Древняя Дагомея: Власть «братьев леопарда»

Не ищите Дагомею на современной карте – она исчезла. Теперь эти земли на побережье Гвинейского залива принадлежат Республике Бенин. Два века назад, во времена своего расцвета, Дагомея была военизированным государством с вымуштрованной армией, все устройство которого было направлено на захватнические войны. Европейцы называли ее то Черной Спартой, то Невольничьим Берегом.

врата невозврата

Невольничий берег, Ворота невозврата

Каждую весну воины Дагомеи отправлялись грабить соседей и захватывать рабов, часть которых продавали, а часть оставляли себе. Но несчастным пленникам могла быть уготована и более страшная судьба, чем отправка в Вест-Индию. В Дагомее практиковались человеческие жертвоприношения – ритуал, позже известный как культ вуду.

фигурки вуду

Алтарь вуду

Королевство обогащалось благодаря работорговле. Львиная доля «черного дерева» поставлялась европейским работорговцам именно дагомейскими королями. До середины XIX века они ежегодно продавали, по некоторым оценкам, до 20 тысяч рабов. На вырученные деньги покупали спирт, табак, ткани и главное – огнестрельное оружие, с помощью которого можно было захватить еще больше рабов. В общем, это было деспотичное африканское государство, наживавшееся работорговлей.

ритуалы вуду

Вудуист показывает нож толпе верующих и зрителей перед тем, как зарезать козу

Дата основания Дагомеи – 1625 год – достаточно спорна. Некоторые историки считают, что возникновение дагомейской государственности следует относить к периоду между 1650 и 1680 годами, во время правления короля Уагбаджа. Именно при нем в обиходе входит название Дан-хоме – Дагомея. По одной версии, название страны переводится как «Чрево Даха (Дана)» или чрево змеи. По другой, «дан» — это жизненная энергия в мифологии народностей фон и эве.

фрески дворца абомея

В XVII веке главным городом региона была Аллада. В 1724 году дагомейцы его разрушили и убили всех жителей, что не помешало впоследствии объявить это место священным. Отныне главным городом и столицей королевства становится Абомей, где до сих пор сохранился великолепный образец архитектуры того времени — комплекс, состоящий из 12 дворцов, принадлежавших королям канувшего в лету государства, и который был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.

стены дворца абомея

Первый дворец комплекса был построен в 1695 году королем Уагбаджа, основателя города Абомей. Строительство дворцов продолжалось вплоть до конца 19 века, почти 200 лет активно развивающийся город оставался политическим центром Дагомейского королевства.

скульптуры абомея

При строительстве дворцов использовался весь подручный материал, имеющийся в наличии: фундамент закладывали прямо из земли, кровельным материалом служили листы металла и солома, а деревянные конструкции и фрагменты стен возводились из бамбука, африканской разновидности тиса — ироко и пальмовых бревен.

дворец в абомее

Сами стены украшали барельефами, которые были сделаны из глины с последующим окрашиванием и служили своеобразными летописями, фиксирующими переломные моменты в истории государства.

сценки на стенах дворца абомея

Главными сюжетами барельефов, как правило, выступали дагомейские мифы и легенды, изображения основных политических побед и войн, обычаи и традиции народа.

барельефы дворца абомея

История королевства заканчивается в 1894 году, когда Дагомея подверглась нападению французской армии, и после череды сражений пала под натиском колонизаторов. Последний правитель Дагомеи совершил поджог дворцового комплекса, в результате которого большая часть зданий была уничтожена. Уцелевшие после пожара дворцы стали гордостью и достоянием современных жителей Бенина, которые безоговорочно верят в то, что эта территория священна, а духи предков по сей день охраняют свои владения.

комплекс дворцов абомея

Что же представляла из себя Дагомея накануне своего падения?

В основе религии народа Фон лежал культ предков. Этот культ был по сути государственной религией. Во дворе королевского дворца периодически отправлялся ритуал, целью которого было пополнение «обслуживающего персонала» умерших королей Дагомеи – людей умерщвляли с тем, чтобы они служили высокочтимым предкам в загробном мире в качестве слуг, причем вместе с «челядью» на тот свет отправлялся кто-то из знатного рода, чтобы служить «официальным послом умершего короля». Помимо этих повседневных обрядов проводилось массовое заклание жертв в дни похорон королей, которых хоронили тут же, на территории дворца.

забой скота на празднике вуду

Жертвы должны были нести в руках связки ракушек каури и калебасы с брагой «тафией» в качестве «платы за переезд» в другой, лучший мир. «Простых людей» было положено хоронить под тем ложем, на котором они скончались. При этом хорошим тоном считалось перерезать горло ребенку и положить эту жертву вместе с усопшим. Впрочем, тела совсем простых и никому не нужных дагомейцев просто выбрасывались в степь или в лес на съедение диким зверям.

фетиш вуду

Проклятие вуду, привязанная к палке голова обезьяны с высунутым языком

На побережье отправлялся другой культ, культ Великого Змея-Дамбаллы, который персонифицировался в «священного питона». Храм «священного питона» и поныне существует в Уиде, как раз напротив католической церкви.

храм священного питона

Гид показывает питона посетителю Храма питонов в Уиде

Он не требовал человеческих жертвоприношений. Повседневно и повсеместно дагомейцы приносили менее драматичные жертвы; фетишизм по сию пору процветает в городах и селениях Бенина, и трудно пройти по их улочках, не наткнувшись ненароком на «священное дерево» или глиняный бугорок с глазками из ракушек каури – родовой фетиш живущей в соседнем доме семьи.

амулеты вуду

Женщина несёт за поясом куклы вуду на фестивале вуду в Уиде, Бенин

Впоследствии сонм дагомейских духов-лоа, божков и божеств оформился в культ Вуду, который более всего популярен и известен в американской обработке, произошедшей на землях Гаити и Бразилии. Вуду и Бенин стали почти синонимами.

храм вуду

Жрица вуду Джабасси Манонвомин (Djbassi Manonwomin) сидит в центре комнаты на фестивале вуду в Уиде, Бенин

Действительно, «фестивали» Вуду проводятся каждые две недели в Уиде: собираются жрецы, режут кур, впадают в транс, иногда под настроение воскрешают мертвецов. Культ Вуду практикуется также в Того и в Гане, но Бенин по праву считается его «прародиной».

фестиваль вуду

На фото слева: гид показывает питона посетителю Храма питонов в Уиде, Бенин, 9 января 2013 года. На фото справа: последователь вуду танцует на фестивале в Уиде, Бенин

Главой законодательной, исполнительной и вообще всей власти в Дагомее был «король». Ниже стояли «минган» (премьер-министр), два «мео» (вице-премьеры), а также их заместители. В Уиде короля представляли «наместники» из числа его самых преданных рабов – «йевогхан» и «агор».

лица вуду

Адепты вуду смотрят, как мужчина забивает козу, возле Храма питонов на ежегодном фестивале вуду в Уиде, Бенин

Подобно римским цезарям, король Дагомеи считался живым божеством, «Абомейским львом», «Братом леопарда» и т.д. Никто не мог лицезреть, как король принимает пищу, а донесения своих подданных он выслушивал как пастор в исповедальне – за отдельным пологом, недоступный взорам простых смертных. Удивительно, как ни у кого не возникало соблазна взять и подменить короля! Тем более, что считалось, будто бы вместе с королем царствует его «астральный двойник», король-дух, который и отдает основные распоряжения.

Король Дагомеи в яйцевидном кресле

Несмотря на то, что в Дагомее была одна королева, помимо этой официальной жены король мог содержать сколько угодно жен в своем гареме. При этом принцами крови становились только сыновья «официальной» королевы, а сыновьям неосновных жен доставались роли пажей или мелких дворянчиков, которые при этом должны были тщательно скрывать, кто их отец. В гареме было также своеобразное «разделение труда». Одна из жен поддерживала огонь в очагах, другая была хранительницей и «носительницей» королевской плевательницы. Но в основном жены короля занимались кухней, поэтому не стоит думать, что они целый день проводили в неге.

беханзин

Король Беханзин с женами

Но женщин в Дагомее использовали не только в качестве посудомоек, хранительниц плевательниц и наложниц. Подобно женскому батальону, охранявшему Зимний дворец в Петербурге, дворец королей Дагомеи охраняли несколько сотен элегантно одетых девственниц-амазонок, готовых сложить головы за своего правителя.

женский батальон дагомеи

У полка амазонок был полусвященный статус, имевший непосредственное отношение к культу Вуду. Воительницы совершали кровавые жертвоприношения. Каждая носила на шее амулет, защищавший от врагов и злых духов, а дамы-офицеры щеголяли в рогатых шлемах. Амазонки были вооружены копьями, ножами для ближнего боя и длинными лезвиями на древке, которыми они отсекали головы и гениталии врагов.

учения бойцов женского батальона

Девушки не только сражались на поле брани и охраняли дворец. Из них получались отличные шпионки. Под видом бедных торговок, доступных женщин и нищенок они легко проникали на территорию врага и добывали нужную информацию. Кроме того, лазутчицы участвовали в репрессиях и приводили в исполнение приговоры. Карательный отряд состоял исключительно из женщин.

ветераны женского батальона

ветераны «женского батальона смерти»

В современном Бенине помнят об амазонках. На праздниках женщины наряжаются в одежду воинов и исполняют ритуальный танец, имитирующий сражение. Однако это всего лишь карнавал, многое изменилось в африканском государстве с тех времен, когда эта земля была под властью «братьев леопарда». Сейчас короли Бенина утратили политическое влияние, но они до сих пор имеют власть над сердцами простых людей, которые наделяют их сверхъестественными способностями.

король с семьей в Бенине

Зонты королей украшены символами, олицетворяющими их могущество. История королевской семьи Бенина уходит корнями в 1200-е годы

повозка короля бенина

Король появляется на публике только под зонтом, который подчёркивает его положение

женщины с трещотками

Женщины в красочных одеждах звонят в колокола, предупреждая о приближении кареты короля. С появлением короля на улицах воцаряется атмосфера карнавала

король в синих одеждах

Короля Бенина в синих одеждах зовут королём ночи. Дети верят, что с наступлением темноты он становится невидимым

врач короля бенина

Это Дада Вогнон, один из врачей короля Бенина. Он носит украшение из бус для защиты от злых духов, так как многие бенинцы верят в вуду. При королях есть знахари, защищающие их от злых чар и козней врагов, а также традиционные врачи

нигерийские посланники

Посланники нигерийского короля Яффина посещают Бенин. Они должны скрывать свои лица и находить путь при помощи посохов. Местным жителям запрещено с ними разговаривать

машина с королевскими номерами

Помимо карет короли также перемещаются на автомобилях с особыми номерными знаками, свидетельствующими об их особом положении

Сохранить

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика