В самом сердце Эгейского моря, в архипелаге Кикладских островов есть маленький удивительный кусочек суши, уникальная природная и культурная достопримечательность Греции, входящая в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это остров Делос (Δήλος) — именно здесь, по преданиям, богиня Лето (Λητώ) родила двух из наиболее важных богов греческого пантеона. Аполлона (Απόλλωνα) и его сестру-близнеца Артемиду (Άρτεμης), бога света дня, гармонии и равновесия и богиню Луны и ночного света.
Делос, история священного острова
Примерно к 3000 до н.э. на Кикладских островах сформировалась загадочная культура бронзового века, известная своей изящной керамикой и простенькими мраморными фигурками. К концу раннебронзовой эпохи она стала утрачивать самобытность и во II тысячелетии до н.э. была в конце концов полностью поглощена минойской и микенской цивилизациями. Сначала, согласно греческой мифологии, Делос плавал по морю. Когда красавица Лето забеременела от громовержца Зевса, его ревнивая жена Гера запретила суше давать приют сопернице. Беременная Лето скиталась, пока над ней не сжалился морской бог Посейдон. Стукнув по Делосу трезубцем, он поставил его на мертвый якорь. Поскольку сушей это вроде бы не считалось, богине разрешили там поселиться. В пещере на склоне горы Кинф по истечении девяти суток она и родила божественную двойню – всесторонне одаренного Аполлона и Артемиду-охотницу.
Неудивительно, что древние греки считали этот небольшой скалистый островок (не больше 5 км в длину и 1300 м в ширину) священным. В горном распадке появился оракул Аполлона с его алтарем, который в свое время считался одним из чудес света, сопоставимым с египетскими пирамидами и Колоссом Родосским. Согласно легенде, алтарь воздвиг сам Аполлон, когда ему было всего 4 года, из рогов коз, убитых на горе Кинф его сестрой. Храм юного бога составляет ядро обширного культового комплекса и окружен другими святилищами.
Сейчас священный остров Делос почти необитаем. Однако в III–II вв. до н.э. он был перекрестком множества торговых путей, одним из самых оживленных и богатых портов Древней Греции. Святилища в Древней Греции были важными центрами, которые связывали между собой соседние города. Также святилища были до определенного момента главным центром накопления знаний, куда обращались греки за советом в важных вопросах и делах. Также святилища были общепризнанными третейскими судьями и местом хранения сокровищ.
Святилище в Делосе издавна связывало между собой ионических греков. Так, например, Самосский тиран Поликрат выбрал Делос как религиозный центр своего государства и отдавал ему немалые почести. После побед над персами, афиняне сделали Делос формальным центром, новой столицей Аттического морского союза, и до того как общая казна союза была перенесена в Парфенон, она находилась в сокровищнице Аполлона в Делосе.
Раз в четыре года на острове проводились широкомасштабные празднества в честь Аполлона, а ежегодно – Делосские игры. По этим поводам сюда прибывали священные посланцы (феоры) с других Кикладских островов и из Афин. Религиозные празднества прославили Делос во всем греческом мире. Их ритуалы включали танец в честь героя Тесея, который сумел выбраться из критского Лабиринта, убив там получеловека-полубыка Минотавра. Танцоры двигались по сложной траектории вокруг алтаря из козьих или бычьих рогов. Эго символизировало блуждания Гесея по запутанным коридорам, где скрывалось чудовище. Впечатляющие храмы и святилища, привлекая паломников и любопытных из множества стран, способствовали развитию делосской экономики. Новые поселенцы являлись со своими богами, что привело к возникновению на террасах горы Кинф эклектического комплекса святилищ, включающего, например, храм Исиды, египетской богини, культ которой в эллинистическую эпоху стал одним из самых популярных во всем Средиземноморье.
В 426 году до н.э. афиняне устроили очищение Делоса. Все захоронения были вывезены на соседний остров, туда же отправлялись все будущие роженицы. После смерти Александра Македонского его диадохи-военачальники ещё почти сорок лет сражались между собой, в том числе и за обладание островами Эгейского моря. В период с 314 года по 166 год до н.э. Делос был независимым городом и религиозным центром. А после поражения македонян от римлян под Пидной в 168 г. до н.э. перешел к победителям, которые затем передали остров в управление Афин.
Афиняне после 166 г. до н.э. провозгласили Делос свободным портом с правом беспошлинной торговли для приходящих судов, здесь сосредоточилась вся торговая активность Средиземноморья. Целью было экономическое уничтожение конкурента — острова Родос. Потянулись богатые купцы, банкиры, владельцы морских судов. А также строители, художники, ремесленники для строительства и украшения их роскошных домов.
В 88 году до н.э. Делос участвовал в войне с Митридатом VI, царем Понта на стороне Рима. Митридат в отместку разграбил остров и вывез с Делоса значительную часть произведений искусства. После принятия христианства, Делос постепенно опустел из-за закрытия языческих культов и морских пиратов, терроризировавших остров.
Достопримечательности Делоса
Первое, что замечал путешественник, подплывающий к островку Делос, в дни его процветания, была зубчатая гранитная масса, поднимавшаяся из фиолетовых вод Эгейского моря. В северной ее части перед крупным городом простиралась почти километровая гавань. Здесь было множество причалов и пирсов, а вдоль набережной шла стена товарных складов. За портовой зоной по склонам горы Кинф беспорядочно теснились городские кварталы. На площади 15 кв. км уживалось более 20 000 человек – это было одно из самых густонаселенных мест древнего мира.
Большинство домов строилось из местного камня, гранита, и легко расслаивающегося кристаллического сланца. На общественные здания и виллы шел белый мрамор, как местный, гак и с соседних островов – Пароса и Наксоса. Богатые дома были двухэтажными, с балконами и внутренним двором, окруженным колоннадой. Беднота застилала земляной пол циновками, люди зажиточные делали его мраморным или мозаичным, а стены расписывали имитацией лепнины и фресками, как в Помпеях.
Остров не знал войн и природных катастроф, поэтому здания очень хорошо сохранились. Многие из зданий сохранили стены до второго этажа, внутренние дворы, роскошные напольные мозаики и даже керамику в ванных и санузлах. В этом же квартале находится мраморный городской театр, а также святилища чужеземных богов, в которых молились персы, египтяне, сирийцы и нубийцы.
Посреди приемных залов или в нишах часто ставили статуи – этот обычай появился в IV в. до н.э. Раньше такие фигуры изображали только богов или олимпийских чемпионов. Они стояли в храмах, святилищах, вдоль ведущих к ним дорог, на городских площадях и улицах. Однако после завоевания Александром Македонским Ближнего и Среднего Востока, в эпоху эллинизма, греки переняли многие тамошние обычаи. Скульпторы взялись за простых смертных, изображения которых стали украшать интерьеры богатых жилищ. В доме Клеопатры, богатой афинянки, поселившейся на Делосе, стояли статуи ее самой и ее мужа в натуральную величину.
Сегодня Делос является археологической зоной. На острове нельзя ночевать. Его можно посетить в течение дневной экскурсии. Осмотр острова посетитель начинает с осмотра Священного порта, куда прибывают экскурсионные корабли. Рядом находится Агора Делоса и Священное озеро, на островке посредине которого Латона рожала божественных близнецов.
Далее идет, Алея Львов и знаменитое святилище Диониса. Рядом находятся другие храмы и сокровищницы греческих полисов. К северу от порта находятся менее знаменитые развалины. Это кварталы жилых домов 4-3 веков до н.э. Однако ценность этих развалин достаточно велика.
Легендарная Аллея Львов была пожертвована жителями острова Наксос в конце VII века до н.э., чтобы продемонстрировать могущество их острова-государства. Первоначальное число статуй неизвестно, но предположительно между 9 и 19. В октябре 1999 г., скульптуры были перенесены в Музей Делоса, а на их места установлены точные копии.
Обязательным для посещения является Археологический музей Делоса, который расположен к востоку от храма Диониса. Это один из самых значимых археологических музеев Греции после Афинского и музея Ираклеона на Крите.