Босра — небольшой город Сирии, который примечателен своей древней историей и сохранившимися здесь памятниками старины, благодаря которым он был включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Находится он в южной части Сирии, на Хоранской равнине, в 140 км от столицы страны Дамаска, в 19 км от иорданской границы и является центром провинции Гауран. В городе обитают 80 тысяч жителей.
История города Босра
Около 200 г. до н.э. в Сирии утвердилась династия Селевкидов – потомков Селевка I Никатора, одного из полководцев Александра Македонского. В 88 г. до н.э. арабы-набатеи, разбившие в кровавой битве войска Антиоха XIII, последнего правителя из династии Селевкидов, подчинили Южную Сирию своей власти и основали здесь ряд новых городов, в числе которых была Босра (Бусра). В 106 г., при императоре Траяне, римляне сделали этот город столицей своей новой провинции – Аравии, в которую вошли земли бывшего царства набатеев.
В римскую эпоху Босра приобрела значение важного политического и экономического центра. Здесь был расквартирован III легион Киренаики, охранявший южные границы Римской империи. Нова Траяна Босра, как отныне стал называться город, лежал на путях транзитной торговли, соединявших северные города Сирии с Палестиной и Аравией. Путь с севера на юг, к Красному морю, проходивший через Дамаск, пересекался здесь с дорогой, связывающей южную часть Средиземного моря с Персидским заливом. Но своего наивысшего расцвета Босра достигла во времена правления в Риме императоров сирийской династии, основателем которой стал Филипп Аравитянин (Филипп Араб), правивший в 244–249 гг.
В эти времена Босра насчитывала 80 тысяч жителей. В городе сооружались великолепные храмы, дворцы и другие общественные здания, в облике которых отразилось сочетание римских традиций с чертами набатейского зодчества. Но, без сомнения, самым ярким памятником этой эпохи стал знаменитый театр, построенный в начале II столетия, который прекрасно сохранился и даже спустя две тысячи лет продолжает потрясать воображение.
Театр в Босре
Театр в Босре – одно из грандиознейших сооружений римской эпохи. Диаметр его зрительного зала составляет 100 м. Он вмещал 15 тысяч человек, что само по себе является своеобразным рекордом для провинциального города.
Театр поражает своей массивностью, но не тяжеловесностью. Прочность конструкции сооружения подчеркивается красотой рисунка каждой детали. От площадки орхестры (сцены) тремя ярусами круто, под углом около 45 градусов, поднимаются тридцать пять рядов мест для зрителей, сооруженных, как и все здание театра, из тесаного серовато-черного базальта вулканического происхождения. Сиденья для знатных горожан оформлены в виде кресел с высокими прямоугольными спинками.
В XIII в., после изгнания крестоносцев из Палестины, арабы превратили огромное здание театра в крепость. Все здание было охвачено мощной оборонительной стеной с башнями, наружные каменные стены театра укреплены, а зрительный зал засыпан землей. Как ни странно, но именно эти меры позволили античному театру прекрасно сохраниться: семь веков он пробыл под землей в целости и сохранности, и в 1947 г. в руки археологов Сирийского управления по охране древностей попало настоящее сокровище – огромный античный театр, сохранившийся лучше, чем где бы то ни было!
Переживший столетия, этот великолепный памятник архитектуры пал жертвой современного вооруженного конфликта в Сирии и был серьезно поврежден во время минометного обстрела.
Другие достопримечательности Босры
О былом великолепии античной Босры сегодня напоминают многочисленные остатки римских построек, сохранившихся в городе. Распланированная по римскому образцу, Босра представляла собой окруженный крепостными стенами прямоугольник с воротами на каждой из четырех сторон. Из них лучше всего сохранились западные ворота (II в.). С севера на юг и с востока на запад город пересекали две традиционные центральные улицы, обрамленные портиками, – кардо и декуманум. Бывшая римская декуманум и сегодня является главной улицей Босры. С востока ее завершают суровые, сложенные из блоков черного камня Набатейские ворота. Как считается, это – входные ворота несохранившегося дворца последнего набатейского царя Рабхала II.
В центре главной улицы высится монументальная триумфальная арка с тремя пролетами. Ее центральный пролет вдвое шире боковых и имеет высоту 13 м. Арка сложена из больших блоков темного вулканического камня и облицована тщательно обработанными плитами.
Еще в конце XIX в. в Босре можно было видеть громадные аркады и стены дворца римского правителя Босры. Дворец был двухэтажный. В его центре находился обширный зал, открывавшийся на галерею, обрамлявшую дворец с южной и северной сторон. Теперь от этого дворца почти ничего не осталось: его руины постепенно разбирались местными жителями.
В византийскую эпоху Босра некоторое время являлась центром епископства. От этого времени в городе сохранились руины огромного кафедрального собора во имя Свв. Сергия, Вакха и Леонтия, сооруженного в 512–513 гг. Когда-то это была одна из самых больших христианских церквей Сирии. Собор выстроен в плане греческого креста, диаметр его купола превышал 12 м. От внутреннего убранства собора ничего не сохранилось.
Не в лучшем состоянии дошел до наших дней и другой памятник византийской эпохи – монастырь Бохейры, расположенный к северу от собора. По арабскому преданию, Бохейра был монахом-отшельником, предсказавшим юному Мухаммеду – будущему пророку – великое будущее. Древняя монастырская церковь-базилика сохранила следы множества достроек и перестроек и сегодня лежит в развалинах.
После завоевания Сирии арабами Босра стала местом остановки паломников на пути в Мекку. В это время здесь было сооружено несколько мечетей. Среди них выделяются мечеть Фатимы (Х – XIII вв.), стройный минарет которой высится между руинами собора и базилики Бохейры, и мечеть аль-Мабрак (XII в.). Наиболее интересна мечеть Омара – главная мечеть средневековой Босры. Она была построена при Омейядах в VIII в., а в XIII в. перестроена. Материалы для постройки мечети были взяты из разрушенных античных сооружений.
Во время крестовых походов в Босре, важном стратегическом пункте, была сооружена большая крепость. Ее построил легендарный Салах-ад-дин (Саладин). При этом арабы использовали в качестве цитадели античный театр. Они обнесли его оборонительной стеной с многочисленными, близко расположенными друг к другу башнями. Крепостная стена в точности повторила очертания театра, поэтому крепость в Босре имеет своеобразную форму правильного полукруга. Сохранился окружавший крепость ров, через который перекинут мост на сводчатых опорах, ведущий к воротам, защищенным двумя мощными прямоугольными башнями. Узкий проход, дважды поворачивающийся под прямым углом, ведет от входных ворот в сводчатую галерею. Она по спирали поднимается вдоль крепостной стены и переходит в боевой ход, протянувшийся вдоль стен. С внешней стороны его обрамляют стены башен и куртин крепости. В верхнем помещении одной из южных башен устроен небольшой музей, в котором собраны археологические находки, сделанные в Босре и окрестностях.
Упадок Босры начался при турках, когда пути паломников в Мекку прошли гораздо западнее города. Сегодняшняя Босра – небольшой городок на юге Сирии, хранящий сокровища прошедших времен. Из других древних городов, сохранивших наследие былых веков, также можно выделить города Лептис-Магна и Сабрата в Ливии, алжирский Тимгад, величественный африканский Колизей в тунисском Эль-Джеме, руины Пальмиры, Хатры и Баальбека.
Сирия, карта Босры