественно, красиво и носила имя императора Аркадия. Широкая улица, украшенная статуями и мраморными колоннами, растянулась более чем на 500 метров. Эта улица подсвечивалась ночью примерно 50-ю фонарями, и была одной из трех улиц во всем мире, которая имела подсветку в то время. Вдоль этой улицы также располагался Гимназиум, а ближе к порту были построены портовые бани для приезжих.

Эфес является кандидатом на внесение в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Турция, карта расположения древнего Эфеса

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика