Замок Шомон-сюр-Луар (фр. Château de Chaumont-sur-Loire) находится во Франции на берегу Луары, между городами Амбуаз и Блуа. Шато Шомон-сюр-Луар — один из мировых архитектурных шедевров и замечательная архитектурная достопримечательность Франции, а окружающий его парк считается одной из главных мировых достопримечательностей ландшафтного дизайна. Шомон, как и вся долина Луары, внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Замок Шомон, история сооружения
Замок Шомон от «Mont Chauve» (лысая гора), ставшее затем «Mont Chaud» или «Chaud Mont» (горячая гора), возвышается на скалистых отрогах Луары посреди вековых лесов. В средние века на этом месте находилась крепость.
Первым хозяином замка Шомон был некто Желдэн. Он был избавлен от необходимости оставить замок в наследство своей дочери Клэр, так как в преклонном возрасте у него родился сын Жоффруа, отличавшийся необычайно женственным обликом. Несмотря на легендарную физическую силу Жоффруа никогда не был женат, и его долгое время считали гермафродитом.
Первоначальная деревянная конструкция замка была снесена, восстановлена и вновь разрушена в 1465 году Людовиком XI в отместку Пьеру д’Амбуаз, владельцу замка, вступившему в Лигу народного блага. Вскоре после этих разрушении Пьер д’Амбуаз начал работы по строительству нового замка, который мы можем видеть еще и сегодня, но который предназначался вначале для оборонительных целей.
Суровый средневековый облик западного, наиболее раннего крыла здания был смягчен постепенным добавлением окон и антикизирующим влиянием итальянского Возрождения. Другие корпуса были построены в более позднюю эпоху и обнаруживают типично ренессансный стиль.
Строительство продолжалось при трех поколениях семьи Амбуаз: Пьеру д’Амбуаз наследовал его сын Карл I (старший из семнадцати братьев!) и его внук Карл II, завершивший строительные работы, во время которых были выполнены скульптурные рельефы двух переплетенных букв «С», воспроизводившие монограммы его имени и имени его жены Екатерины. Рельефы украсили две главные въездные башни, фланкировавшие подъемный мост. Над въездными воротами мы можем видеть герб Франции с инициалами Людовика XII и его супруги Анны Бретонской; башни украшены также геральдическими эмблемами Карла II и его дяди-кардинала Жоржа I д’Амбуаз.
Этот последний был влиятельным лицом при двоер короля в качестве легата и первого министра. Хотя, невзирая на свои надежды, он и не был избран на святой престол после смерти Александра VI Борджиа, он сумел обеспечить блестящую карьеру своему племяннику Карлу II под покровительством французской Короны.
В 1560 году после смерти Генриха II Екатерина Медичи купила замок Шомон. Именно ей принадлежит прекрасная комната, украшенная гобеленами. Вместе с королевой во Францию прибыл еще один флорентинец — астролог Козимо Руджиери. Он жил в замке Шамбор, хотя официально его резиденция находилась в аббатстве Сен-Мае, в Бретани. Некоторые считали его шарлатаном и оккультистом, для других он был человеком, истинно преданным науке. В одной из башен замка находится комната-обсерватория, где он часто совещался с королевой. Легенда рассказывает, что в ночи полнолуния Руджиери мог видеть в волшебном зеркале, сколько лет осталось жить королеве и ее сыновьям и мог также определить начало и конец их правления. Известно, что Руджиери был замешан во многих политических и дворцовых интригах, даже против особы королевы, которая предоставила в его распоряжение обсерватории во многих резиденциях. После одного из таких заговоров он был приговорен к галерам, а его соучастники Ла Моль и Коконна были жестоко наказаны. После освобождения он был вновь заключен в тюрьму по обвинению в наведении порчи на короля Генриха IV.
Оставшись вдовой, Екатерина Медичи отдала замок Шомон в обмен на Шенонсо Диане де Пуатье, фаворитке покойного короля, но та оставалась в Шомоне лишь недолгое время. Как память о пребывании Дианы в замке осталась ее комната и эмблема, составленная из рога, лука и колчана с ее инициалами.
Затем замок перешел к виконту де Тюренн (из Оверни), затем к Шарлю де Бовилье, герцогу де Сент-Эньян. Жак Ле Ре, который был владельцем замка в XVIII веке, пригласил из Италии знаменитого художника по имени Нини, который организовал здесь производство керамики, приносившее большой доход; несколько образцов медальонов, созданных Нини, и сейчас выставлено в замке. Ле Ре обогатился с помощью этого прибыльного производства, так как Нини изготовлял портреты знаменитых людей той эпохи из глины Луары.
Во времена Империи мадам де Сталь, высланная Наполеоном с предписанием проживать в 40 лье от Парижа, укрылась в замке Шомон в окружении своих близких друзей. Краткое пребывание здесь мадам де Сталь, дочери банкира Неккера, было отмечено сносом северного крыла замка, с тем чтобы открыть вид на Луару и окружающий парк.
Знатной семье Бройль замок обязан постройкой конюшен с оригинальным угловым конусообразным павильоном. В 1938 году замок был приобретен государством, которое организовало проведение реставрационных и декоративных работ, давших возможность открыть замок Шомон для посетителей.
Интерьеры замка Шомон
Комната Руджиери. Считается, что комната названа в честь одного из астрологов и советников Екатерины Медичи – Козимо Руджиери, опознавательным кабалистическим знаком которого служила греческая буква дельта. Одновременно дельта в сочетании тремя лунами может быть интерпретирована как инициал Дианы де Пуатье, которую часто соотносили с Дианой – римской богиней Луны и охоты. Инициал со знаком дельты нанесен на камин – несомненное украшение комнаты. Здесь можно полюбоваться портретом XVII в., на котором, предположительно, изображен Козимо Руджиери, и ренессансной мебелью.
Комната Екатерины Медичи. Эти покои служили парадной спальней королевы Екатерины Медичи. Ее украшает старейший гобелен шато де Шомон – «История Персея и Пегаса», привезенный из Турне и датированный концом XV в. Другими украшениями являются ростовой портрет королевы – копия XIX в. и фландрский гобелен XVI века, изобрадающий Давида и Авигею, а также замечательная резная кровать XIX века, украшенная маскаронами, рогами изобилия, фруктами и лавровыми венками. Изголовье поддерживают русалки, а столбы полога выполнены в виде всадницы и рыцаря. Здесь же находится трон XVI в., украшенный цаплей, глотающей угря, и двух единорогов.
Дополняет пространство гардероб, резной фасад которого типичен для XV века: на верхнем ярусе изображены три добродетели: вера, надежда и милосердие, во втором – четыре сезона, а в нижнем – пять чувств человека.
Зал Совета. Зал Совета отделан уникальной майоликовой плиткой XVII в. В нем можно полюбоваться столом XVI в. с лиственным орнаментом и портретом Дианы де Пуатье, однако основная достопримечательность Зала Совета – знаменитая серия гобеленов «Планеты и дни», сотканные в 1570 г. в мастерских Мартина Ромбоутса в Брюсселе. Восемь уникальных гобеленов, объединенных темой астрологии, были приобретены четой де Бройль в XIX в.
Каждый гобелен соответствует дню недели и управляющей им римскому божеству, восседающим в зодиакальной колеснице, символизирующей движение звезд. В нижней части гобеленов изображены сцены, мифологические сцены с участием божества: изображения Аполлона и Дианы, Марса и Сатурна, Венеры, Меркурия и Юпитера. Экспозицию дополняет знаменитый гобелен «Свадьбы», также происходящий из мастерских Мартина Ромбоутса.
Комната стражи. Комната стражи находится в башне – стратегически важном месте любого замка. Здесь находится уникальный сейф конца XVI в. весом более четверти тонны, гобелен XVII века с изображением сцен из жизни афинского военачальника Кимона, камин, украшенный изображениями османского оружия XIX века, подаренный Бройлям магараджей Капурталы и три полотна в неопримитивистском стиле с изображениями Христа.
Королевские покои. Королевские покои в шато де Шомон расположены в западной башне. Здесь сохранились расписанные деревянные панели стен и потолка в романтическом стиле, которые датируются 1830–1840 гг. Здесь же представлены семьдесят медальонов, выполненных итальянским художником и скульптором Жаном-Батистом Нини. Вы можете увидеть портреты Людовика XV и Людовика XVI, Марии-Антуанетты, Бенджамина Франклина, членов семьи Ле Рэя и портреты врача, адвоката и архивариуса. Сегодня эта коллекция признана самой большой и престижной в мире. В Королевских покоях также экспонируются документы и фотографии времен де Бройля.
Винтовая лестница. Винтовая лестница – настоящее сокровище замка. Лестница отражает постепенную ассимиляцию ренессансного стиля французскими архитекторами. Колонны покрыты типичным для ренессанса лиственным орнаментом и итальянскими арабесками. Витражные окна с геральдическими мотивами разных семей, которым в разное время принадлежал Шомон, освещают это впечатляющее сооружение.
Частные апартаменты. Частные апартаменты шато де Шомон дают представление о домашней, интимной жизни семьи, принадлежащей к высшему сословию. Здесь есть место торжественности, ученым занятиям, хобби и милым привычкам.
Столовая. Столовая шато Шомон украшена замечательным камином работы Антуана Марготина, ученика архитектора Сансона. Здесь же представлены гобелены XVI и XVII вв.: «Суд Париса» и «История Энея», а также сундук XVI века, украшенный резьбой на сюжет битвы Давида и Голиафа.
Библиотека. В библиотеке шато де Шомон сохранился двухсекционный шкаф XIX века, выполненный в подражание ренессансным образцам и коллекция эпохи Наполеона III – круговой и прямоугольный диваны и стулья. Три обюссоновских гобелена XVII в. иллюстрируют сюжеты из жизни Александра Македонского.
Маленькая гостиная. В маленькой гостиной собрана редкая коллекция в стиле Империи. Мебельный ансамбль помечен клеймом краснодеревщика Пьера-Бенуа Маркиона, его дополняют нарды и уникальные мраморные часы с украшениями из позолоченной бронзы. Эта комната замка Шомон напоминает нам о Жермене де Сталь, гостившей здесь в апреле и августе 1810 г., во время печати ее книги De L’Allemagne в одной из типографий Тура.
Бильярдная. В Бильярдной сохранился расписанный деревянный потолок, выполненный по заказу принца и принцессы де Бройль. На нем изображены виды на замок XIX века, а также гербы семейств Амбуаз и де Бройль. Гобелены XVI в. брюссельской работы иллюстрируют эпизоды из жизни Ганнибала, полководца Карфагена.
Большая гостиная. Большая гостиная выполнена в неоисторическом стиле, ее дизайн вдохновлен Королевским замком Блуа. Сохранился камин с изображением дикобраза, мебельный гарнитур, состоящий из стола, стульев, табуретов, дивана, чайного стола и комода в стиле Наполеона III. Желтый шелковый брокат с цветочными мотивами покрывает стены, а обстановка воссоздает изысканную атмосферу салона принцессы де Бройль.
Часовня. Часовня построена на рубеже XVI века и сохранила скульптурное убранство в готическом стиле. Ее освещают витражные окна, иллюстрирующие историю Шомона от момента возникновения до событий семьи де Бройль. По сторонам от алтаря размещены четыре картины XV в. арагонской школы и посвященные эпизодам из жизни Иоанна Крестителя, Рождению Богородицы и Дороге на Голгофу.
Парк Шомон-сюр-Луар. Здесь ежегодно проводится Международный садовый фестиваль. Сочетание творческих сил природы и человека раскрывает красоту каждого растения и каждого сезона, наполняя парк очарованием вечной молодости и цветения.
Фестиваль садов открыт для посещения с апреля по сентябрь. Если вы любите природу, вас, безусловно, также очарует парк замка Шамбор, занесенный в список наследия природы Франции, удивительные сады замка Вилландри и роскошные сады Версаля.
Франция, карта расположения замка Шомон-сюр-Луар