Монастырь Дрепунг, великая цитадель Учения | TourPedia.ru

Святые места Тибета, часть 6: Монастырь Дрепунг, великая цитадель Учения

Монастырь Дрепунг является одним из трех главнейших монастырей школы гелуг в Тибете. Два других – это монастыри Ганден и Сэра. Удивительная достопримечательность Китая, монастырь Дрепунг находится в 8 километрах от Лхасы на небольшой горе Гампо Утце, которая расположена у подножия горы Гепхел.

Название «Дрепунг» в переводе с тибетского означает “рисовая горка”, а Гепхел – “увеличение добродетели”. Ведь весь этот монастырь, подобно подношению чашечке риса на буддийском алтаре, является безмерным подношением Буддам и боддхисаттвам. Белые стены монастыря на фоне горы выглядят как гора риса. Таким образом, монастырь сполна оправдал свое название.

Монастырь Дрепунг был построен в 1416 году одним из главных учеников Ламы Цонкапы по имени Джамьянг Чодже Таши Палден (1397 – 1449 гг.).  Однажды наставник — лама Цонкапа — передал своему ученику Джамьянгу Чодже белую раковину, некогда принадлежавшую самому Будде Шакьямуни (загадочную белую раковину можно и сейчас увидеть в большом зале для чтения сутр), и обязал его построить монастырь, где и будет храниться эта священная реликвия.

Как предсказывал сам Лама Цонкапа, этот монастырь должен был стать цитаделью буддийского учения в Тибете. Дабы исполнить волю учителя, Джамьянг Чодже отправился в долгое путешествие, чтобы найти наиболее подходящее место для будущего монастыря. В своем долгом странствии Джамьянг Чодже остановился на ночлег у подножия высокой горы.

Там ему приснился вещий сон, в котором монаху было сказано, что, если построить монастырь на вершине этой горы, то он прославится своими великими учеными и большой общиной монахов. Однако они будут страдать от недостатка средств и будут вынуждены нищенствовать. Если же построить монастырь у подножья этой горы, то монашеская община будет жить в полном достатке, но в ней будет очень мало истинно мудрых монахов.

Проснувшись, Джамьянг Чодже принял решение строить монастырь на этой горе — в самой ее середине. Так появился великий монастырь Дрепунг, который со временем стал самым большим монастырем в Тибете, служившим домом нескольким тысячам монахам. Дрепунг обрел статус «чоде», что в переводе с тибетского означает «Великая цитадель Учения».

В течение первых тридцати двух лет сам Джамьянг Чодже давал устные наставления Трипитаки  – свода буддийских священных текстов, а также тантрические учения четырёх классов тантры. Большое число монахов Дрепунга со временем разделилось на семь групп, в каждой из которых свой учитель давал наставления.

Так возникли семь колледжей монастыря: Гоманг, Лосел Линг, Деянг, Шагкор, Гьелва или Тхосамлинг, Дулва и Нгагпа. Позднее колледжи объединились: в Гоманге и Лосел Линге стали практиковать сутру, в колледже Нгагпа основной акцент делался на тантру, а в Деянге практиковали и то, и другое.

Монастырь получил быстрое развитие и уже через год насчитывал 2000 монахов, а к середине 17 века в Дрепунге жили и проходили обучение уже около 10.000 монахов. Большинство изучали и практиковали Трипитаку. Многие стремились совершать десять созидательных действий в соответствии со своими умственными способностями.

Некоторые же выполняли хозяйственные работы ради экономического благосостояния монашеской общины. Образованные монахи после окончания обучения в главном монастыре отправлялись служить настоятелями дочерних монастырей. Поэтому тесно связанных с Дрепунгом учреждений было много. Таким образом, эта община играла роль главного центра учений Будды. 

В то время Дрепунг стал самым крупным буддийским монастырем во всем мире. Настоятели монастыря, известные под титулом Трипа Кхенпо, занимали высокие посты в правительственных органах Тибета.  До постройки Дворца Потала в середине 16 века здесь жили Далай ламы вплоть до Пятого. Таким образом, монастырь являлся влиятельным центром и религиозной, и политической жизни страны.

В то время как дворец Потала находился на реконструкции, пятый Далай-лама переехал в Дрепунг. Он решил расширить территорию монастыря. После значительного увеличения площади и ряда изменений Дрепунг стал напоминать город, обнесенный крепостной стеной.

Монастырь Дрепунг был крупнейшим и влиятельным монастырем школы гелуг на протяжении многих столетий. В 1959 году, во время культурной революции, монастырь был практически разрушен. Сейчас он внесен в список национального культурного наследия, достаточно хорошо отреставрирован и продолжает функционировать, но в совершенно ином масштабе.

Монахов в нем теперь всего несколько сотен, внутри находится музей, посещаемый туристами со всего мира. Интересно погулять по территории Дрепунга, осмотреть множество зданий, соединенных между собой узкими лабиринтами.

Монастырь хранит богатейшую коллекцию исторических реликвий, художественных произведений и манускриптов. В монастыре Дрепунг установлена знаменитая статуя Будды Будущего Майтрейи. Паломничество в Дрепунг — важный пункт на пути к коре вокруг Кайласа.

Один из главных ритуалов здесь называется Shai Dafo, что переводится как «Солнечные ванны для Будды». В числе важнейших достопримечательностей монастыря можно назвать самую большую в Тибете танку. Эту танку — изображение Будды на ткани – монахи выносят на улицу и выставляют на солнце, чаще всего расстилая танку на склоне горы. Этот ритуал проводится в первый день Ходоин, который отмечается ежегодно в начале августа.

Праздник Ходоин означает в буквальном смысле «праздник кислого молока». Начинается праздник выставлением большой танки Будды. Затем идет программа театральных выступлений. Экспонирование танки длится около трех часов, после чего ее снова свертывают и уносят в монастырь. Во второй половине дня центр праздничных мероприятий переносится в парк Норбулинку. В течение недели не прекращаются театральные представления. Люди иногда целыми семьями приходят в парк Норбулинку и другие парки Лхасы, где разбивают палатки, обосновываясь основательно.

Китай, карта расположения монастыря Дрепунг

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено