Белур и Халебид, архитектурные сокровища Карнатаки

В мире хорошо известна архитектура империи Хойсалов, пришедшей на смену династии Чола – сложные, испещренные мелкими деталями и устремленные ввысь индуистские храмы, развивающие архитектурное наследие Чола. Две столицы империи Хойсалов, Белур и Халебид, принадлежат к числу основных туристических центров индийского штата Карнатака, среди которых есть такие удивительные архитектурные достопримечательности Индии, как храмы Хампи, Паттадакала, Бадами, Айхоле.

Древние храмы Хойсалов

На первый взгляд храмы Хойсалов кажутся скромными строениями, приземистыми и лаконичными по стилю. Однако при ближайшем рассмотрении поражает богатство детальной и чувственной скульптуры, покрывающей каждый сантиметр внешней части храма.

Создать столь причудливую вязь резьбы позволял материал, использованный в постройке храма: мягкий стеалит, или мыльный камень, который при окислении твердеет и дает стеклоподобную, гладко отполированную поверхность. Степень детализации такая же как у изделий из сандалового дерева и слоновой кости. По мере того, как развивался этот стиль, детали становятся свободнее и динамичнее. Своей вершины он достиг в Сомнатхпуре.

Прекрасные скульптурные группы, в том числе утонченные, чувственные женские образы, располагаются под карнизом здания, закрепленные с помощью подпорок вверху и внизу. Они созданы позднее (кроме, возможно, храма Сомнатхпура) и не несут структурной функции.

Другая техника, которая чаще ассоциируется с деревом, — это необычная выделка массивных каменных колонн: словно бы обработанные на токарном станке, они напоминают колонны в деревянных храмах Кералы. Скорее всего, их обрабатывали на горизонтальной поверхности, закрепив с обоих концов и вращая с помощью веревки.

Архитектурный стиль храмов, построенных Хойсала, обычно относят к смешанному стилю Весара, а не к северному Нагари или к южному стилю Дравида. Тем не менее, видно большое сходство с храмами западной Индии, как результат контактов, так и в музыке, живописи и литературе, чему способствовали тесные торговые отношения между югом и севером.

Все храмы Хойсала имеют одинаковое звездообразное строение и высокий цоколь, который повторяет форму святилищ и мандап, и представляет собой приподнятую платформу, окружающую храм. Некоторые черты северного стиля, возможно, были привнесены строителем и художниками самого раннего храма в Белуре, которых Вишнувардхана привез с севера Андра-Прадеш.

Характерным для стиля Хойсала является также использование особой каменной кладки без раствора. Некоторые камни скреплены с помощью железных и бронзовых костылей, или скрепами из пазов и шипов. Потолки внутри мандап сделаны в виде ступенчатых сводов, подобно потолкам джайнских храмов Раджастана и Гуджарата, вроде храма Чатурмукха Адинатх в Ранакпуре, и видны они только изнутри, что характерно для стиля Хойсала.

Белур, столица древней династии

Белур (Belur) маленький городок в округе Хассан штата Карнатака в Южной Индии, знаменитый храмом Ченнакешава, являющимся прекрасным образцом индийской архитектуры и скульптуры дравидского стиля. Город расположен на берегах реки Ягачи. В XI–XII вв. Белур (Велапур) был столицей царства Хойсалов (после чего ее перенесли в Халебид), и именно к этому периоду относится постройка главного храма Белура — Ченнакешава, который принадлежит к вайшнавскому культу индуизма и посвящен Кришне.

Действующий храм Ченнакешава (Chennakeshava Mandir) начал строить в 1117 г. царь Вишнувардхана, чтобы увековечить свой переход из джайнизма в индуизм, победу над войсками тамильской династии Чолов при Талакаде и обретение независимости от династии Чалукьев. Храм строили более 100 лет. В плане он, как и остальные хойсальские храмы, напоминает звезду. Главное святилище открывается 4 раза в день для почитания.

Храм Ченнакешава считается одним из шедевров южно-индийской храмовой архитектуры, он является центральной частью храмового комплекса и окружен другими менее значимыми и меньшими по размеру храмами. По периметру храмового комплекса расположена ограда, вход на которую увенчан невысоким гопурамом, который частично разрушен и восстанавливается сейчас.

Храм Ченнакешава знаменит тем, что его фасад полностью заполнен скульптурами и тонкой резьбой, не имеющими ни единого пробела. Поверхность фасадов выполнена горизонтальными фризами, отображающими последовательно рассказы из Пуран, Упанишад, Рамаяны и Махабхараты.

Здесь есть также фриз, состоящий целиком из ползучих растений и орнаментов. Самый нижний фриз украшен 650 слонами, они символизируют устойчивость, вьющиеся растения означают красоту, т.е. каждая часть храма несет определенное смысловое значение.

Здесь помимо скульптур Богов на стенах, меньших по размеру, чем в Халебиде, тонко декорированных фризов с прорезями, живут каменные красавицы, вознесенные под самый карниз. Одна из них — девушка с зеркалом, находящаяся на фасаде, является почти символом Белура.

Колонны в интерьере украшены необычайно детальной резьбой; на центральном столбе Нарасимхи изображено более сотни божеств. Во внутреннем святилище – черная статуя Ченнакешавы – Вишну. Он держит раковину (шанкха) в верхней правой руке, диск (чакра) в верхней левой руке, лотос (падма) в нижней правой и палицу (гада) в нижней левой. По обеим сторонам – его супруги Шридэви и Бхудэви.

Внутри храма помимо 22 пары колонн, каждая из которых отлична от другой пары, бронзовые скульптуры и резные ступенчатые потолки. Как в храме Халебида свет проникает в храм Белура через резные окна, поэтому темно, зато можно купить так называемый световой билет, тогда можно рассмотреть потолки и колонны в свете прожектора.

Маленькие мандапы комплекса Белура, окружающие Ченакешаву хоть и на так богато декорированы, но также очень хороши — они тоже покрыты настенной резьбой и опираются на точеные круглые колонны.

Неподалеку в храме Каппе Ченнигарая (Kappe Chennigaraya) находятся прекрасные статуи в нишах и изображение Нарасимхи (Вишну в образе человека-льва), убивающего демона Хираньякашьяпу.

Среди примечательных барельефов святилища Виранараяна (Viranarayana Mandir), далее к западу, – сцена из «Махабхараты»: Бхима, убивающий демона Бхагу.

Халебид, «мертвый город»

Небольшой городок Халебид или Халебиду находится в 32 км к северо-западу от Хассана в южно-индийском штате Карнатака. Халебид в XII–XIII вв. была столицей могущественной династии Хойсалов, правившей Юго-Западной Карнатакой с XI до нач. XIV в. До того как возвыситься, Хойсалы долгое время были зависимыми от Чалукьев, правителей горных племен в Западных Гхатах.

Первоначальное название Халебида – Дварасамудра или Дорасамудра (Dora Samudra, так же называется расположенный здесь большой пруд). После того как в 1311 г. войска делийского султана Ала-ад-дина Хилджи (правил 1296–1315) под предводительством Малика Кафура овладели городом и фактически сравняли его с землей, поселение было переименовано в Хале-биду (букв. «Мертвый город»).

Несмотря на разорение, учиненное армией Делийского султаната, в Халебиде сохранилось несколько больших храмов периода правления Хойсалов, среди которых наиболее интересны Хойсалешвара и Кедарешвара.

Строительство храма Хойсалешвара начал в 1121 г. царь Вишнувардхана (правил 1110–1152). Оно продолжалось много десятилетий, но так и не завершилось. Неизвестно, какие божества почитались здесь изначально, двойное святилище, как полагают, было посвящено одновременно Шиве и его супруге. Сейчас оба святилища содержат шивалингамы и соединены двумя сообщающимися, частично скрытыми нишами мандап, в которых стоят быки Нанди.

Как и другие храмы Хойсалов, храм Халебида стоит на высоком цоколе, который повторяет звездную форму храма и создает второй ярус, к мандапам ведут лестницы, украшенные по бокам маленькими башенками.

Нижние части черных отполированных колонн обработаны на токарном станке, а верхние очевидно вручную чтобы воспроизвести эффект вращения.

В Хойсалешваре много вишнуитских изображений, есть Брахма на гусе, Кришна, поддерживающий холм Говардхану, Кришна, играющий на флейте, и Вишну (Тривикрама), покрывающий Вселенную тремя шагами. Одно из самых замечательных изображений – демон Равана, потрясающий обитель Шивы – гору Кайлас, населенную различными животными; Шива и Парвати восседают наверху горы.

Танцоры и музыканты занимают место на одном уровне с богами, и предстает необычная (для этого места) эротическая картина, изображающая чувственных девиц, увешанных драгоценностями. На фризе изображены сцены из Бхагавата-пураны и Вишну-пураны, «Махабхараты» и «Рамаяны».

Храм Кедарешвара и группа джайнистских храмов

Примерно в 600 м. к югу от Хойсалешвары, стоят несколько джайнистских храмов, фактически без всякого декора. Единственное их архитектурное украшение фризы под потолками мандап и слоны у входа, а также памятная доска увековечившая дарителя. Храм Ади Паршванатха 13 в., отличающийся большой мандапой при входе, посвящен двадцать третьему тиртханкаре, Паршванатху, а менее древний храм Виджаянатха, построенный в 16 в., который легко узнать по колонне манасастхамба, возвышающейся перед храмом, посвящен шестнадцатому тиртханкаре, Шантинатху.

Храм Кедарешвара построен в 1217–1221 гг. К сожалению, из-за плачевного состояния здания внутрь войти нельзя. Наружную часть храма украшает множество замечательных скульптур, в том числе необычная каменная фигура Кришны, танцующего на чудовищном змее Калии; этот сюжет чаще встречается в бронзе или живописи.

Индия, карта расположения Белура и Халебида

 

 

Похожие статьи

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика