Руины уникальной археологической достопримечательности Турции, древнего эллинского города Пергам находятся на западе Малой Азии, на территории турецкого района Бергама. Пергам, входящий в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, располагается к северо-западу от города Бергама. Город лежит между речками Кестел (Кетейос) и Бергама (Селинос), они огибают городской холм с трех сторон. На территории города был обнаружен Асклепион, упоминающийся в Откровении Св. Иоанна Богослова как языческий храм: «…И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол Сатаны…». Первохристиане всерьез полагали, что находящийся в городе знаменитый Пергамский алтарь используется для человеческих жертвоприношений. Также Пергам прославил себя изобретением пергамента, что ускорило развитие образования, наук и искусств, стало предпосылкой для создания огромных библиотек.
Пергам, история древнего города
Пергам был столицей эллинистического Пергамского царства, достигшего расцвета в 263-159 гг. до н. э. Это был оживленный город, на площадях которого звучала речь многих племен, населявших Пергамское царство: мидийцев, пафлагонцев, греков и македонцев. Полис считался третьим по величине городом античного мира (после Рима и Александрии). Он прославился своей великолепной архитектурой, библиотекой, которая соперничала с александрийской, музеем скульптуры, научными школами и крупнейшим центром театрального искусства.
Если верить легенде, то основателем Пергама был Пергам, сын Андромахи и Гелена, потомка троянского царя Приама. Свое имя Пергам получил в память о Троянской войне. После смерти отца сын с матерью перебрались в Малую Азию, где Пергам основал город, получивший его имя. Первые же письменные упоминания о городе относятся к 4 веку до нашей эры. После смерти Александра Македонского один из его сподвижников-диадохов, Лисимах, захватил почти всю казну бывшего завоевателя мира, состоявшую из бесчисленных сокровищ, награбленных когда-то в Персеполе, Индии и Вавилоне. Для хранения казны коварный Лисимах избрал подземелья находящейся в Пергаме неприступной крепости на вершине скалы. По сей день там сохранились вырубленные в твердом камне коридоры, где были сложены драгоценности македонского царя. Лисимах доверил охрану сокровищ своему слуге – евнуху Филетеру. Но слуга, в свою очередь, присвоил казну и, чтобы ее удержать, перешел на сторону Селевка I Никатора, врага Лисимаха. Все эти события происходили в 287 г. до н.э.
Пергам был важным торговым и культурным центром благодаря своему географическому положению: он находился между портами Средиземноморья и внутренними районами Малой Азии, откуда шли торговые пути вглубь Востока. Именно оттуда, с Востока, в город прибыли знаменитые врачеватели, основавшие в Пергаме знаменитую на весь эллинский мир медицинскую школу.
Несмотря на все свое величие, город Пергам неуклонно катился к закату, и причиной тому были как непомерная гордыня его царей, так и зависть соседей: Пергам преуспевал в торговле и утопал в сокровищах, собранных со всего Восточного Средиземноморья. Поэтому Пергам вел постоянные войны: с селевкидами, Македонией, Галатией… Богатства города расточались на роскошные постройки и содержание армии наемников, которые его же в конечном счете и предали. Царям Пергама пришлось обратиться за помощью к распространившему свое влияние на Малую Азию древнему Риму, и царство стало постепенно утрачивать свободу. Пергам оказался для римлян царским подарком: не пришлось строить новый город, так как Пергам все еще был цел и невредим.
При поддержке римлян Пергамское царство стало самым сильным в Малой Азии, но величие его клонилось к закату — эпилог в истории великого города написал последний пергамский царь Аттал III (138-133 гг. до н. э.). В 133 г. до н.э. Аттал умер бездетным, завещав царство римлянам. Странное решение царя вызвало бурю эмоций, но что можно было ожидать от мизантропа и жестокого тирана, который в свободное время занимался выращиванием ядовитых растений.
Столица Атталидов находилась в 30 км от Средиземноморского побережья и располагалась на трехсотметровой скале, разделявшей два притока реки Каик – Селинунт и Кетий. Со временем выступы скалы были превращены в просторные террасы. Фактически греческие архитекторы построили три города один над другим, соединив их лестницами с бельведерами и террасами, несущими двухэтажные портики, удачно вписавшиеся в пейзаж.
В верхнем городе, административном квартале, находилась двойная агора – площадь с храмом Диониса. На его верхней площадке стоял большой алтарь Зевса и Афины – здание замечательное как своими размерами, так и красотой скульптурного убранства, а также святилище Афины Паллады, ограниченное с двух сторон портиками. На той же площадке еще располагалась библиотека, а на самом верху – дворец и обширный арсенал. Немного ниже под террасой размещался театр.
В среднем городе находился великолепный гимнасий, учебно-просветительское учреждение для знатных юношей, построенный на разных уровнях, соединенных широкими лестницами и подземными переходами, а также храмы Деметры и Геры. Нижний город с обширной площадью, окруженной двухэтажной колоннадой, был торговым центром и обителью большей части 120-тысячного населения.
Своим богатством, успехами и славой Пергам обязан был не только торговле, но главным образом наличием богатейших угодий, где выращивали хлеб, оливы, виноград, а также занимались селекционным животноводством. В самом Пергаме производили благовонные масла, тонкое льняное полотно и золотую парчу, а также «бумагу» собственного изобретения – пергамент.
В 133 г. Пергам сделался столицей римской провинции Азия, и римские правители также не жалели денег на украшение города. На Акрополе вырос гигантский храм императора Траяна. Каждая его колонна была вдвое выше храма Афины, стоявшего рядом. В III в. на террасе театра возник храм в честь императора Каракаллы, который приезжал лечиться у знаменитых пергамских врачей. Этот храм был невелик, но зато отделан драгоценным цветным мрамором.
Римляне построили в Пергаме еще два театра на 25 и 35 тысяч зрителей, так что в городе стало больше театральных мест, чем зрителей. После распада Римской империи, уже при византийцах, в 713 г. этот замечательный малоазийский город был разрушен арабами. Пергам, который, по словам историка Плиния Старшего, являлся «учителем Рима», ушел в небытие навсегда. С 1330 г. территория, на которой располагался Пергам, перешла туркам. До начала XX в. жители турецкого города Бергама и не подозревали, что живут на руинах великого города Древнего мира, они ими просто не интересовались. Более того, куски мрамора со следами скульптурных изображений, которые выкапывали турецкие крестьяне, пережигались ими на известь.
Достопримечательности Пергама
В наши дни на месте древнего Пергама, на территории Турции, сохранились развалины, по которым все же можно представить себе, каким был городской ансамбль. Пергам был классическим эллинистическим городом, окруженным высокой крепостной стеной с вратами Эвмена. В центре города возвышалась гора, на ней были сооружены террасы, на которых находились постройки: на верхних площадках — дворцы пергамских царей, арсенал и храм Траяна, ниже — храм Афины Никефоры с чудесной колоннадой из 190 колонн, библиотека, храм Деметры, Большой алтарь Зевса. На западном склоне холма разместился театр. На равнине сохранились руины Красного зала (Красной базилики).
Сохранилось много фрагментов храмов, дворцов с искусными мозаичными полами, фортификационных сооружений. Благодаря археологическим раскопкам позднее были открыты остатки рынка, гимнасий, святилище Асклепия (Асклепион) — весьма обширный комплекс с храмами, колоннадами, лечебными залами, театром и библиотекой в юго-западной части Пергама. Асклепион, построенный еще в IV в до н. э. в первую очередь как культовое сооружение, постепенно и особенно при римлянах стал выполнять роль лечебницы и санатория. Расцвет его пришелся на II в. н. э. Больные принимали ванны в отделанных бронзой бассейнах, пили целебные воды, а руки искусных массажистов и благовонные притирания возвращали силу ослабевшим мускулам. В здравнице можно было отдохнуть в тени галерей, сидя на каменных скамьях или прислонившись к колонне. Под сводами здесь были скрыты особые рупоры и через них доносились голоса невидимых врачей-психотерапевтов. Они убеждали больных забыть свои недуги, не думать о горестях и физических страданиях, подавлять болезнь силой собственного духа. Здесь любили бывать многие античные философы и политики. Извивающаяся змея — символ бога врачевания — вырезана в камне на зданиях Асклепиона. В христианскую эпоху святилище утратило свое значение, и языческий храм был перестроен в церковь.
Славу городу принесла также знаменитая библиотека, вторая по величине в Древнем мире после Александийской. В прохладных залах в мраморе стен были устроены выложенные кедром ниши. В них хранили 200 тысяч свитков с творениями греческих философов и поэтов, трудами географов, священными книгами персидских, египетских и иудейских жрецов. В библиотеке во множестве хранились рукописи по медицине, ведь Пергам считался центром медицинской науки и врачевания.
Древний Пергам был заново открыт во второй половине XIX в. немецким археологом Карлом Хуманом (1839-1896 гг.). Инженер по профессии, он руководил строительством дорог в Турции и сумел добиться, чтобы бесценные находки по согласованию с турецкой стороной переходили в собственность Германии. Фрагменты зданий, которым цены нет, на повозках пять часов перевозились к побережью, перегружались на немецкие корабли и отправлялись в Берлин. Здесь их собирали в специально построенном Пергамском музее (Пергамон).
Главная ценность в музее — посвященный Зевсу Пергамский алтарь — одно из сокровищ великого города Древнего мира. По одной из версий истории появления этого сооружения, примерно в 180-159 гг. до н. э. царь Эвмен II воздвиг грандиозный алтарь с идущим по внешней стороне круговым рельефным фризом (борьба богов и гигантов) и меньшим фризом на стенах дворика (жизнь мифических основателей города). Ваятели Пергама создали великолепный фриз, который украшал алтарь и воспроизводил схватку богов и восставших против них гигантов. Фигура Зевса превосходит остальные величиной и силой. Вооруженный молнией, верховный бог ведет бой сразу с тремя гигантами. Громовержец сокрушает своих врагов, и они гибнут в страшных мучениях. Алтарь уже в свое время был признан выдающимся произведением искусства.
После Второй мировой войны алтарь в числе прочих ценностей совершил новое путешествие: в качестве трофея он был вывезен из Берлина советскими войсками. С 1945 г. он хранился в Эрмитаже и был доступен посетителям. В 1958 г. алтарь был возвращен Германии как жест доброй воли советского руководителя Хрущева, для петербургского музея была создана гипсовая копия сооружения.