Не ищите Дагомею на современной карте – она исчезла. Теперь эти земли на побережье Гвинейского залива принадлежат Республике Бенин. Два века назад, во времена своего расцвета, Дагомея была военизированным государством с вымуштрованной армией, все устройство которого было направлено на захватнические войны. Европейцы называли ее то Черной Спартой, то Невольничьим Берегом.
Каждую весну воины Дагомеи отправлялись грабить соседей и захватывать рабов, часть которых продавали, а часть оставляли себе. Но несчастным пленникам могла быть уготована и более страшная судьба, чем отправка в Вест-Индию. В Дагомее практиковались человеческие жертвоприношения – ритуал, позже известный как культ вуду.
Королевство обогащалось благодаря работорговле. Львиная доля «черного дерева» поставлялась европейским работорговцам именно дагомейскими королями. До середины XIX века они ежегодно продавали, по некоторым оценкам, до 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупали спирт, табак, ткани и главное – огнестрельное оружие, с помощью которого можно было захватить еще больше рабов. В общем, это было деспотичное африканское государство, наживавшееся работорговлей.
Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления короля Уагбаджа. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, «дан» — это жизненная энергия в мифологии народностей фон и эве.
В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом и столицей королевства становится Абомей, где до сих пор сохранился великолепный образец архитектуры того времени — комплекс, состоящий из 12 дворцов, принадлежавших королям канувшего в лету государства, и который был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
Первый дворец комплекса был построен в 1695 году королем Уагбаджа, основателя города Абомей. Строительство дворцов продолжалось вплоть до конца 19 века, почти 200 лет активно развивающийся город оставался политическим центром Дагомейского королевства.
При строительстве дворцов использовался весь подручный материал, имеющийся в наличии: фундамент закладывали прямо из земли, кровельным материалом служили листы металла и солома, а деревянные конструкции и фрагменты стен возводились из бамбука, африканской разновидности тиса — ироко и пальмовых бревен.
Сами стены украшали барельефами, которые были сделаны из глины с последующим окрашиванием и служили своеобразными летописями, фиксирующими переломные моменты в истории государства.
Главными сюжетами барельефов, как правило, выступали дагомейские мифы и легенды, изображения основных политических побед и войн, обычаи и традиции народа.
История королевства заканчивается в 1894 году, когда Дагомея подверглась нападению французской армии, и после череды сражений пала под натиском колонизаторов. Последний правитель Дагомеи совершил поджог дворцового комплекса, в результате которого большая часть зданий была уничтожена. Уцелевшие после пожара дворцы стали гордостью и достоянием современных жителей Бенина, которые безоговорочно верят в то, что эта территория священна, а духи предков по сей день охраняют свои владения.
Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?
В основе религии народа Фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца.
Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.
На побережье отправлялся другой культ, культ Великого Змея-Дамбаллы, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви.
Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.
Впоследствии сонм дагомейских духов-лоа, божков и божеств оформился в культ Вуду, который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами.
Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, иногда под настроение воскрешают мертвецов. Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».
Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор».
Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.
Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.
Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний дворец в Петербурге, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя.
У полка амазонок был полусвященный статус, имевший непосредственное отношение к культу Вуду. Воительницы совершали кровавые жертвоприношения. Каждая носила на шее амулет, защищавший от врагов и злых духов, а дамы-офицеры щеголяли в рогатых шлемах. Амазонки были вооружены копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, которыми они отсекали головы и гениталии врагов.
Девушки не только сражались на поле брани и охраняли дворец. Из них получались отличные шпионки. Под видом бедных торговок, доступных женщин и нищенок они легко проникали на территорию врага и добывали нужную информацию. Кроме того, лазутчицы участвовали в репрессиях и приводили в исполнение приговоры. Карательный отряд состоял исключительно из женщин.
В современном Бенине помнят об амазонках. На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Однако это всего лишь карнавал, многое изменилось в африканском государстве с тех времен, когда эта земля была под властью «братьев леопарда». Сейчас короли Бенина утратили политическое влияние, но они до сих пор имеют власть над сердцами простых людей, которые наделяют их сверхъестественными способностями.