Бейт-Шеарим (в дословном переводе “дом врат”) — национальный парк Израиля, расположенный на южном склоне гор Нижней Галилеи, по дороге из Назарета в Хайфу. Парк расположен на месте археологических раскопок древнего города и некрополя Бейт-Шеарим, который исторически располагался на этом месте и сохранился до наших дней в виде целого комплекса пещер и тоннелей.
Бейт-Шеарим, история древнего города
Люди на месте древнего поселения жили еще со времен правления царя Ирода Великого, в первом же веке нашей эры здесь был город, известность которого наступила после того, как римские легионы Тита во второй половине I века захватили Иерусалим и подвергли его жителей репрессиям, в том числе запретив хоронить своих усопших на Масличной горе. Это было традиционное место еврейских захоронений, и располагалось напротив ворот, в которые должен войти Мессия (ивр. «Машиах«). Тогда и стал популярен Бейт-Шеарим, первые упоминания о котором встречаются в книге историка Иосифа бен Матитьяху (он же Иосиф Флавий), который описывает город как административный центр земель Береники, дочери Агриппы I и сестры Агриппы II. Упоминается Бейт-Шеарим и в связи с антиримским восстанием под предводительством Бар Кохбы в 132-135 гг .
Подлинный расцвет города наступил, когда выдающийся религиозный и политический деятель тех времен рабби Иехуда ха-Наси сделал Бейт-Шеарим местопребыванием Синедриона, высшего судебного и религиозного органа иудеев. Рабби, ставший главой Синедриона, здесь долгое время жил, работал, а впоследствии был похоронен.
В своем завещании рабби просил похоронить себя в некрополе по-простому, в двухместном захоронении (для него и супруги) в семейном склепе, а не в дорогом саркофаге, хотя на бедность он не жаловался. Такое соседство придало некрополю Бейт-Шеарим статус “святого” места и послужило увеличению его популярности. Быть захороненным рядом с великим учителем желали даже богатые жители близлежащих стран — Вавилона, Тира, Бейрута, Аравии. Подобного рода погребение не было широко доступным, т.к. вырубка пещеры, изготовление саркофага, ворот и дверей, их украшения и прочее стоили очень дорого.
Бейт-Шеарим просуществовал до середины IV века, когда в 351 г. император Констанций Галл сжег город дотла, подавляя очередное восстание. Жители покинули руины, и лишь пастухи изредка пользовались ими как убежищем от непогоды. Постепенно время и природные катаклизмы стерли последние следы процветавшего некогда поселения, и некрополь Бейт-Шеарим на долгие века перешел в разряд легенд. Возникшее в 16 веке неподалеку арабское поселение назвали по имени похороненного там шейха – Шейх Ибрек.
Бейт-Шеарим, исторический и культурный объект Израиля
В 1871 году сотрудники Фонда изучения Израиля приступили к исследованиям истории этого поселения, но археологические раскопки были начаты только в 1936 году. Руководил работами известный израильский ученый Биньямин Мазер. Раскопки продолжались до 1940 года. В их ходе и были обнаружены хорошо сохранившиеся древние захоронения и остатки легендарного еврейского города.
В 1953 -1957 годы археологам из Еврейского университета во время раскопок удалось обнаружить древний некрополь. Здесь были найдены высеченные в стене катакомбы с погребальными нишами. Некоторые из катакомб представляли собой семейные захоронения. Орнаменты, украшающие захоронения, довольно часто включают в себя изображения еврейских символов и ритуальных предметов, особенно меноры и Ковчега Завета. Было обнаружено около 250 эпитафий. На большинстве из них надписи выполнены на греческом языке, остальные – на иврите, арамейском языке или на его пальмирском диалекте. Эпитафии указывают на имя покойного и имя его отца, а иногда также на его происхождение, профессию, должность и место рождения. Некоторые эпитафии содержат похвалы покойному или выражают печаль по поводу его смерти. Одна из эпитафий гласит: «Мужайся, Юстус. Все люди смертны».
Наряду с греческими именами встречаются и еврейские имена, написанные греческими буквами. Некоторые надписи выражают веру в вечную жизнь. Две эпитафии составлены на греческом языке в стиле Гомера. В той же катакомбе был найден вторично использованный саркофаг с изображением сцен греческой мифологии.
Некрополь Бейт-Шеарима также является и местом упокоения рабби Иегуды ха-Наси и его семьи. В одной из пещер археологами были обнаружены захоронения, на которых были надписи: «рабби Шимон»; «Это место погребения рабби Гамлиэля»; и «Ханина Малый». Известно, что перед своей смертью Иегуда ха-Наси назначил сына Шимона одним из судей, Гамлиэля (второго сына) — патриархом, а своего наиболее выдающегося ученика Ханину бен Хаму — главой иешивы.
Ученые отметили, что некрополь был спроектирован и построен выдающимися инженерами. Попасть в него можно было только со двора, пройдя сквозь низенькую каменную дверь. По всей протяженности тоннелей в разных местах имелись лестницы, поднявшись по которым, можно оказаться в огромных залах-усыпальницах.
Что же касается собственно самого города Бейт-Шеарим, то археологам удалось раскопать руины жилых зданий, которые были построены из базальтовых плит, синагоги 4 века, а также маслодавильни. В 2015 году некрополь Бейт-Шеарим был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.