Пизанский собор (Duomo di Santa Maria Assunta) является главным кафедральным собором города, возведен в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии в 11-13 веках. Величественный храм, ставший настоящей гордостью местных жителей и оказавший огромное воздействие на развитие не только итальянской, но и европейской архитектуры, построен в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой шедевр романской архитектуры и одну из ярчайших достопримечательностей Италии. Расположенный на Пьяцца дель Дуомо, известной также как Площадь Чудес, комплекс из собора, колокольни (падающей башни) и баптистерия внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Колокольня собора, она же знаменитая Пизанская башня, является изюминкой сооружения: шестиярусная галерея, опоясывающая здание, придает ему таинственный вид и намекает на средневековые тайны. Столь уникальное композиционное решение не имеет аналогов в романской архитектуре.
Пизанский собор, история возведения
К XI веку Пиза являлась одним из самых могущественных городов Средиземноморья. И в 1063 году был заложен первый камень собора, ставший главной достопримечательностью города. Основателям собора хотелось превзойти венецианских конкурентов, которые на тот момент достраивали собор святого Марка в Венеции.
Строительство было поручено архитектору Бускето ди Джованни Джудиче, основателю своеобразного пизанского стиля. По замыслу архитектора смесь фрагментов византийского, ломбардского и даже исламского стилей подчеркнут размах торговых связей Пизы со странами Европы и Азии. Архитектор похоронен в склепе в левой части фасада, построенной его преемником Райнальдо, который продолжил строительство собора.
Райнальдо удлинил главный неф здания и возвел фасады. Именно ему принадлежит оформление главного фасада собора в виде нескольких рядов легких, изящных полукруглых аркад. В Тоскане не было принято украшать фасады церквей скульптурой, и мастер Райнальдо просто облицевал фасад белым и черным, с серо-голубым оттенком, камнем с мраморными инкрустациями.
В основном строительство Пизанского собора было завершено в 1150-х гг. Такая сравнительно быстрая постройка объясняется тем, что мастера не тратили времени на возведение сложных каменных сводов: перекрытие центрального нефа выполнено деревянным.
В результате произошедшего в 1595 году пожара Пизанский собор значительно пострадал, но был реконструирован. На протяжении своей истории он не раз подвергался реставрации. Так, интерьер собора был существенно изменен в 17-18 веках. Однако, кафедральный собор продолжает восхищать ценителей итальянского искусства своим архитектурным и интерьерным убранством до настоящего времени. Сегодня Пизанский собор является действующим храмом, в котором ежедневно по утрам проводятся богослужения.
Архитектурный облик Площади Чудес
Прекрасный мраморный фасад собора в «пизанско-романском» стиле доминирует на зеленой Площади Чудес. На самом верху с западной стороны здания возвышается статуя Девы Марии с младенцем. По обе стороны от нее стоят четыре евангелиста. Некоторые элементы фасада имитируют исламские мечети Египта, Сирии и Туниса. Например, ряды колонн, как в Большой мечети Кайруана, или полосатые арки как в мечети Кордовы.
Изначально храм имел форму греческого креста с перекладинами равного размера, в центре которых располагался купол. Если посмотреть на план современного собора, то он имеет вид латинского креста.
Раньше на фасаде собора (с восточной стороны) была размещена скульптура Пизанского грифона, которая представляет собой самую значительную по размеру металлическую мусульманскую скульптуру 11 века. На настоящий момент оригинал скульптуры находится в соборном музее, а на его прежнем месте находится копия.
Другая особенность Пизанского собора — массивные бронзовые ворота с красивым рельефом, изображающим библейские истории. Ворота, отлитые после пожара в 1595 году, являются главным входом, открытым для посетителей летом, в остальное время вход осуществляется через южный трансепт возле Пизанской башни, где установлены оригинальные бронзовые двери работы Сан Раньери (XII в).
Строительство звонницы-кампанилы (Пизанской башни) было начато в 1174 г., как предполагают, мастерами Вильгельмом (Гульельмо) из Инсбрука и Боннано. Башня имеет монолитное основание, окруженное «слепыми» (без прохода внутрь) аркадами. Над ними поднимаются шесть ярусов арочных галерей, таких же как и аркады главного фасада собора. Этот мотив аркад объединяет весь ансамбль в единое целое.
Высота башни составляет 56 м, диаметр – 15 м. На вершину башни ведет лестница в 294 ступени. Вследствие неравномерной осадки грунта Пизанская башня накренилась еще в период строительства. Чтобы воспрепятствовать ее падению, последний ярус башни, возведенный в 1301 г., с целью восстановить равновесие был смещен в сторону, противоположную наклону башни. Сегодня отклонение башни от вертикальной оси составляет 4,5 м, и оно продолжает увеличиваться со скоростью 7–10 мм в год.
В ансамбль собора входит круглое здание баптистерия. Его начал возводить архитектор Диотисальви в 1153 г. в романском стиле, созвучном всему соборному ансамблю. Диаметр основания баптистерия составляет 35 м. Сооружение увенчано высоким полукруглым куполом.
Интерьер Пизанского собора
Красивый проход ведет в неф собора, окруженный гранитными колоннами коринфского мрамора. Из-за пожара в украшении интерьера, в основном, сохранились лишь работы эпохи Возрождения, но есть и несколько прекрасных средневековых достопримечательностей. Одной из них является гробница императора Генриха VII с парой ангелов в южном трансепте.
Интерьер собора украшают позолоченный потолок и многочисленные мраморные скульптуры. Скульптурные работы в храме связаны с именем выдающегося итальянского мастера Никколо Пизано. Его скульптуры напоминают искусство времен Римской империи и раннего христианства. Многие исследователи усматривают в творчестве Пизано первые проблески эпохи Ренессанса (проторенессанс). Дело отца продолжил его сын, Джованни Пизано, также много работавший над украшением храма.
Наиболее восхитительной является мозаика в апсиде с изображением Христа, окруженного Девой Марией и апостолом Иоанном. Создатель части мозаики – знаменитый Чимабуэ (Бенвенуто ди Джузеппе), работавший над изготовлением головы апостола в 1302 году. Фреска купола, изображающая вознесение Богородицы, была создана мастером Риминальди.
Кафедра, выполненная в 1302-1310 годах известным мастером Джованни Пизано и являющаяся одной из главных достопримечательностей собора, представляет собой великолепный образец скульптуры средневекового периода. В нижней части кафедры располагаются колонны, размещенные на львиных спинах. В основной части кафедры изображены девять религиозных сцен из Нового завета: Благовещение, Рождество, Избиение младенцев, Поклонение волхвов, Бегство в Египет, Распятие, Страшный суд. Для создания скульптур был использован белый мрамор.
Согласно преданиям, великий ученый Галилео Галилей сделал несколько открытий, не только с высоты Пизанской башни, но и в кафедральном соборе. Путем наблюдения за лампой, висевшей в соборе, он вывел свою известную теорию о движении космических тел. В настоящее время эта знаменитая лампа находится в капелле Аулла, которая расположена в Кампо-Санто.
В Пизанском соборе хранятся мощи Святого Раньери, который считается покровителем города. Большое количество верующих приходит в собор поклониться мощам этого святого, обладающим целительной силой.
Также в соборе находится гробница императора Рима Генриха VII. Гробница была искусно декорирована мастером Тино да Камаино в 1315 году. Однако, в настоящее время часть оригинальных скульптур, украшающих гробницу, находится в соборном музее.
Большое количество декора в кафедральном соборе относится к изделиям 17 века. Особенно знаменита дароносица, находящаяся возле алтаря капеллы святого Таинства, изготовленная скульптором Джованни Баттиста Фоджини.
Пизанский собор с «падающей» башней и монументальным круглым баптистерием составляет исключительный по цельности и монументальному величию средневековый ансамбль. Он явился образцом для многих других построек Тосканы. Из других достопримечательностей этого региона Италии также следует отметить Флоренцию, город уникальной архитектуры и удивительных культурных особенностей, таких, как «исторический футбол» кальчио; также интересен находящийся на окраине города уникальный дворец в мавританском стиле Саммеццано. А такие провинциальные городки, как Сан-Джиминьяно с его средневековыми небоскребами и расположенный на скалах «маленький Иерусалим» Питильяно, заставят учащенно биться сердце любого путешественника.
Италия, карта расположения Пизанского собора
Awesome place.
Добавить комментарий