Индию не зря называют «страной праздников». Сотни больших и малых торжеств проходят во всех регионах Индостана в любой сезон года. Большинство из них связанно с богатым историческим и религиозным наследием Бхарата. Одним из наиболее популярных событий такого рода считается популярная культурная достопримечательность Индии фестиваль Дассера (dussehra), который является государственным праздником в Индии и отмечается в конце сентября – начале октября.
Дассера, Маха-навами или Виджайя-дашами знаменует собой окончание праздничного «марафона» Наваратри и начало прохладного сезона в Индии. Даты, связанные с праздником Дассера, позволяют – на китайский манер – назвать его «Фестивалем десяток». Название праздника происходит от санскритского термина «даса-хара», означающего устранение 10 пагубных качеств. Кульминация Дассеры приходится на 10-й день месяца Ашвин по индийскому календарю, а сами торжества длятся 10 дней.
Хотя в разных штатах Индии Дассера имеет различную мифологическую подоплеку, большинство индуистов сходятся в главном поводе для этого события – чествование божественной воительницы Дурги, являющуюся грозной ипостасью богини-матери Дэви или Шакти.
Этот праздник чествует величайший подвиг Дурги – победу в схватке с демоном-разрушителем Махишей (Махишасурой), которая длилась 10 дней. В связи с этим, еще одним распространенным именем Дассеры является Дурга-пуджа («Поклонение Дурге») или Дурготсав («Фестиваль Дурги»).
Одним из самых масштабных, зрелищных и известных является фестиваль Дассера, проходящий в южноиндийском штате Тамилнад. Десятки тысяч людей собираются здесь, чтобы принять участие в этом незабываемом действии.
Дассера празднуется здесь в течение 12 дней. Участники фестиваля облачаются в красочные наряды божеств, символически отбрасывая свои грехи и очищаясь телом, умом и душой.
Самым рьяные адепты облачаются в костюм богини Кали, и многие участники торжества подходят к ним за благословениями.
В Северной Индии Дассеру отмечают, как Виджай-дашахру – годовщину победы царевича Рамы над демоническим властителем Ланки Раваной. В древнеиндийском эпосе «Рамаяна», где описано это событие, говорится, что вдохновение для своего легендарного подвига Рама получил после совершения ритуального поклонения Дурге.
…Восемь дней Рама молил судьбу о победе над демоном Раваной. Чтобы угодить богине, он собирал редчайшие голубые лотосы — любимые цветы Дурги. На восьмой день он преподнёс ей 108 распустившихся лотосов. Чтобы испытать верность Рамы, богиня спрятала один цветок. Только цифра 108 означала доброе предзнаменование. И тогда Рама решил пожертвовать своим глазом. Но Дурга пожалела Раму и дала ему чудодейственную силу.
За несколько дней до начала праздника возводят временные храмы для богини добра Дурги. Сооружают огромные фигуры десятиголового Раваны и его служителей. Высоко поднимают демонов в юбках, с тощими ногами и короткими руками. Внутри эти фигуры мастерски заряжены шутихами.
В дни празднования Дассеры на улицах индийских городов происходят массовые народные гулянья с танцами под традиционную музыку и экспрессивными инсценировками, посвященными истории легендарной победы Рамы («рамлилы»). Старейшая мистерия в честь Рамы проходит в священном городе Варанаси, а самая массовая – в окрестностях Красного форта в Дели.
Под открытым небом устанавливаются различные приспособления для фейерверка — мельницы, карусели, вертушки в виде фантастических кустов и деревьев, а также огромные изображения десятиглавого царя-демона Раваны, его брата Кумбхакарана и сына Мегханада, которые подвергаются ритуальному сожжению по окончание торжеств.
Выглядит все очень эффектно — Рама выпускает горящую стрелу и поражает ей гигантское чучело Раваны. Мгновенно вспыхивают одежды и начинают срабатывать шутихи, которыми начинён манекен. Огонь переносится на других демонов, вспыхивают тысячи огней карусели и мельницы. Ликование толпы в который раз подтверждает: добро всегда побеждает.