Кафедральный собор Бургоса, легенда Кастилии | TourPedia.ru

Кафедральный собор в Бургосе, «творение ангелов»

Город Бургос — древняя столица Кастилии, расположен на реке Арлансон, притоке Дуэро. В 882 году, после того как король Альфонсо III Леонский отбил этот город у мавров, граф Диего Родригес Порселос выстроил здесь хорошо укрепленный замок, которому суждено было сыграть большую роль в дальнейших событиях Реконкисты. Сто лет спустя граф Фернандо Гонсалес, основатель Кастильского графства (впоследствии королевства), перенес сюда свою столицу. Сегодня Бургос известен многими замечательными архитектурными памятниками эпохи Средневековья., представляющими собой культурные достопримечательности Испании.

вид на бургосский собор

В исторический центр Бургоса можно попасть через городские ворота Арко де Санта-Мария, украшенные статуями кастильских королей. Сразу за воротами открывается квадратная площадь, за которой высится грандиозный собор Санта-Мария — один из наиболее значительных средневековых памятников в Испании. Собор является наиболее ярким памятником испанской готики. Его гигантская аркада стала атрибутом храмов испаноязычного мира.

громада бургосского собора

Кафедральный собор в городе Бургос, или собор Богоматери в городе Бургос — внушительное здание, поражающее своей неожиданной воздушной легкостью, противоречащей его огромным размерам. Хотя собор строился на протяжении трех веков, он выглядит удивительно гармоничным. Каждая часть его имеет значение и вносит свой вклад в красоту всего ансамбля.

пейзаж с бургосским собором

Кафедральный собор в Бургосе, история возведения

фасад бургосского собора

Бургосский собор был заложен в 1221 году указом короля Фернандо III Кастильского (1217—1252) епископом Маурисио. Прототипами храма стали знаменитые французские соборы в Реймсе и Бурже

король Фернандо

Святой Фернандо III Кастильский ( 5 августа 1199, Самора — 30 мая 1252, Севилья, Испания) — король Кастилии, Толедо и Эстремадуры с 1217 года, король Леона и Галисии с 1230 года, старший сын Альфонсо IX от второго брака с Беренгарией Кастильской. Фернандо окончательно объединил в своих руках Кастилию, Леон и Галисию, образовав единое королевство Кастилия и Леон. Во время своего правления Фернандо активно проводил Реконкисту, завоевав практически все мусульманские государства на юге Пиренейского полуострова, присоединив их к своим владениям. В 1671 году Фернандо Кастильский был канонизирован

Автором грандиозного проекта является испанский архитектор Энрике, строитель собора в Леоне. Как это обычно бывало, сооружение собора растянулось на несколько столетий, и над его строительством трудились, сменяя друг друга, несколько поколений архитекторов.

макет собора в бургосе

Первые богослужения в храме начались уже в 30-х годах XIII века. К 1260 году строительство всех главных частей здания было в основном закончено, за исключением западного фасада и башен.

В 13-14 вв. собор дополнился боковыми капеллами и клуатром. В этот период французских мастеров сменили испанские зодчие и каменотёсы. Окончательно собор был завершен в 1567 году.

Достраивали собор немецкие зодчие. В частности, ажурные завершения двух башен собора, поднимающиеся на высоту 84 м, возводил немецкий мастер Иоганн из Кёльна (испанцы на свой лад именовали его Хуан де Колониа). Последние постройки собора имеют уже ренессансный облик.

Сын Иоганна Симон построил великолепную капеллу Коннетабля. Кроме того, он помогал испанцу Хуану де Вальехо в сооружении башни над средокрестием (1568).

В начале XVI столетия архитектор Фелипе де Боргонья начал, а другой зодчий, Хуан де Вальехо, завершил в 1567 году световую башню-фонарь над средокрестием собора. Эта поднимающаяся на высоту 54 м башня имеет вид восьмигранника с остроконечными башенками по углам.

Последние существенные перестройки в соборе относятся к 18 веку, когда были созданы сакристия, капелла святой Фёклы и капелла Реликвий. В этот же период были частично перестроены порталы главного фасада. Единственными значимыми изменениями 19-20 вв. стали реконструкция капеллы Сантиссимо-Кристо и реставрация клуатра.

своды собора в бургосе

Собор в Бургосе стал первой значительной готической постройкой в Испании. Наряду с Кельнским, Аахенским, Руанским, Шартрским и Амьенским соборам, он принадлежит к числу лучших готических соборов Европы. «Творением ангелов» называл его испанский король Филипп II.

ангел и череп

Архитектура и достопримечательности Бургосского собора

собор в бургосе старая гравюра

Перед собором стоит памятник паломнику в рубище. Памятник посвящен всем странствующим путешественникам по святым местам. Перед собором есть два красивых средневековых фонтана.

статуя пилигриму

Величественное здание собора обильно украшено в присущей готическим храмам манере статуями гаргулий и мифических существ.

Западный фасад, где располагается главный вход в собор — Пуэрта Реал (XIII в.), — вдохновлен лучшими образцами французской готики и отличается редким по красоте скульптурным убранством. Он состоит из трех стрельчатых арок. Иконография их скульптурного декора связана с прославлением Девы Марии.

западный фасад

Второй ярус фасада украшен окном-розой, а третий образован изящной галереей со статуями кастильских королей. Выше находится балюстрада со статуей Богоматери с Младенцем и надписью Pulchra es et decora («Как ты прекрасна, как привлекательна»). По бокам возносятся две башни с ажурными шпилями.

ажурные шпили бургоса

Портал северного трансепта именуется Вратами апостолов или Пуэрта-де-ла-Коронерия (Puerta de los Apóstoles, Puerta de la Coronería). Он интересен статуями 12 апостолов и двухъярусным тимпаном 13 века, который посвящен теме Страшного суда.

Южный портал трансепта известен как Священные врата (Puerta Sacramental) и является одним из лучших образцов готической скульптуры 13 века в Испании. Декор портала основан на популярном романском мотиве «Христос во славе», однако выполнен в новой готической стилистике.

Наиболее примечательным элементом портала является тимпан, приписываемый мастеру из Амьена. Также южный фасад украшает окно-роза и галерея со статуями Христа и ангелов.

В плане собор имеет форму латинского креста размером 84 м в длину и 59 м в ширину. Собор разделен на три нефа: широкий и высокий центральный и два менее крупных боковых. Основной корпус храма пересекает трансепт той же высоты, что центральный неф. Собор перекрыт системой крестовых сводов.

Вдоль второго яруса центрального нефа, непосредственно под витражами верхнего ряда окон, тянется элегантная галерея трифория, каждая арка которого обрамлена скульптурами в виде человеческих головок.

Также в соборе можно увидеть три витражных окна-розы. Самыми ранними постройками стали апсида с деамбулаторием и пресвитерий, затем появилось средокрестие и нефы.

Интерьер собора грандиозен; многие помещения строились во времена ренессанса и барокко, в XIV-XVII вв., поэтому здесь множество позолоты, пышной каменной резьбы, алтарей, скульптур и прочих сокровищ.

Часть скульптур в интерьере выполнена известным испанским скульптором эпохи Ренессанса Диего де Силоэ. Он же создал и знаменитую Золотую лестницу — Эскалера Дорада, устроенную в северном трансепте собора.

золотая лестница

Эта большая двойная лестница, выполненная из бело-розового мрамора, украшена позолоченными перилами и многочисленными рельефами. Рядом с ней находится удивительная реликвия — золоченая повозка, украшенная скульптурой ангела.

реликвия на колесах

Главный алтарь изготовлен в 1562 году братьями Родриго и Мартином де ла Айя. Среди представленных в нем сцен земной жизни Девы Марии выделяется изображение «Мария на троне».

статуя девы марии

В капелле святой Фёклы, первой со стороны северного бокового нефа, интересен главный алтарь в стиле чурригеско и богато украшенный полихромной лепниной купол.

купол бургоса

В одном из углов средокрестия находятся забавные часы XVI столетия, известные как «Papamoscas» («Пожиратель мух») — так местные жители прозвали бронзовую фигурку человечка, который отбивает часы и при этом открывает рот.

пожиратель мух

В Бургосском соборе покоятся останки национального героя Испании, героя многочисленных поэм, романсов и преданий легендарного рыцаря Родриго Диаса де Вивара, известного как Сид Кампеадор  или Эль Сид, а также его жены Химены.

гробница сида

Здесь же с 2007 года находится легендарный меч Тисона, предположительно принадлежавший Эль Сиду. Другой легендарный меч, Дюрандаль, принадлежавший герою французского эпоса рыцарю Роланду, находится в скале города Рокамадур. Также здесь можно видеть подвешенный на стену походный сундук Сида Кампеадора.

сундук сида

Надгробие епископа Гонсало де Инохоса (ум. в 1327 г.) — один из лучших образцов средневековой испанской резьбы по камню, портретное сходство сочетается здесь с удивительным по красоте саркофагом.

саркофаг епископа

Также в соборе похоронены основатель храма епископ Маурисио, принц Хуан — сын короля Альфонсо Х и другие члены кастильской королевской династии и епископы.

саркофаг епископа акунья

гроб епископа

гробница санчо

саркофаг алонсо

Как и все средневековые соборы Европы, Бургосский собор окружен венцом капелл — их здесь пятнадцать, и практически каждая является самостоятельным произведением искусства. Самая старая из них — капелла Сан-Николас (XIII в.).

Центральная капелла

Капелла св. Феклы

Капелла св. Анны

Капелла св. Григория

капелла св. Иоанна

Среди более поздних выделяется восьмиугольная в плане капелла Коннетабля, примыкающая к восточной части собора и, как короной, увенчанная восемью маленькими башенками.

Капелла Коннетабля находится в центральной части деамбулатория, украшенного каменными барельефами Филиппа Бигарни и других мастеров. В ней погребен коннетабль (командующий войсками) Кастильского королевства Педро Эрнандес де Веласко, от чего капелла и получила свое название.

гробницы часовни коннетаблей

изваяние коннетабля

Она была построена в 1482—1489 годах зодчим Симоном де Колониа, сыном мастера Иоганна из Кёльна. В окнах капеллы сохранились замечательные витражи. Также заслуживают внимания изящный звездчатый свод, три ретабло работы Хиля и Диего де Силоэ и Филиппа Бигарни и картины кисти Хуана Риччи, Джампетрино и других художников.

капелла коннетабля

В средней части главного нефа, перед средокрестием, располагается хор, наиболее примечательным элементом которого являются резные деревянные сидения, выполненные Филиппом Бигарни в стиле платереско (нач. 16 века). Здесь же находятся два органа и захоронение епископа Маурисио.

Фронтальная перегородка хора относится к началу 17 века и создана в виде мраморного ретабло, украшенного ценными картинами и скульптурами.

Среди художественных сокровищ Бургосского собора следует назвать изображение святой Марии Магдалины в одноименной капелле, относящееся к школе Леонардо да Винчи (считается, что его автором был Джиана Петрино, ученик великого Леонардо), и уникальное распятие из кожи буйвола (XIII в.) в капелле дель Сантиссимо Кристо, изготовленное мастером Никодемусом и известное как Эль Кристо де Бургос.

Через портал Пуэрта дель Клаустро, украшенный скульптурами XIV—XV веков, изображающими царя Давида, пророка Исайю и Деву Марию, можно попасть в примыкающий к собору клуатр — внутренний дворик, окруженный галереями, где сейчас располагается музей. В его уникальном собрании представлена вся история испанского искусства — от раннего Средневековья до нового времени.

Готический двухэтажный клуатр 13 века отличается гармоничной архитектурой и обилием скульптурного декора. Здесь размещены статуи епископов и королей и величественный фигурный портал.

В одной из капелл клуатра располагается сокровищница и музей религиозного искусства, главной ценностью которого является ренессансная скульптура «Христос у колонны» работы Диего де Силоэ.

христос у колонны

Бургосский собор входит в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это действующий храм, в котором зоны для верующих отделены от помещений, открытых для осмотра туристами.

панорама бургосского собора

Испания, фото Бургосского собора

Испания, карта расположения собора в Бургосе

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика

Изображение защищено